Администрация в организации
8.1. Понятие, состав и роль администрации в организации 8.2. Администрация и подразделения организации 8.3. Функции администрации в организации Понятие, состав и роль администрации в организации
В русском языке слово «администрация» имеет несколько значений: – органы исполнительной власти и управления; – должностные лица управления, руководящий персонал какой-либо организации; – распорядители, ответственные устроители, исполнители; – подразделение, комплексно обеспечивающее процессы функционирования и управления в организации. В организации администрация находится на верхнем уровне управления и частично охватывает средний уровень. Администрация – подразделение, комплексно обеспечивающее процессы функционирования и управления в организации [25]. На практике под администрацией понимается одноименное подразделение организации и состав руководителей. Официальное выделение администрации в каждой организации является необходимым как для внешних контрагентов, так и для членов организации. Состав, позиционирование и полномочия администрации разнообразны. В организации необходимо закрепление места администрации в организационной структуре управления. Это устанавливает минимально необходимый и максимально возможный состав администрации и определяет ее роль в построении и осуществлении процессов управления организацией. Делегирование руководителем ряда функций специально подобранным помощникам, их специализация на выполнении конкретных операций обусловили формирование при руководителе организации первых административных подразделений. Это определило место администрации в иерархии управления.
Положение руководителя определяет ее первый уровень, администрация занимает второй уровень, далее идут специалисты, после – исполнители. Специалисты и исполнители управленческих подразделений верхнего уровня не только составляют большинство сотрудников администрации, но и на практике во многом определяют содержание её деятельности. Это, в частности, проявляется в процедурах, структурах, инструкциях взаимодействия представителей администрации организации с внешней средой. Вся совокупность полномочий и содержание практической деятельности персонала управления по их осуществлению целиком и полностью относятся к администрированию. На нижнем уровне управления функции менеджмента и администрации объединяются и реализуются руководителем в отношении своих непосредственных подчиненных. Здесь менеджмент, администрация и управляющая система в целом объединяются в своем воздействии на управляемую систему организации. Администрирование становится непосредственным инструментом менеджмента, вместе с которым руководитель использует и широкий спектр других, например, экономических или психологических мер воздействия. Освоение и применение всего разнообразия форм и методов руководства подчиненными на всех уровнях также во многом обеспечивается администрацией. Установление иерархии, закрепление полномочий, введение субординации в управляющей системе проявляется при построении организационной структуры, что содержательно разрабатывается, конструктивно разрешается и практически реализуется администрацией организации. Роль и место администрации в организации зависит от следующих факторов: – приоритетов собственника в постановке контроля бизнеса; – специфики деятельности организации; – динамики рынка; – экономических показателей работы; – стиля руководства;
– особенности кадрового состава организации (профессионализм, квалификация); – уровня развития в организации корпоративных отношений; – уровня развития в организации конкуренции среди персонала (внутриорганизационная конкуренция). В организациях с высоким уровнем профессионализма и квалификации постановка и реализация административных функций выполняется безупречно автоматически, в так называемом запрограммированном режиме. В организациях, где в силу объективных обстоятельств целенаправленно формируются низкоквалифицированные и слабоподготовленные кадры, система администрирования базируется на жёсткой централизации, тотальном контроле и постоянном санкционировании. Неизбежное нарушение законодательства, договорных отношений, ответственности переводит управление ими в латентную, нередко криминальную сферу, что неприемлемо для административного менеджмента. Состав администрации представляет собой перечень должностей, входящих в неё. В табл. 8.1 представим в качестве примера состав администрации в государственной (муниципальная администрация городов) и коммерческой (небольшая коммерческая организация) структурах. Таблица 8.1 Состав администрации в различных структурах
Наименование должности | |||||||||||
Государственная структура | Коммерческая структура | ||||||||||
1 | Глава города | Генеральный директор | |||||||||
2 | Первый заместитель главы администрации | Заместитель директора | |||||||||
3 | Заместитель главы администрации по вопросам архитектуры, строительства, землепользования | Финансовый директор | |||||||||
4 | Второй заместитель главы администрации | Коммерческий директор | |||||||||
5 | Заместитель главы администрации по правовым вопросам | Главный инженер | |||||||||
6 | Управляющий делами | Главный бухгалтер | |||||||||
7 | Начальник управления муниципальным жилищным фондом | Начальник юридического отдела | |||||||||
8 | Начальник правового управления | Начальник отдела кадров | |||||||||
9 | Начальник управления потребительского рынка и услуг | Начальник планово-экономического отдела | |||||||||
10 | Начальник управления социально-экономического развития | Начальник производственного отдела | |||||||||
11 | Начальник управления архитектуры – главный архитектор | Начальник отдела сбыта | |||||||||
12 | Начальник управления бухгалтерского учета и отчетности – главный бухгалтер | Начальник маркетингового отдела | |||||||||
13 | Начальник финансового управления | Начальник информационного отдела | |||||||||
14 | Начальник управления жилищно-коммунального хозяйства | – | |||||||||
15 | Начальник отдела сметно-договорных отношений | – | |||||||||
16 | Начальник отдела правовой экспертизы | – | |||||||||
17 | Начальник отдела по обеспечению мероприятий по ГО и ЧС и общественной безопасности | – | |||||||||
18 | Заместитель начальника управления социально-экономического развития | ||||||||||
19 | Начальник административно-хозяйственного отдела | ||||||||||
20 | Начальник отдела транспорта и связи | ||||||||||
21 | Начальник организационного отдела | ||||||||||
22 | Начальник отдела муниципального заказа | ||||||||||
23 | Заместитель начальника управления бухгалтерского учета и отчетности | ||||||||||
24 | Начальник юридического отдела | ||||||||||
25 | Начальник отдела учета и предоставления жилой площади | ||||||||||
26 | Начальник отдела лицензирования деятельности объектов потребительского рынка и услуг | ||||||||||
27 | Начальник отдела экономического анализа | ||||||||||
28 | Начальник отдела по взаимодействию с общественными организациями | ||||||||||
29 | Заместитель начальника финансового управления | ||||||||||
30 | Начальник отдела корреспонденции | ||||||||||
31 | Начальник отдела городского хозяйства | ||||||||||
32 | Начальник отдела информационных технологий | ||||||||||
33 | Начальник отдела приватизации | ||||||||||
34 | Председатель профсоюза администрации |
|
|
Таким образом, администрация официально представляет организацию во всем комплексе её взаимоотношений с внешней средой (конкуренты, поставщики, потребители, деловые партнёры и т. д.) и с собственными сотрудниками и структурными подразделениями, входящими в состав организации.
Статус, занимаемый администрацией, определяется первоначально спроектированной и фактически реализованной системой отношений администрации с другими подразделениями организации.
|
|