Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов)




Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих.

Св. писание

Библер Владимир Соломонович (1918 - 2001) - русский советский ученый-философ.

Курганов Сергей Юрьевич (р....) – преподаватель гимназии «Очаг», г. Харьков.

Проблема диалога в обучении и воспитании не является новой, однако в ряде технологий она сводится к проблеме общения, актуализации смыслообразующей, рефлексивной и других функций личности. В технологии «Диалог культур» сам диалог предстает не только как средство обучения, а как сущностная характеристика технологии, определяющая и ее цель, и содержание.

В основу технологии «Диалога культур» положены идеи М.М. Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л.С. Выготского и положения «философской логики культуры» В.С. Библера.

Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. Можно выделить внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (коммуникативная технология) и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур.

Классификационные параметры технологии

Уровень и характер применения: общепедагогический.

Философская основа: диалектическая.

Методологический подход: коммуникативный, социокультурный.

Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная.

Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) ЗУН + 2) СУД.

Характер содержания: обучающий, светский, гуманитарный, общеобразовательный, дидактоцентрический.

Вид социально-педагогической деятельности: культурологическая, развивающая.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: взаимоуправление, взаимообучение.

Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные + проблемные.

Организационные формы: традиционная классно-урочная с элементами групповой.

Преобладающие средства: вербальные + наглядные + видео + теле- + дистанционные + практические.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: педагогика сотрудничества.

Направление модернизации: альтернативное.

Категория объектов: продвинутого уровня.

Целевые ориентации

¶ Формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, монофилии культуры.

¶ Обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных, не сводимых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров.

Концептуальные идеи

v Образование - это вхождение в культуру будущего.

v Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности.

v Многоголосье мира («карнавал мироощущения» по Бахтину) существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога.

v Диалог есть позитивное содержание свободы личности, так как он отражает полифонический слух по отношению к окружающему миру.

v Диалог – универсальный инструмент понимания.

v Диалог не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний.

v Современное мышление строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры (Античности, Средних веков, Нового времени).

v Диалог как естественная форма человеческой коммуникации и форма организации обучения. В диалоге человек вырабатывает свою собственную позицию, свое собственное «я», удерживая на дистанции позицию и «я» другого. В диалоге человек – сам инициатор своего образовательного движения и сам автор той траектории, которую он простраивает внутри той или иной культурной реальности (скажем, в реальности читаемого «Гамлета» или в реальности живого культурного собеседника).

v Диалог как принцип организации самого содержания науки:

а) диалог - определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий;

б) диалог культур в контексте современной культуры развертывается вокруг основных вопросов бытия, основных точек удивления;

в) диалог в сознании ученика (и учителя) голосов поэта (художника) и теоретика (мыслителя) как основа реального развития творческого (гуманитарного) мышления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...