Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов)
Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Св. писание Библер Владимир Соломонович (1918 - 2001) - русский советский ученый-философ. Курганов Сергей Юрьевич (р....) – преподаватель гимназии «Очаг», г. Харьков. Проблема диалога в обучении и воспитании не является новой, однако в ряде технологий она сводится к проблеме общения, актуализации смыслообразующей, рефлексивной и других функций личности. В технологии «Диалог культур» сам диалог предстает не только как средство обучения, а как сущностная характеристика технологии, определяющая и ее цель, и содержание. В основу технологии «Диалога культур» положены идеи М.М. Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л.С. Выготского и положения «философской логики культуры» В.С. Библера. Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. Можно выделить внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (коммуникативная технология) и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур. Классификационные параметры технологии Уровень и характер применения: общепедагогический. Философская основа: диалектическая. Методологический подход: коммуникативный, социокультурный. Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные. Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная. Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) ЗУН + 2) СУД. Характер содержания: обучающий, светский, гуманитарный, общеобразовательный, дидактоцентрический. Вид социально-педагогической деятельности: культурологическая, развивающая.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: взаимоуправление, взаимообучение. Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные + проблемные. Организационные формы: традиционная классно-урочная с элементами групповой. Преобладающие средства: вербальные + наглядные + видео + теле- + дистанционные + практические. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: педагогика сотрудничества. Направление модернизации: альтернативное. Категория объектов: продвинутого уровня. Целевые ориентации ¶ Формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, монофилии культуры. ¶ Обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных, не сводимых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров. Концептуальные идеи v Образование - это вхождение в культуру будущего. v Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности. v Многоголосье мира («карнавал мироощущения» по Бахтину) существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога. v Диалог есть позитивное содержание свободы личности, так как он отражает полифонический слух по отношению к окружающему миру. v Диалог – универсальный инструмент понимания. v Диалог не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний. v Современное мышление строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры (Античности, Средних веков, Нового времени). v Диалог как естественная форма человеческой коммуникации и форма организации обучения. В диалоге человек вырабатывает свою собственную позицию, свое собственное «я», удерживая на дистанции позицию и «я» другого. В диалоге человек – сам инициатор своего образовательного движения и сам автор той траектории, которую он простраивает внутри той или иной культурной реальности (скажем, в реальности читаемого «Гамлета» или в реальности живого культурного собеседника).
v Диалог как принцип организации самого содержания науки: а) диалог - определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий; б) диалог культур в контексте современной культуры развертывается вокруг основных вопросов бытия, основных точек удивления; в) диалог в сознании ученика (и учителя) голосов поэта (художника) и теоретика (мыслителя) как основа реального развития творческого (гуманитарного) мышления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|