Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович)
Человечество за многие тысячелетия своего существования все еще не научилось учиться. И. Ефремов Гальперин Петр Яковлевич (1902 – 1988) – русский советский психолог, автор теории поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД). Талызина Нина Федоровна – академик РАО, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор психологических наук. Волович Марк Бенцианович (р. …) – профессор московского педагогического университета, доктор педагогических наук. Классификационные параметры Уровень и характер применения: теория ТПФУД – общепедагогическая, но ее реализация в данном случае касается математики, т.е. она работает как частнопредметная. Философская основа: антропологическая. Методологический подход: деятельностный, системный. Ведущие факторы развития: социогенные. Научная концепция освоения опыта: интериоризаторская. Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) ЗУН + 2) СУД. Характер содержания: обучающий, светский, общеобразовательный. Вид социально-педагогической деятельности: психолого-педагогическая, управления. Тип управления учебно-воспитательным процессом: программное управление. Преобладающие методы: программированное обучение. Организационные формы: все формы. Преобладающие средства: вербальные + наглядные + практические. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: дидактоцентрический. Направление модернизации: на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования материала. Категория объектов: все категории. Целевые ориентации ¶ Эффективное усвоение программных ЗУН. ¶ Формирование глубины, прочности, фундаментальности системы ЗУН.
¶ Развитие СУД. Концептуальные положения И.П. Павлов: ориентировочный инстинкт всегда предшествует появлению рефлекса (знания). Л.С. Выготский: мышление - результат интериоризации практических действий и свойственной им логики. П.Я. Гальперин: а) идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее, формирование знаний, навыков и умений происходит путем интериоризации, т.е. поэтапного перехода «материальной» (внешней) деятельности во внутренний умственный план. В результате такого перехода внешние действия с внешними предметами преобразуются в умственные – интериоризируются. При этом они подвергаются обобщению, вербализуются, сокращаются, становятся готовыми к дальнейшему внутреннему развитию, которое может превышать возможности внешней деятельности; б) решающую роль в усвоении опыта имеет ориентировочная основа действий (ООД); в) понятие ориентировки переносится во внутренние психические процессы, мышление рассматривается как «свернутый в языке» процесс внешней предметной деятельности. Последовательность обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД) слагается из этапов: 1. Ориентировочный: предварительное знакомство с действием, создание ООД. Происходит предварительное ознакомление с действием, т.е. создание, построение в сознании обучаемого ориентировочной основы действия (ООД). ООД – образ той ситуации, в которрой придётся действовать, а также текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия, включающая мотивацию, представление о действии, систему условий (план) правильного его выполнения. (Иногда формирование мотивационной основы действия выделяется в отдельный этап.) 2. Материальное (материализованное) действие. Обучаемые выполняют материальное (материализованное) действие в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме. Они получают и работают с информацией с помощью опоры на внешне представленные образцы действий в виде различных материальных объектов: реальных предметов или их моделей, схем, макетов, чертежей и т.д., сверяя свои действия с ООД (инструкцией).
3. Этап внешней речи. После выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращаться к инструкции отпадает и функцию ориентировочной основы выполняет громкая внешняя речь (образы). Обучаемые проговаривают вслух то действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают. В их сознании происходит обобщение, сокращение учебной информации, а выполняемое действие начинает автоматизироваться. 4. Этап внутренней речи. Обучаемые проговаривают выполняемое действие, операцию про себя, при этом проговариваемый текст необязательно должен быть полным, обучаемые могут проговаривать только наиболее сложные, значимые элементы действия, что способствует его дальнейшему мысленному свертыванию и обобщению. 5. Этап автоматизированного действия. Обучаемые автоматически выполняют отрабатываемое действие, даже мысленно не контролируя себя, правильно ли оно выполняется. Это свидетельствует о том, что действие интериоризировалось, выполняется в свернутом виде, перешло во внутренний план и необходимость во внешней опоре отпала. Обучение основано на деятельности с использованием ориентировочной основы действий (ООД). Возможны следующие типы соотношения ориентировочной основы действий (ООД) и ученья (системы исполнения действий – СИ):
Успешность усвоения обеспечивается правильной организацией ориентировочной основы действий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|