Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция холистической педагогики




Слово «холистический» образовано от греческого «holon» и означает «Вселенная как целое», «то, что не делится на части».

Холистическая педагогика признает, что человеческая душа непо­стижима и неделима. Основывается на идее целостности человека как такового и его целостности с окружающим миром.

В соответствии с холистической парадигмой, мир интерпретируется как целостная система.

Ключевые понятия, раскрывающие эту целостности:

– мир как единая система, включающая в себя локальные, региональ­ные н глобальные подсистемы;

– мир как интегрированная система, основанная на многомерных вза­имозависимостях между отдельными подсистемами;

– мир как живаясаморганизующая система, в основе которой лежат принципы гомеостазиса, уравновешенности и баланса;

– мир как развивающаяся система, для которой важно сбалансирован­ное развитие, причем нарушение этой сбалансированности порождает гло­бальные проблемы, решение которых требует совместных усилий всех стран мира.

В настоящее время в образовании сейчас наблюдается тенденция сосредоточиваться на частностях и забывать о широ­ком видении целостности и связанности. Целостное образование при­зывает нас восстановить это видение.

Цели в холистической педагогике

¶ В качестве главной цели концепция «целостной (холистической) шко­лы» предусматривает воспитание в духе широкой со­циальной коммуникабельности, интеллигентного и ответ­ственного отношения каждого к самому себе, окружаю­щим людям и природе, формирование развитой, свобод­ной и позитивно настроенной личности.

¶ Конкретные образовательные задачи холистической школы включают: наи­более полное развитие субъекта познания, любви к исти­не, гибкости мышления; вооружение знаниями, умениями и навыками с позиций принципа целостности, отражен­ного в мышлении, чувствах и действиях; заботу об укреплении духовно-душевного и физического здоровья человека; гармоническое развитие личности, то есть равноценное развитие спортивных, ремесленных, со­циальных, художественных, интеллектуальных и этиче­ских способностей; формирование жизнеутверждаю­щей социальной открытости, ответственности и готов­ности к участию в создании свободного и демократи­ческого строя; подготовку к жизни в гармонии с при­родой, развитие экологического сознания, формирование уважения и любви к жизни; развитие активности, само­деятельности в проведении разумного досуга и другое.

¶ Прояснение связей между различными гранями че­ловеческого опыта:

1) линейное мышление и интуиция;

2) связь между разумом и телом;

3) связь с предметами;

4) связь между личностью и обществом;

5) связь с Землей;

6) связь с собой.

Концептуальные представления

v Холистическое образование держится на трех «китах»: равновесии, включенности каждого и связи.

v Отказ от устаревшей механистической картины мира, основанной на непосредственном чувственном опыте и классической логике.

v Основа природы, по современным представлениям, больше не яв­ляется только «объективным миром». Она – неделимая триада, состоящая из субъекта, объекта и происходя­щего между ними процесса интеракции.

v Природа обладает парадоксальным антиномическим свойством («как... так и...), включающим сосуществование противоположных и взаимоисключающих способов бытия, например, порядка и хаотических устойчивостей, случайности и необходи­мости.

v Диа­лектика не высшая, а лишь «первоначальная форма балансирующего мышления».

v В понятие «природа» включается, по новым трактовкам, всесторонняя взаимосвязь всех материаль­ных, энергетических и информационных феноменов, включая субъектно-объектные отношения.

v Школа должна стать местом жизненной радости для учащихся, миром спо­койствия, терпимости и сотрудничества. Весь ее духов­ный и социальный климат должен создавать условия для самореализации личности, формировать ее готов­ность в будущем способствовать созиданию свободо­любивого и демократического общественного строя, упрочению мира и экологической защиты планеты.

v Развитие обще­человеческих способностей, которые всегда и в любой ситуации создают основу для решения всех жизненных ситуаций и конфликтов.

v Принятие как активности, динамических аспектов личности, так и эле­ментов покоя, ибо антиномия активности и покоя пред­ставляет собой одно из полей напряжения (противо­речия), под влиянием которого развивается жизнь.

v Все виды учебно-воспитательного процесса должны быть пронизаны раз­личными действиями, включая сюда и тихие заня­тия, молчание, физическое расслабление, смену умствен­ного напряжения полным покоем и т. п.

v Холистическое понимание умственной деятельности связывает абстрактное мышление с интуицией.

Особенности содержания

Что касается содержания образования, то холисти­ческая школа не отказывается в целом от государст­венных рамочных рекомендаций в этом отношении, но ставит и свои особые акценты. Она должна предоста­вить учащимся возможность получить двойную квалифи­кацию на старшей ступени обучения (кроме общеобразо­вательной подготовки также ремесленно-техническую). В учебные программы включается наиболее актуальная социально-политическая тематика, касающаяся таких вопросов, как сохранение мира на Земле, экологиче­ские проблемы, здоровье человека как будущего члена общества, и другие.

Особенности методики

Организационные формы учебного процесса и методы обучения определяются также принципами холистиче­ской педагогики. К их числу авторы относят спираль­ный куррикулум, проектное обучение как наиболее отве­чающее принципу целостности, интегрированные школь­ные дисциплины, дифференцированный подход к учащимся в соответствии с их индивидуальными потребностями, сочетание активности и покоя, отдыха и другие методы, стимулирующие жажду познания, любознатель­ность, высокое качество знаний и переживание успеха.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...