Концепция холистической педагогики
Слово «холистический» образовано от греческого «holon» и означает «Вселенная как целое», «то, что не делится на части». Холистическая педагогика признает, что человеческая душа непостижима и неделима. Основывается на идее целостности человека как такового и его целостности с окружающим миром. В соответствии с холистической парадигмой, мир интерпретируется как целостная система. Ключевые понятия, раскрывающие эту целостности: – мир как единая система, включающая в себя локальные, региональные н глобальные подсистемы; – мир как интегрированная система, основанная на многомерных взаимозависимостях между отдельными подсистемами; – мир как живаясаморганизующая система, в основе которой лежат принципы гомеостазиса, уравновешенности и баланса; – мир как развивающаяся система, для которой важно сбалансированное развитие, причем нарушение этой сбалансированности порождает глобальные проблемы, решение которых требует совместных усилий всех стран мира. В настоящее время в образовании сейчас наблюдается тенденция сосредоточиваться на частностях и забывать о широком видении целостности и связанности. Целостное образование призывает нас восстановить это видение. Цели в холистической педагогике ¶ В качестве главной цели концепция «целостной (холистической) школы» предусматривает воспитание в духе широкой социальной коммуникабельности, интеллигентного и ответственного отношения каждого к самому себе, окружающим людям и природе, формирование развитой, свободной и позитивно настроенной личности. ¶ Конкретные образовательные задачи холистической школы включают: наиболее полное развитие субъекта познания, любви к истине, гибкости мышления; вооружение знаниями, умениями и навыками с позиций принципа целостности, отраженного в мышлении, чувствах и действиях; заботу об укреплении духовно-душевного и физического здоровья человека; гармоническое развитие личности, то есть равноценное развитие спортивных, ремесленных, социальных, художественных, интеллектуальных и этических способностей; формирование жизнеутверждающей социальной открытости, ответственности и готовности к участию в создании свободного и демократического строя; подготовку к жизни в гармонии с природой, развитие экологического сознания, формирование уважения и любви к жизни; развитие активности, самодеятельности в проведении разумного досуга и другое.
¶ Прояснение связей между различными гранями человеческого опыта: 1) линейное мышление и интуиция; 2) связь между разумом и телом; 3) связь с предметами; 4) связь между личностью и обществом; 5) связь с Землей; 6) связь с собой. Концептуальные представления v Холистическое образование держится на трех «китах»: равновесии, включенности каждого и связи. v Отказ от устаревшей механистической картины мира, основанной на непосредственном чувственном опыте и классической логике. v Основа природы, по современным представлениям, больше не является только «объективным миром». Она – неделимая триада, состоящая из субъекта, объекта и происходящего между ними процесса интеракции. v Природа обладает парадоксальным антиномическим свойством («как... так и...), включающим сосуществование противоположных и взаимоисключающих способов бытия, например, порядка и хаотических устойчивостей, случайности и необходимости. v Диалектика не высшая, а лишь «первоначальная форма балансирующего мышления». v В понятие «природа» включается, по новым трактовкам, всесторонняя взаимосвязь всех материальных, энергетических и информационных феноменов, включая субъектно-объектные отношения.
v Школа должна стать местом жизненной радости для учащихся, миром спокойствия, терпимости и сотрудничества. Весь ее духовный и социальный климат должен создавать условия для самореализации личности, формировать ее готовность в будущем способствовать созиданию свободолюбивого и демократического общественного строя, упрочению мира и экологической защиты планеты. v Развитие общечеловеческих способностей, которые всегда и в любой ситуации создают основу для решения всех жизненных ситуаций и конфликтов. v Принятие как активности, динамических аспектов личности, так и элементов покоя, ибо антиномия активности и покоя представляет собой одно из полей напряжения (противоречия), под влиянием которого развивается жизнь. v Все виды учебно-воспитательного процесса должны быть пронизаны различными действиями, включая сюда и тихие занятия, молчание, физическое расслабление, смену умственного напряжения полным покоем и т. п. v Холистическое понимание умственной деятельности связывает абстрактное мышление с интуицией. Особенности содержания Что касается содержания образования, то холистическая школа не отказывается в целом от государственных рамочных рекомендаций в этом отношении, но ставит и свои особые акценты. Она должна предоставить учащимся возможность получить двойную квалификацию на старшей ступени обучения (кроме общеобразовательной подготовки также ремесленно-техническую). В учебные программы включается наиболее актуальная социально-политическая тематика, касающаяся таких вопросов, как сохранение мира на Земле, экологические проблемы, здоровье человека как будущего члена общества, и другие. Особенности методики Организационные формы учебного процесса и методы обучения определяются также принципами холистической педагогики. К их числу авторы относят спиральный куррикулум, проектное обучение как наиболее отвечающее принципу целостности, интегрированные школьные дисциплины, дифференцированный подход к учащимся в соответствии с их индивидуальными потребностями, сочетание активности и покоя, отдыха и другие методы, стимулирующие жажду познания, любознательность, высокое качество знаний и переживание успеха.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|