Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационно-методические особенности




По уровню текущих достижений в течение блока уроков любой ученик в каждый конкретный момент может относиться к одному из типологических множеств:

Н - некомпетентные - ученики, не достигшие еще минимального уровня, не умеющие пока решать шаблонных задач;

М - минимальный уровень планируемых результатов достигнут;

О - общий уровень образовательного стандарта достигнут; стандарт - это и есть минимальный уровень.

П - ученики, вышедшие на продвинутый уровень и совершенствующиеся в нем.

Учебный процесс должен дать каждому ученику возможность пройти, насколько он может и/или хочет, весь путь академического развития от некомпетентности до продвинутого уровня (Н → М → О → П). По ходу образовательного процесса в классе могут образовываться из учеников кратковременные группы разного назначения:

– группы выравнивания (такие, в которых присутствует тип Н; их цель - подтянуть некомпетентных на минимальный уровень);

– группы поддержки (однородного состава - М, О или П) создаются для того, чтобы обеспечит закрепление учеников на том уровне, которого они достигли в предшествующий момент;

– группы развития (в них ученики более высокого уровня неявно выполняют функции «локомотивов» в зоне ближайшего развития учеников более низкого уровня).

 

 

Рис. 53. Типология кратковременных групп.

Группы создаются на этапе закрепления изученного материала. Их состав определяется дидактическими, психологическими и управленческими целями учителя и зависит от результатов текущего контроля.

Каждая группа существует столько времени, сколько ей отводится для решения предложенной задачи.

Группа получает задачу на строго определенное время и по истечении этого времени отчитывается о результатах. При этом не всегда важно, решена ли задача (процесс в данном случае важнее результата). Представитель группы для отчета назначается учителем в момент отчета.

Формы отчета могут быть разными: а) учителю, б) заранее назначенному ученику-контро­леру, в) другой группе, г) каждый участник группы может отчитываться своему контролеру. Наиболее эффективным вариантом является «публичная защита»: один представитель группы, назначенный учителем, выходит к доске, рассказывает классу (той его части, что не занята в других группах) о задаче и о том, как группа ее решала. Затем он отвечает на вопросы. Обсуждаются другие возможные подходы или упущенные решения. Деятельность группы в этом случае оценивает весь класс; оценка за работу группы выставляется всем одна и та же.

Развитие ученика происходит последовательно:

Н → НМ → М → МО → О → ОП → П →

Учителю необходимо отслеживать индивидуальную траекторию каждого ученика, для чего иметь схему управления его движением по группам разных типов. Учитель держит под контролем три момента: цель, время, итоги.

Диагностика текущего состояния ЗУН учащихся осуществляется через систему срезовых работ с бинарной оценкой (зачет - незачет), обязательной фиксацией и обработкой результатов для проектирования следующего урока.

В блоке уроков используются разнообразные методы и формы обучения, в том числе новая организационная форма школьного урока - семинар-практикум.

Семинар-практикум представляет собой сочетание работы части класса в кратковременных группах с задачами различных уровней и фронтальной работы учителя с остальной частью класса (нелинейная структура урока).

Работа, как правило, начинается с фронтальной работы всего класса, в ходе которой учитель ставит проблемы и дает задание группам. Разные группы получают разные задания в рамках общей темы.

Группы, уровень которых не ниже текущего уровня класса, отчитываются перед всем классом о своей работе.

Все приемы педагогической техники направлены на обеспечение психологической комфортности ученикам, что позволяет даже увеличить предметно-содержательную нагрузку их труда. Ни один из учеников, традиционно называемых «слабыми», не чувствует дискомфорта, так как все характеристики их состояния (учебных успехов) имеют временно-ситуативный характер и не оглашаются.

Компьютерная поддержка обучения повышает эффективность процесса, по отсутствие этой поддержки не ведёт к негативным последствиям (интегральная технология устойчива к средствам обучения).

Организационная структура семинара-практикума является многовариантной; один из возможных вариантов представлен на схеме (рис. 54).

 

 

Рис. 54. Организационная структура семинара-практикума (вариант).

Для успешного управления деятельностью учеников в переменной части блока и планирования организационной структуры и содержания уроков необходимо организовать непрерывную обратную связь - получение своевременной информации об успешности продвижения каждого ученика.

Для отображения результатов работы учащихся необходимо вести специальную документацию. Простейшим вариантом такой документации может служить список класса, в котором отображаются уровни достижений ученика - минимум, общий, продвинутый.

При оценке соблюдаются принципы: 1) никто не становится хуже; ученик, показавший однажды достижение некоторого уровня, до конца этого блока уроков будет считаться достигшим этого уровня и в этом блоке уроков больше не будет работать с заданиями этого или более низкого уровня; 2) каждый ученик имеет право в любое время пересдать на более высокую оценку любую из ранее сданных тем.

Домашнее задание предлагается учащимся на границе изучения нового материала (основной объем) и первого закрепления (тренинг-минимум). В средних и старших классах эффективнее задавать домашнюю работу сразу на весь блок уроков в его начале.

Домашнее задание состоит из задач трех уровней: минимум, уровень 1 и уровень 2 (на 5).

Домашние задачи публикуются на стенде и одновременно служат двум целям: представляют домашнее задание и знакомят учеников с планируемыми результатами обучения.

Каждый ученик имеет право:

– самостоятельно планировать свою домашнюю работу и во времени, и в объеме;

– выполнять любую часть, любую часть любой части, или не выполнять ничего;

– расширять и дополнять задание задачами из других источников в расчете на помощь учителя как эксперта.

После того, как домашнее задание обнародовано, учитель не возвращается к нему, не проверяет, не напоминает о нем вплоть до урока обобщающего повторения, на котором ученики могут задать любые вопросы в связи со своей домашней работой.

Домашние задания с урока на урок также возможны - как для всего класса, так и для отдельных учащихся или групп. В этом случае они обязательно проверяются и комментируются учителем.

Обобщающее повторение проводится в форме консультации, когда учитель, отвечая на вопросы учеников в связи с их домашней работой, выстраивает системное видение материала, выделяя смысловые, содержательные и функциональные узлы. Существуют техники очень эффективного устройства консультаций.

Во втором закреплении - развивающем дифференцированном закреплении - может использоваться компьютер как средство усиления интеллекта.

Интегральная образовательная технология обеспечивает каждому ученику право и возможность продвинуться в предмете настолько глубоко, насколько он хочет и может.

Значительное место в интегральном обучении отводится формированию раскованности и подвижности ребенка; дети учатся отыскивать общее в различных на первый взгляд явлениях и применять усвоенное в других областях, при этом развивается стремление решать возникшую проблему самостоятельно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...