Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов)
Мое правило – разделить каждую проблему на много частей так, чтобы каждая была реально выполнима. Р. Декарт Третьяков Петр Иванович (р.1946) – профессор МПГУ, доктор педагогических наук. Сенновский Игорь Борисович (р. …) – директор школы № 1208 г. Москвы, кандидат педагогических наук. Чошанов Мурат Аширович (р. …) – профессор кафедры подготовки учителя Техасского университета, доктор наук, Эль Пасо, США. Модуль – это логически выделенная в учебной информации часть, имеющая цельность и законченность в какой-либо логике и сопровождаемая контролем усвоения. В отечественной дидактике наиболее полно основы модульного обучения изучались и разрабатывались П. Юцявичене и Т. Шамовой. Каждый модуль представляет собой совокупность взаимосвязанных заданий, которые целесообразно проводить последовательно. Тот или иной модуль может быть изъят или использован отдельно в зависимости от уровня подготовленности и запроса обучающихся. Содержание обучения состоит из системы модулей, количество которых определяется целями, глубиной, широтой познания предметной культуры. Технологии блочного, модульного и проблемно-модульного обучения соединяют программированное обучение с различными формами дифференциации. При традиционном обучении система модулей объединяется в один школьный предмет, преподаваемый одним учителем. В рамках модуля идет текущая аттестация учащихся по данному предмету. Итоговая аттестация по предмету представляет усреднение, обобщение аттестации по модулям. Модуль позволяет учащемуся, включенному в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей.
Благодаря модулю учащийся дозирует содержание, понимает, какая информация обсуждается и с какой целью, осознает, что он «принимает» и зачем ему это нужно. Цели взаимодействующих субъектов могут центрироваться на двух моментах: либо на структуре темы (элементы, нормы связей, функции, свойства), либо на методе изучения (способы, алгоритмы, по которым работает система). Модуль служит инвариантным средством деятельностной организации содержания и осуществления информационного обмена. Он в высокой степени гарантирует удовлетворение потребности, имеющейся в данный момент у человека, определяет вектор нового, возникающего интереса. Но главное предназначение модуля – развивать мышление, сознание учащегося. Классификационные параметры технологии Уровень и характер применения: общепедагогический. Философская основа: приспосабливающаяся. Методологический подход: системный, дифференцированный, деятельностный, синергетический. Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные. Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская. Ориентация на сферы и структуры индивида: 1) ЗУН + 2) СУД. Характер содержания и структуры: проникающий, адаптивно-вариативный. Вид социально-педагогической деятельности: обучающая. Тип управления учебно-воспитательным процессом: программированное обучение. Преобладающие методы: репродуктивные + проблемные. Организационные формы: вариативная, классно-урочная, групповая, индивидуальная. Преобладающие средства: программированные. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: субъект-субъектные отношения. Направление модернизации: эффективная организация и управление. Категория объектов: любые. Целевые ориентации ¶ Освобождение учителя от чисто информационной функции в пользу консультационно-координирующей.
¶ Создание условий для совместного выбора педагогом и учащимися оптимального пути обучения. ¶ Формирование умений самостоятельного учения, самообразования. ¶ Развитие рефлексивных способностей учащихся. ¶ Создание для обучающихся адаптивного развивающего образовательного пространства. ¶ Формирование профессиональной компетентности специалиста (для ПТУ). ¶ Формирование критического мышления. Концептуальные положения v Алгоритмизация учебной деятельности. v Принцип модульности – структуризация содержания образования на обособленные законченные части. v Согласованность и завершенность всех этапов познания. v Укрупнение блоков теоретического материала. v Принцип дифференциации и индивидуализации. v Деятельностный подход: реализация всей структуры деятельности (целеполагание, планирование, организация, рабочий процесс, контроль и оценивание результата). v Синергетический подход: самоорганизация и саморазвитие учащихся. v Системный подход: познание мира как системы систем. v Принцип сотрудничества ученика с учителем. v Дедуктивная логика подачи учебного материала в модуле: переход от всеобщего к общему и единичному. v Опережающее изучение теоретического материала. v Сжатие учебной информации (обобщение, укрупнение, систематизация, генерализация). v Гибкость (динамичность) - способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся социально-педагогическим условиям (социальному заказу). v Принцип когнитивной визуализации: подача информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном. v Выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляция своих учебных достижений. v Принцип осознанной перспективы (мотивация). v Принципы (концепция) инженерии знаний (для ПТУ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|