Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов)




Мое правило – разделить каждую проблему на много частей так, чтобы каждая была реально выполнима.

Р. Декарт

Третьяков Петр Иванович (р.1946) – профессор МПГУ, доктор педагогических наук.

Сенновский Игорь Борисович (р. …) – директор школы № 1208 г. Москвы, кандидат педагогических наук.

Чошанов Мурат Аширович (р. …) – профессор кафедры подготовки учителя Техасского университета, доктор наук, Эль Пасо, США.

Модуль – это логически выделенная в учебной информации часть, имеющая цельность и законченность в какой-либо логике и сопровождаемая контролем усвоения.

В отечественной дидактике наиболее полно основы модульного обучения изучались и разрабатывались П. Юця­ви­че­не и Т. Шамовой.

Каждый модуль представляет собой совокупность взаимосвязанных заданий, которые целесообразно проводить последовательно. Тот или иной модуль может быть изъят или использован отдельно в зависимости от уровня подготовленности и запроса обучающихся.

Содержание обучения состоит из системы модулей, количество которых определяется целями, глубиной, широтой познания пред­метной культуры.

Технологии блочного, модульного и проблемно-модульного обучения соединяют программированное обучение с различными формами дифференциации.

При традиционном обучении система модулей объединяется в один школьный предмет, преподаваемый одним учителем. В рамках модуля идет текущая аттестация учащихся по данному предмету. Итоговая аттестация по предмету представляет усреднение, обобщение аттестации по модулям.

Модуль позволяет учащемуся, включенному в общую деятель­ность, последовательно, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей.

Благодаря модулю учащийся дозирует содержание, понимает, ка­кая информация обсуждается и с какой целью, осознает, что он «принимает» и зачем ему это нужно. Цели взаимодействующих субъектов могут центрироваться на двух моментах: либо на структуре ­темы (элементы, нормы связей, функции, свойства), либо на методе изучения (способы, алгоритмы, по которым работает сис­тема).

Модуль служит инвариантным средством деятельностной организации содержания и осуществления информационного обмена. Он в высокой степени гарантирует удовлетворение потребно­сти, имеющейся в данный момент у человека, определяет вектор нового, возникающего интереса. Но главное предназначение модуля – развивать мышление, сознание учащегося.

Классификационные параметры технологии

Уровень и характер применения: общепедагогический.

Философская основа: приспосабливающаяся.

Методологический подход: системный, дифференцированный, деятельностный, синергетический.

Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская.

Ориентация на сферы и структуры индивида: 1) ЗУН + 2) СУД.

Характер содержания и структуры: проникающий, адаптивно-вариативный.

Вид социально-педагогической деятельности: обучающая.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: программированное обучение.

Преобладающие методы: репродуктивные + проблемные.

Организационные формы: вариативная, классно-урочная, групповая, индивидуальная.

Преобладающие средства: программированные.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: субъект-субъектные отношения.

Направление модернизации: эффективная организация и управление.

Категория объектов: любые.

Целевые ориентации

¶ Освобождение учителя от чисто информационной функции в пользу консультационно-координирующей.

¶ Создание условий для совместного выбора педагогом и учащимися оптимального пути обучения.

¶ Формирование умений самостоятельного учения, самообразования.

¶ Развитие рефлексивных способностей учащихся.

¶ Создание для обучающихся адаптивного развивающего образовательного пространства.

¶ Формирование профессиональной компетентности специалиста (для ПТУ).

¶ Формирование критического мышления.

Концептуальные положения

v Алгоритмизация учебной деятельности.

v Принцип модульности – структуризация содержания образования на обособленные законченные части.

v Согласованность и завершенность всех этапов познания.

v Укрупнение блоков теоретического материала.

v Принцип дифференциации и индивидуализации.

v Деятельностный подход: реализация всей структуры деятельности (целеполагание, планирование, организация, рабочий процесс, контроль и оценивание результата).

v Синергетический подход: самоорганизация и саморазвитие учащихся.

v Системный подход: познание мира как системы систем.

v Принцип сотрудничества ученика с учителем.

v Дедуктивная логика подачи учебного материала в модуле: переход от всеобщего к общему и единичному.

v Опережающее изучение теоретического материала.

v Сжатие учебной информации (обобщение, укрупнение, систематизация, генерализация).

v Гибкость (динамичность) - способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся социально-педагогическим условиям (социальному заказу).

v Принцип когнитивной визуализации: подача информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.

v Выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляция своих учебных достижений.

v Принцип осознанной перспективы (мотивация).

v Принципы (концепция) инженерии знаний (для ПТУ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...