Организационные особенности
Модель «погружения в предмет», предложенная М.П. Щетининым, имеет следующие обязательные компоненты: – чередование «контрастных» уроков, оговоренное принципиально новым учебным планом, который позволяет сделать равномерной нагрузку на оба полушария головного мозга, увеличить работоспособность; – многообразие форм уроков при единстве содержания учебного материала; – наличие «разности потенциалов» в знаниях учеников, благодаря опережению по предметам (на кафедре, либо в разновозрастном коллективе), позволяющей «включить» работу по взаимообучению; – систематизацию знаний, структурирование их и подачу нового материала при помощи компактных структурно-логических схем («концептов»); – совместную работу учителя и учеников по дальнейшему планированию учебного процесса и его анализу («огонёк»). Чередование уроков (половина – изучение наук, четверть – искусство, четверть – спорт) позволяет ученикам сохранять высокую активность и работоспособность в течение всего учебного дня. Это дает возможность отказаться от обязательных домашних заданий, а высвободившуюся половину дня использовать для дополнительных занятий по интересам учащихся. Группы школьников, объединенных по интересам, были названы «кафедрами». Одной из задач работы «кафедры» является подготовка учеников-консультантов, которые становятся помощниками учителя во время «погружения». Занятия по интересам (по кафедрам), предполагающие опережение в изучении учебного материала, стали неотъемлемой частью модели однопредметного «погружения». Наличие учеников-консультантов, которые становятся помощниками учителя, позволило включить в систему «погружения» работу под их руководством малых групп («экипажей»). В отличие от белль-ланкастерской системы, где взаимообучение являлось доминирующей деятельностью, в технологии М.П. Щетинина взаимообучение стало органичным, но не довлеющим элементом «погружения». Благодаря «кафедре» и взаимообучению, ученики, выбравшие любимый предмет, имеют возможность продвигаться поэтапно от репродуктивного к творческому уровню познания:
Разновидности моделей погружения t При двухпредметной системе «погружения» в течение нескольких дней каждый класс в отдельности занимается только двумя предметами. Учебный день состоит из двух учебных блоков, с интервалом между ними в 40 минут. Продолжительность блока - 120 минут (4 урока по 30 минут), перемены между уроками внутри блока - по 10 минут. t В тематическом (межпредметном) погружении, или «погружении в образ» делается попытка «погружения» не в один отдельно взятый предмет, а в одну большую тему, охватывающую все предметы, которые работают на один цельный образ (объект). Примеры: погружение в темы «Океан», «Космос», «Природа родного края». t Эвристическое (проектное) «погружение» (А.В. Хуторской) преследует цель создания эвристической образовательной ситуации, в результате чего ученики продуцируют (творят) личные образовательные продукты: идеи, гипотезы, проекты, версии, схемы, опыты, тексты и пр. (например, разработка и осуществление проекта изучения экологического состояния здания школы и окружающей среды, фольклорная экспедиция и т.п.). t «Погружение» в культуру (С.Ю. Курганов) - это такая организация внеурочной и внешкольной деятельности, которая позволяет и детям, и педагогам приблизить к себе далёкие эпохи, оказаться в атмосфере иной культуры, «услышать голоса предков». Это постепенное «вживание» в эпоху и её культуру может быть осуществлено следующим образом:
1) Выбор культуры, представляющей несомненный интерес для учащихся и учителей отдельного класса, параллели классов или для всей школы. 2) Определение ключевых, центральных моментов «погружения» - праздников, фестивалей, турниров и т.п., которые станут итоговыми в конце четверти, полугодия или года в зависимости от выработанной стратегии. 3) Конкретизация деятельности классных руководителей (воспитателей), которые должны будут выстроить систему классных часов в соответствии с культурологическим содержанием «погружения», особенностями своего класса, конкретными воспитательными задачами. 4) Организация деятельности школьных творческих объединений - клубов, кружков, секций, способных внести свою лепту в подготовку итоговых мероприятий. Эта модель технологии концентрированного обучения уже выходит за пределы просто урочной деятельности и охватывает все сферы школьной жизни, включая сферу дополнительного образования. Она может выступать как компонент коллективного творческого воспитания, быть организована в выездной форме (выездное «погружение»), при которой учебные занятия с группой учащихся проводятся не в условиях школьного здания, а в других местах. t Цикловая («конвейерная», «вахтовая») модель. В этом случае учебный предмет проходится не как обычно в течение целого года и полугодий по 2 или 4 часа, а когда на каждый учебный предмет отводится определённый отрезок времени (10-15-20 дней), в продолжение которого, при ежедневных занятиях преимущественно данным предметом, должен быть пройден весь курс. Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур Словарик Знак – чувственно воспринимаемый объект, который указывает, обозначает или представляет какие-либо другие предмет, действие, событие и т.п. Язык – знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в человеческой деятельности. Символ (от греч. symbolon – условный знак) – образ, являющийся представителем других (как правило, весьма многообразных) образов, содержаний, отношений. Символ родствен понятию «знак», однако их следует различать. Для знака многозначность – явление негативное: чем однозначнее расшифровывается знак, тем конструктивнее он может быть использован. Символ, напротив, чем более многозначен, тем более содержателен.
Идеограмма – образное знаковое письмо – объединяет широкий класс лингвистических явлений: идеография – «условное изображение или рисунок, выражающий целое понятие»; пиктография – «рисунчатое письмо»; ребус – «загадка, в которой искомое слово (понятие) или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков»; криптография – «условное изложение, то же, что тайнопись» и др. Значение какой-либо вещи есть то, чем она является для общественной практики. Смысл – это конкретизация значения в соотнесении с наличной ситуацией, внутреннее значение чего-либо, постигаемое разумом. Сущность, суть – самое главное, внутренняя основа, основной смысл чего-либо. Семиотика – наука о свойствах знаков и знаковых систем. Семантика – часть семиотики, изучающая знаковые системы как средство выражения смысла.
Учебная деятельность, включая осуществление режима, связанного с ней, способы коммуникации, реализуемые в школе, предполагает употребление и освоение разных систем знаково-символических средств, использование формализованного языка, научной символики, и широко применяет визуальные средства представления информации – схемы, диаграммы, графики, карты, чертежи и др. Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин и другие придавали исключительное значение в психическом развитии и обучении ребенка знаковым системам. Они пришли к выводу, что подобно тому, как в процессе исторического развития человек изменяет не свои естественные органы, а орудия, так и в процессе своего психического развития человек совершенствует работу своего интеллекта главным образом за счет развития особых технических «вспомогательных средств мышления и поведения», имеющих знаково-символическую форму.
Согласно данным современной психофизиологии, информация в процессе интериоризации проходит стадии свертывания, концентрации, превращаясь в сознании в некоторые знаковые, кодовые, символьные – семантические образы (Л.С. Выготский). Знаково-символические структуры, равно как и слово, выполняют роль опосредствующей ориентировочной основы (опоры) в психической деятельности (П.Я. Гальперин). Особенности концептуала v Высшие психические функции внутренне связаны с развитием символической, семиотической деятельности (Л.С. Выготский). v Процесс выращивания культурных форм поведения связан с глубокой перестройкой психической деятельности на основе знаковых операций. В психическом развитии следует выделять освоение трех взаимосвязанных линий: предметно-специфических знаний и умений (ЗУНы); операциональных умений (СУДы) и особую линию развития семиотических функций сознания. v Переставая быть внешними, знаковые операции изменяются и перерабатываются в сложнейшие внутренние психические системы, в частности, в неизвестные пока науке структуры подсознания. v Операционное (логическое) развитие влияет, но не определяет символического (П.Я. Гальперин). v Знака без значения (смысла) не существует. v Эффективное усвоение любых знаний необходимо предполагает использование системы визуальных, вербальных и др. знаково-символических средств. Это нужно не только для организации предметного действия и осуществления его интериоризации, но и для выделения отношений формы и содержания, сущности и явления, умения моделировать наличные ситуации. v Знаково-символические средства – это не просто «пятое» колесо, бегущее параллельно, они являются важным инструментом при интериоризации образно представленной информации, поэтому должны быть рассмотрены как одна из познавательных стратегий, цель которой повысить вероятность сохранения в памяти и оперирования информацией. Визуальные (и другие) знаково-символические структуры являются оптимальным и эффективным средством концентрации знания и психопедагогических импульсов для разнотипных людей. v Сопоставление вербальных и визуальных символических систем раскрывают их сложное взаимодействие и использование их в зависимости от задач и обозначаемых объектов. В обучении должен широко использоваться перевод вербально представленной информации в различные знаково-символические визуальные системы (кодирование) и обратно (декодирование).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|