По сборнику Ончукова; Чупров Григорий Иванович)
Шол я, стоит избушка; зашол, квашня женщину месит, я и усмехнул, а квашни не пондравилось, она хватит печ из лопаты, хотела ударить; я через штаны скочил, да и порог вырвал, да и убежал. Журавли на привязи У одного мужика много было гороху насеяно. Повадились журавли летать, горох клевать. «Постой, — вздумал мужик, — я вам переломаю ноги!» Купил ведро вина, вылил в корыто, намешал туда меду; корыто поставил на телегу и поехал в поле. Приехал к своей полосе, выставил корыто с вином да с медом наземь, а сам отошел подальше и лег отдохнуть. Вот прилетели журавли, поклевали гороху, увидали вино и так натюкались, что тут же попадали. Мужик — не промах, сейчас прибежал и давай им веревками ноги вязать. Опутал веревками, прицепил за телегу и поехал домой. Дорогой-то порастрясло журавлей; протрезвились они, очувствовались; стали крыльями похлопывать, поднялись, полетели и понесли с собою и мужика, и телегу, и лошадь. Высоко! Мужик взял нож, обрезал веревки и упал прямо в болото. Целые сутки в тине сидел, едва оттуда выбрался. Воротился домой — жена родила, надо за попом ехать, ребенка крестить. «Нет, — говорит, — не поеду за попом!» — «Отчего так?» — «Журавлей боюсь! Опять понесут по поднебесью; пожалуй, с телеги сорвусь, до смерти ушибусь!» — «Не бойсь! Мы тебя к телеге канатом прикрутим». Вот хорошо, положили его в телегу, обвязали канатом, лошадь поворотили на дорогу; стегнули раз, другой — она и поплелась рысцою. За деревней-то был колодец, а лошадь-то была не поена; вздумалось ей напиться, свернула с дороги в сторону и прямо к колодцу; а колодец был без сруба, а упряжь-то без шлеи, и узда без повода, а хомут большой, просторный; лошадь наклонилась к воде, а хомут через голову и съехал долой. Вот лошадь напилась и пошла назад, а мужик с телегою остался у колодца. На ту пору выгнали охотники и́з лесу медведя; медведь бросился со всех ног, набежал на телегу, хотел перескочить, прыгнул — да прямо в хомут и попал! Видит, что беда на носу, и пошел валять что есть силы с телегою. «Батюшки, помогите!» — кричит мужик.
От того крику медведь еще пуще напугался; пошел таскать по кочкам, по яругам1 по болотам. Прибежал на пчельник, полез на дерево и телегу за собой потащил — захотелось, видно, медку попробовать. Взлез на самую верхушку, а телега вниз тянет: бедный медведь и сам не рад, ни взад, ни вперед! Немного спустя времени пришел хозяин, увидал медведя. «Ага, — говорит, — попался! Вишь ты какой бездельник, Мишка: не просто за медом пришел, на телеге приехал!» Схватил топор и ну рубить дерево под самый корень. Дерево повалилось наземь, разбило телегу и задавило совсем мужика; а медведь выскочил из хомута да бежать: только унеси бог ноги! Вот каковы журавли! Новеллистические Пастух Пастушок, молодой детина, пасёт у нас в деревне. А у меня три доцьки. Две же выданы замуж, а третью нихто не берет: и до тово упряма, дак страсть! А этот пастух и говорит: «Я, мама, стану свататьси ю!» — «Куда ты с этакой дурой?» Ён говорит: «Приданово дают 200 рублей! Может быть, я, говорит, её и выуцю!» Пошёл посваталсы. Ему за ево и просватали. Вот ён женилсы. Как провели свадьбу, приехал домой. По день встаёт, ею клицет, а она лежит, не встаёт, а матка блины пецёт. Куриця на стол спорханула, стала клевать блины, а этот мужик и говорит: «Сойди, куриця, со стола-то, а нет — я голову отнесу тебе!» А куриця не сходит, ён взял топор и отсек курице голову. «Я два раза говорить не буду, а сказал раз, говорит, пони´ма!» День прошёл, хозяйка подумыват. Потом на другой день лёжатсы спать, а у них телёнок в кузову´ был в ногах. Потом он пробримцял, а мужик говорит: «Перестань, а нет — голову отсеку!» А телёнок не понимает. Ён опять крикнул. Сгрёб топор и отсек ему голову. Утром встаёт рано и клицёт жену свою. Раз сказал: «Хозяйка, вставай, говорит, а нет — голову отсеку!» Хозяйка свёрнуласе и стала делать хорошо.
Ну и живут. Хозяйка стала слушать и поцитать ево. Подошёл праздник у батька там. Ну, они справились к празднику, поехали. К тестю и те зятья приехали. Вот все трое зятя сидят за столом и розговоры ведут между´ собой. «Што вот, говорит, у меня баба больно добра, послухмяна!» А другой отвецяет: «А у меня баба просто цесть отдать, оцень уважительна!» А этот отвецяет пастух: «Ваши бабы, говорит, не послушают сразу, а моя сразу послушает! Моя лутше ваших!» — «А давайте в залог, которая розденетсы донага с одново слова?» Ударили в залог там на пятьсот рублей. Вот и клицет бабу большак свою. «Баба, говорит, роздевайсы!» А ёна говорит: «Дурак, пьяница, цево здумал!» И пошла от ево проць. Потом и другой кликнул так жо. И другая так жо ответила. А этот пастух клицет свою: «Маша, говорит, подитко сюды!» Она подошла. «А розденьсы», — говорит. Она ни онново слова, сицяс рубашку долой и стоит нагая, пока ён не сказал: «Оденьси, Маша!» Как сказал, ёна оделась. Те зятья должны были отдать пятьсот рублей денег ему. А тестюшко ешшо своих пятьсот рублей прибавил. Они с Машей теперь никакой нужды не видят, живут славно. Гусли самогуды В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мужик, а у этого мужика был сын. Мужика звали Алексеем, а сына Ванькою. Вот приходит лето. Алексей вспахал землю и посеял репу. И такая-то хорошая уродилась репа, да большая, да крупная, что и господи! Рад мужик, каждое утро ходит на поле, любуется репкою да бога благодарит. Один раз приметил он, что кто-то ворует у него репу, и начал караулить; караулил-караулил — нет никого! Посылает он Ваньку: — Поди ты, присмотри за репою.
— Сделай милость, добрый человек, пособи мне дотащить мешки до дому; дедушка подарит тебя, пожалует. А Ванька как увидал мальчика, так и с места не тронется, вытаращил на него глаза да всё и смотрит, пристально смотрит; после очнулся и говорит ему: — Ништо, хорошо! Взвалил Ванька на плеча два мешка с репою и понёс за мальчиком, а мальчик впереди бежит, припрыгивает и говорит: — Меня дедушка кажный день посылает за репою. Коли ты будешь носить ему, он даст тебе много серебра и золота; только ты не бери, а проси гусли-самогуды. — Не бери! — Не надо, — бает Ванька, — дай мне гусли-самогуды, и вся репа твоя. Как сказал он про гусли-самогуды, у старика глаза на вершок выкатились, рот до ушей раскрылся, а рога так на лбу и запрядали. Ваньку страх взял; а мальчик и говорит: — Подари, дедушка! — Многого хошь! Ну, да так и быть: бери себе гусли, только отдай мне то, что тебе дома всего дороже. Ванька думает: домишко наш чуть в землю не врос; чему там быть дорогому! — Согласен! — говорит; взял гусли-самогуды и пошёл домой. Приходит, а отец его мёртвый на пороге сидит. Погоревал, поплакал, похоронил отца и пошёл искать счастья. — Пусть сама придёт! Приходит царевна: — Пастух, пастух! Продай мне свинку. — У меня свинки не продажные, а заветные. — А какой завет? — Да коли угодно, царевна, свинку получить, так покажи мне своё бело тело до колен.
Царевна подумала-подумала, поглядела на все на четыре стороны — никого нет, приподняла до колен платье, а у ней на правой ноге небольшое родимое пятнышко. Отдал пастух свинку, царевна велела привести её во дворец, собрала музыкантов и заставила играть. Хочется посмотреть, как будет свинка выплясывать; а свинка только по углам прячется, визжит да хрюкает… — Кто узнает, — говорит царь, — на моей дочке приметы — за того и замуж отдам. Никто не мог разузнать: как ни старались, как ни добивались, ничего не проведали. Вот напоследях вызвался Ванька: я-де узнаю, и сказал, что у царевны на правой ноге есть небольшое родимое пятнышко. — Угадал! — говорит царь, взял — повенчал его на своей дочери и задал пир на целый мир. Сделался Ванька царским зятем и зажил припеваючи. Завещанье Ж ил-был мужик; умирает его отец и говорит: «Ты, мой сын, живи так, чтобы ты никому не кланялся, а тебе бы все кланялись, и калачи бы ел с медом!» Умер отец; а этот мужик живет год, прожил сто рублей; никому не кланялся и все калачи ел с медом. Живет другой, прожил другую сотню; на третий год прожил третью сотню. И думает: «Что же это? Сотни-то у меня не прибавляются, а все убавляются!» Приходит, рассказывает дяде. Дядя ему и сказал: «Эх, ты! Выезжай-ко ты раньше всех на пашню, никому и не будешь кланяться, а тебе все будут кланяться. А приезжай домой поздно, тебе калач-то будет казаться с медом». Старик лезет на небо Жил старик и старуха. Старик катал, катал одну горошину. Она и упала наземь; искали, искали, не могли найти с неделю. Минула неделя, и увидели старик да старуха, что горошина дала росток; стали ее поливать, горошина взяла расти выше избы. Горох поспел, и полез старик по горох, нащипал большой узел и стал слезать по ки'тине. У старика узел упал и старуху убил; тем и кончилось. Разбойники Задумали отец с матерью в город ехать, а дочери говорят: «Останься ты, дочка, здесь; на ночь созови к себе подруг, тебе и не скучно будет». Вечером сидят подружки да прядут; уронила одна початок (веретено с намотанными нитками), початок покатился — да под пол. Хозяйка зажгла подняла доску — а там разбойник сидит. Девицы испугались, жутко им стало, и разбежались по дворам. Тут вылез разбойник. «Где,— говорит,— деньги? Подавай, не то худо будет». Хозяйка отперла сундук, подняла крышку и держит. «Бери!» — говорит. Разбойник нагнулся в сундук, а она хлоп его крышкою по шее и убила до смерти.
Через несколько дней высватали ее разбойники и увезли с собой в густой, дремучий лес. Там у них дом был выстроен. Входит девица в одну горницу — горница вся в кровавых пятнах; входит в другую — там коник весь полон человеческими головами. Положили разбойники заживо сварить девицу в котле и посылают ее воду носить. Нечего делать — пошла за водой, пришла к колодцу, сняла с себя платок да платье, надела на столбик, а сама поскорей вон бежать. Бежит по лесу, и пристигла ее ночь темная и непогода страшная, дождь так и поливает. Увидала суковатый дуб, влезла на него. «Лучше,— думает,— здесь переночую; авось не отыщут!» А тем временем жених-то ее хватился: «Ребята,— говорит товарищам,— ведь девка бежала; надо ее искать». Поехали. Плутали, плутали по лесу и наткнулись на суковатый дуб. «Не здесь ли она?» — говорит один разбойник и давай пикой ширять, да все ей в пятки да в пятки. Девица молчит, а кровь так и каплет. Разбойник думает: «Это дождь идет!» На ее счастье такая темь была, что ничего не узнаешь; вот разбойники так ни с чем и домой воротились. Утром, только светать стало, она прибежала домой и рассказала про все отцу-матери. Заплакали отец с матерью.«Ах ты, дитятко милое! Сгубили было тебя, а всё польстились на синие кафтаны, на красные шелковые кушаки да бархатные шапки!» А разбойники на том положили, что куда ей уйти, верно в лесу звери съели, и говорят меж собой: «Поедем к девкину отцу к матери, скажем, что их дочь больна, зовет проведать; привезем их сюда, да и порешим всех, а худоба (платье) и деньги — все наше будет!» Оседлали коней и поехали; только на двор — увидала их девица и поскорей нарядилась работником. Разбойники вошли в избу, начали пир пировать. «Где же дочка наша? — спрашивает отец.— Что с собой не взяли?» — «Да она захворала, приказала вас в гости звать».— «Не хотите ли,— спрашивает хозяин,— я позабавлю вас сказочкой; есть у меня работник — большой мастер сказки сказывать».— «Что ж, это дело хорошее! Рады послушать». Пришла переодетая дочь и стала рассказывать все, что с нею случилось, разбойники догадались, что это быль, а не сказка, кинулись к лошадям, да не тут-то было: тотчас их схватили, веревками скрутили и отдали под суд.
Трикстерские сказки Лиса-повитуха У волка была изба деревянная, а у лисы ледяная. Пришло лето, растаяла у лисы изба. Она пришла к волку и говорит: «Кум, ты не знаешь моего горечка!» – «Что, кума, у тебя за горечко?» – «Изба-то растаяла, пусти к себе пожить». – «Изволь, поди, кума, поживи». Лиса говорит: «Ныне, кум, разбуди меня пораньше, меня придут звать на повой». Настала ночь, к дверям пришла другая лиса и стучится. Волк услыхал и начал будить свою куму: «Кума! Вставай, пришли за тобой». – «Спасибо тебе, куманек, что разбудил; я бы проспала». Вышла и пустила тихонько в сени свою подругу. Залезли они на полдовку, где у волка было много меду, и съели половину кадушки. Проводила кумушка подругу и взошла в избу. «Как, кума, младенца зовут?» – спросил волк. «Починочком». На другую ночь то же. Кумушки весь медок съели. Волк опять спрашивает: «Что, кума, как зовут?» – «Поскрёбышком». День пришел, и лиса захворала: «Ох, ох!..» – «Что, кума, или захворала?» – «Захворала, кум, что-то головушка заболела». – «Постой-ка, кума, я тебя вылечу; у меня есть запасец». Полез на полдовку, хвать – нету меду в кадушке. Рассердился волк, вбежал в избу и спросил: «Ты, лиса, съела у меня мед?» – «Нет, кум, что ты, господь с тобой! Ты знаешь, что в день-то мы с тобой вместе ходим, а ночью я на повое бываю; когда мне твой мед есть?» – «Нет, лебедушка, пошла вон из моей избы, чтоб я тебя не видал!» Лиса ушла, а волк стал по-прежнему поживать да медок запасать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|