Роман Э. Т. А. Гофмана «житейские воззрения кота Мурра»
Стр 1 из 5Следующая ⇒ (проблематика и особенности жанра)
Последним и самым лучшим произведением Гофмана является его неоконченный роман «Житейские воззрения кота Мурра», над которым писатель работал в последние годы своей жизни. Из трех задуманных томов Гофман успел написать только два. Это сложное по форме и по содержанию произведение соединяет в себе все основные мотивы и идеи писателя, и поэтому вынесение этого произведения на практическое занятие представляется вполне закономерным. Кроме того, что «Житейские воззрения кота Мурра» содержат в себе своеобразный итог эстетических поисков автора, это произведение является классическим образцом синтетического романтического романа — чрезвычайно интересной и плодотворной художественной формы. Объем этого произведения, его сложная композиция и идейная насыщенность требуют тщательного отбора материала для анализа на занятии. Сконцентрировав внимание студентов на проблематике и своеобразии художественной формы романа, преподаватель сумеет избежать разорванности восприятия этого произведения, при анализе которого студенты склонны искусственно разделять сюжетные линии кота Мурра и капельмейстера Иоганнеса Крейслсра. Гофман использовал удивительно простой и а то же время основанный на романтическом восприятии мира прием, объединив, казалось бы, совершенно механически автобиографические записки ученого кота, воплощающего бюргерское самодовольство, и отрывки биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, «случайно» попавшие в рукопись кота (Мурр использовал разорванную биографию в качестве промокательной бумаги). Бюргерский мир кота как бы раскрывается изнутри внедрением в него мятущейся души художника. Повествование кота течет размеренно и последовательно, а отрывки из биографии Крейслера фиксируют лишь наиболее драматичные эпизоды его жизни. Появление этих ярких эпизодов в самодовольной рукописи кота выглядит диссонансом и заостряет внимание читателя на основных, по мнению немецкого романтика, проблемах человеческой жизни.
Противопоставление мировосприятий Мурра и Крейслера нужно писателю, чтобы сформулировать необходимость для человека выбора между материальным благополучием и духовным призванием каждой личности. Эту проблему студенты должны вычленить в первую очередь, тем более что она является ключом к пониманию того, как гофманский принцип двоемирия закрепляется в самой форме романа. Вначале читателю кажется, что между двумя различными биографиями нет ничего общего. Но в ходе повествования выясняется, что и кот, и неизвестный биограф Крейслера описывают один и тот же период в жизни одного и того же княжества Зигхартсвейлер. Просто Мурру жизнь Зигхартсвейлера кажется спокойной и размеренной: как истинный филистер, кот видит потрясения там, где на самом деле не происходит ничего важного. Взгляд же Крейслера отмечает самые существенные, отвратительные по своей сути черты типичного немецкого карликового княжества. Гофман утверждает в романе мысль о том, что только «музыкантам» дано проникнуть в сущность вещей и явлений. Здесь перед студентами ясно обозначается вторая важная проблема: в чем заключается основа зла, царящего в мире, кто в конечном счете несет ответственность за дисгармонию, изнутри разрывающую человеческое общество? Анализ этой проблемы неизбежно приведет студентов к пониманию выдающегося художественного открытия писателя, возложившего ответственность за пороки общественного устройства на немецкое бюргерство, поддерживающее государственную машину.
Следует особенно отметить, что в изображении Зигхартсвейлера писатель использовал реалистический способ типизации. Это карликовое княжество, лишь номинально сохраняющее свою самостоятельность, похоже на многие княжества, действительно существовавшие в Германии. Описание двора князя Иринея дает исчерпывающее представление об управлении немецких княжеств. Гофман показывает, что сам князь — «сиятельный олух», а его наследник Игнациус — полоумный садист. Ничтожность немецкого дворянства воплощена в образе барона Алквиада фон Виппа. Всем в княжестве заправляет бывшая любовница Иринея — советница Бенцон. Этот образ поистине страшен, — он олицетворяет те силы, которые управляют жизнью всего немецкого общества. Ради сохранения места при дворе государя, лишь номинально являющегося властителем Зигхартсвейлера, Бенцон готова пожертвовать счастьем собственной дочери Юлии. Видимость власти оказывается сильнее реальной жизни и счастья девушки. Бенцон — единственная из окружения Иринея, кто понимает силу таланта Иоганнеса Крейслера и боится его. Несмотря на свой страх перед композитором, именно она уговаривает князя пригласить Крейслера ко двору. Но советницей руководит не восхищение гениальной музыкой композитора, а дальновидный политический расчет. Бенцон полагает, что рядом с Крейслером ей легче будет разгадать его замыслы и не дать ему вмешаться а жизнь Зигхартсвейлера. Гофман ставит проблему возникновения филистерства. Бенцон — одаренная натура, она способна услышать музыку Крейслера и оценить его талант, но сознательно подавляет в себе человеческие чувства, ибо они не имеют ценности в обществе обывателей и могут лишь помешать ее карьере при дворе. Бенцон выбирает для себя путь активной борьбы с «Музыкантами». Воплощением идеологии филистерского общества в романе является философия ученого кота, профанирующего в своих записках истинные ценности. «О, аппетит — имя тебе кот!» — эта многозначительная сентенция Мурра прекрасно передает материально-эгоистический характер философии немецкого бюргера. Знания также рассматриваются котом лишь как средство достижения определенного положения в обществе. Эксперимент важен лишь как средство получения опыта. Одно из первых открытий, которое делает Мурр, заключается в утверждении, гласящем: «Нельзя царапать руку того, кто сильнее тебя». Юный кот-философ понимает, что необходимо всячески подстраиваться под того, кто дает ему вкусное молоко. Пища оказывается мерилом отношения к миру. Пища — это нечто материальное, и Мурр спокойно съедает селедочную голову, которую он нес голодной матери, находя не только утешение, но и обоснование своего поступка в «философии».
Несмотря на карикатурность, гротескность образов филистеров, реалистические принципы типизации, лежащие в основе их создания, проявляются совершенно очевидно. Однако это нисколько не отрицает романтического в целом характера романа Гофмана. Дело в том, что реалистическое описание Зигхартсвейлера является в романе тем фоном, на котором развивается трагедия капельмейстера Крейслера, той действительностью, которую отрицает романтический герой. Именно Крейслеру уделяет основное внимание писатель, именно капельмейстер воплощает тот положительный идеал, который утверждается в романе. Сам анализ немецкой действительности выдвигает перед писателем вопрос о романтическом идеале, не только противопоставленном миру наживы, но и указывающем пути борьбы со злом. Необходимо специально заострить внимание студентов на том, что в романе Крейслер не только противопоставляется обывателям, но и сопоставляется с двумя другими музыкантами — маэстро Абрагамом и настоятелем Канцгеймского аббатства. Образ Иоганнеса Крейслера, бесспорно, является наиболее удачным из всех образов «романтических героев» Гофмана, Его значительность во многом определяется активностью жизненной позиции капельмейстера. Крейслер, отвергая чуждый ему филистерский мир, тем не менее не бежит от него, не ищет забвения в мечтах, но вступает с этим миром в борьбу, разрушает козни советницы Бенцон, помогает Юлии и Гедвигс понять себя. Оказавшись в Канцгеймском аббатстве, Крейслер преодолевает соблазны «тихой обители», где, казалось бы, созданы идеальные условия для творчества. Более того, присутствие в обители капельмейстера оказывается залогом сохранения духовной свободы монахов. Именно Крейслер помогает настоятелю аббатства избавиться от опасности, нависшей над монастырем после приезда в него отца Киприана.
В то время как настоятель Канцгеймского аббатства призывает Крейслера бежать от суеты враждебного мира, скрыться от него за стенами обители, где царит дух истинного почитания музыки и где талант капельмейстера будет оценен по заслугам, в то время как маэстро Абрагам сохраняет положение простого наблюдателя, — Крейслер постоянно ищет реальные пути борьбы с враждебными человеку силами, постоянно вступает в конфликт с теми, кто защищает обывательское отношение к жизни. На это студенты должны обратить особое внимание. Нужно подчеркнуть, что и настоятель аббатства, и маэстро Абрагам также являются романтическими героями. Но их разрыв с действительностью абсолютен, хотя и проявляется по-разному. Канцгеймское аббатство в прямом смысле отгорожено от остального мира, и это создает у его настоятеля иллюзию духовной свободы. Приезд отца Киприана разрушает эту иллюзию и убедительно показывает слабость монахов-музыкантов при столкновении с миром зла. Маэстро Абрагам живет при дворе князя Иринея и удовлетворяет его мелкие прихоти. Это является своеобразным компромиссом музыканта с обществом обывателей. Правда, такое положение маэстро Абрагама позволяет ему сохранить духовную свободу, Но его свобода оказывается возможной лишь при наличии компромисса и не является полной. Не случайно Абрагам, лишившись Кьяры, как бы наказывается писателем за свою пассивность по отношению к миру зла. И настоятель Канцгеймского аббатства, и маэстро Абрагам готовы оказать любую помощь Крейслсру (причем часто их помощь весьма существенна: вспомним, ведь именно Абрагам дает в руки Крейслера таинственный портрет — мощное оружие в борьбе с принцем Гектором и отцом Киприаном), но практически в активную борьбу со злом вступает лишь главный герой. Однако та же жизненная активность одновременно является и причиной трагической разорванности в душе композитора. Крейслер не может уйти от мира в область «чистого» искусства, но борьба со злом лишает его сил и спокойствия. Гофман показывает трагизм положения художника в современном немецком обществе и одновременно создает образ романтического героя, активно борющегося за переустройство мира.
Анализ образа Иоганнеса Крейслера в общей системе образов романа показывает сложность и неоднозначность проблемы романтического героя. Основная задача преподавателя, думается, заключается в том, чтобы показать постепенное усиление в романтическом образе жизненной активности, его взаимосвязь с действительностью. Принципиальным моментом представляется стремление Гофмана в своем произведении соотнести эстетический идеал, основанный на романтическом мироощущении, с реальной действительностью, соединение романтических принципов творчества с острой социальной сатирой. Жизненная убедительность образа Иоганнеса Крейслера во многом зависит от литературного контекста, в который помещен этот образ. Вот почему, поставив перед студентами вопрос о романтическом идеале в романе и рассмотрев своеобразие воплощения этого идеала в образе Крейслера, уместно перейти к выяснению особенностей жанра этого произведения. Студенты легко определят сатирическую заостренность произведения Гофмана и использование в нем элементов фантастики. Однако вряд ли возможно охарактеризовать «Житейские воззрения кота Мурра» как фантастический и сатирический роман. Ибо такая характеристика никак не зафиксирует особое положение в романе образа Крейслера, а значит, из определения исчезнет созидательная линия произведения. Студенты, знакомившиеся со статьей И. Бэлзы, могут определить роман писателя как «роман об искусстве», как «музыкальный роман». Это определение обозначит эстетический идеал, заключенный в произведении, по значительно сузит его проблематику. Возможно, преподавателю придется напомнить студентам о романтическом двоемирии, воплощенном в самой художественной структуре романа, и о той роли, которую выполняет в этом произведении романтическая ирония, чтобы получить определение этого романа как философского. И хотя это последнее определение ближе всего к истине и достаточно полно характеризует «Житейские воззрения кота Мурра», вряд ли следует удовлетвориться им. Дело в том, что все предложенные определения (а их могло бы быть гораздо больше) как бы тяготеют к двум различным полюсам, вокруг которых концентрируется содержание произведения. Одни из них подчеркивают те тенденции, которые связаны с изображением Зигхартсвейлера и филистерского общества, другие акцентируют положительную программу писателя, его эстетический идеал. Все это закономерно и вытекает из самой композиции романа, в которой между этими двумя полюсами проведена разделительная линия (бумаги Мурра и Крейслера). Сложность «Житейских воззрений кота Мурра» во многом определяется тем, что формально присутствующее разделение между двумя биографиями размывается в идейном звучании произведения. Ведущую роль в соединении этих двух, казалось бы, совершенно различных пластов выполняет романтическая ирония. Для Крейслера невозможно обретение счастья в реальном Зигхартсвейлере, но для него нет места ни в сказочном Джиннистане («Крошка Цахес»), ни в фантастической Атлантиде («Золотой горшок»). Сатирическое отрицание строится в романе не на противопоставлении реальности и фантазии, как во многих других произведениях писателя, а на тонком анализе движущих сил в душах «музыкантов», с одной стороны, и обывателей, с другой. Роман «Житейские воззрения кота Мурра» — это один из характерных образцов синтетического романа в его романтической интерпретации, возможно, первый образец этого жанра, с которым непосредственно столкнутся студенты. Органически соединяя в себе элементы сатиры, фантастики, философских обобщений, авантюрности, синтетический роман Гофмана строится на диссонансах, на переходах от иронии к тонкому лиризму, от беспощадных обличений к героической патетике. Все это позволяет писателю создать широкое, полифоническое эпическое полотно. Анализируя «Житейские воззрения кота Мурра», студенты убедятся в богатых возможностях романтического романа, поймут, что именно романтики первыми пытались определить место человека в буржуазном обществе и первыми отразили характерные пороки этого общества. Примерный план занятия
I. Место романа в творчестве Э. Т. А. Гофмана. История создания романа. II. Основная проблематика «Житейских воззрений кота Мурра». 1. Сатирическая направленность романа. 2. Зигхартсвейлер и его обитатели. Аллегорическое отражение немецкой действительности в изображении общества котов и псов. 3. Сущность филистерства в понимании Гофмана. 4. Эстетический идеал писателя. Своеобразие его воплощения в романе, 5. Место образа Иоганнеса Крейслера в системе образов романа. 6. Сущность двоемирия в романе, его философские основы. 7. Социальная проблематика в романе. Своеобразие типизации. 8. Проблема искусства и его места в жизни людей. 9. Авторская позиция в романе. III. Особенности жанра «Житейских воззрений кота Мурра». 1. Романтическая эстетика как художественная основа романа. 2. Многоплановость и полифоничность романа. 3. Особенности композиции. 4. Богатство художественных приемов в романе. Фрагментарность и диссонанс как принципы организации повествования. 5. Роль романтической иронии в романе. IV. «Житейские воззрения кота Мурра» как образец романтического синтетического романа.
Рекомендуемая литература Герцен А.И. Э.Т.А. Гофман. Любое издание. Бер конский Н.Я. Романтизм в Германии. М.., 1973, с. 463—537. Ботникова О.А. Э.Т.А. Гофман и русская литература. Воронеж, 1977. Бэлза И.Ф. Капельмейстер Иоганнес Крейслер. — В кн.: Гофман Э.Т.А. Крейслериана. Житейские воззрения кота Мурра. Дневники. М., 1972, с. 541—563. Миримский И. Эрнст Теодор Амадей Гофман. — В кн.: Гофман Э. Т. А. Житейские воззрения кота Мурра. Повести и рассказы. (БВЛ.) М., 1967, т. 78, с. 5—35. Практическое занятие по теме:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|