Поэма Д. Г. Байрона «паломничество Чайльд-Гарольда»
(проблематика, особенности жанра, романтический герой)
Обращение к поэме Джорджа Гордона Байрона на практическом занятии определяется тем, что, во-первых, это произведение особенно типично для романтической литературы, во-вторых, оно оказало большое влияние на многие поколения писателей и читателей, в том числе и русских (прежде всего на А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова), в-третьих, поэма включена в программу по литературе для средней школы, и будущим учителям полезно изучить это произведение более углубленно. Мы рекомендуем широко использовать на практическом занятии текст поэмы в переводе В. Левина1. В 1809 —1811 гг. Байрон совершил большое путешествие, посетив Португалию, Испанию, Грецию, Албанию, Турцию, Мальту. Путевые впечатления легли в основу первых двух песен поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда», опубликованных в 1812 г. и принесших поэту широкую известность. Произведение Д. Г. Байрона — яркий образец романтической лиро-эпической поэмы. Однако, раскрывая ее романтические черты, на практическом занятии необходимо подчеркнуть, что Байрон как поэт складывался под влиянием английских классицистов, на него оказали мощное воздействие идеи Просвещения. В основе эстетики Байрона лежит просветительское представление о разуме. Любимый поэт Байрона — крупнейший представитель английского классицизма Александр Поуп. В 1821 г. Байрон писал: «Самая сильная сторона Попа — что он этический поэт (...), а, по моему убеждению, такая поэзия — высочайший вид поэзии вообще, потому что она в стихах достигает того, что величайшие гении стремились осуществить в прозе»'. Однако эти мысли не противопоставляют Байрона романтикам, так как и разум, и этическое начало выступают как выражение активного присутствия в искусстве самого художника. Его активная роль воплощается в творчестве поэта не только в мощи лирического начала, но и в универсализме (т. е. сопоставлении единичного и всеобщего, судьбы человека с жизнью Вселенной, что приводит к масштабности, подчас титанизму образов), в максимализме (т. е. в бескомпромиссной этической программе, па основании которой отрицание действительности обретает всеобщий характер). Эти черты делают Байрона романтиком. Романтическим является и ощущение трагической несовместимости идеала и действительности, противопоставление природы (как воплощения прекрасного и великого целого) испорченному миру людей, индивидуализм (т. е, противопоставление человека, выступающего как единственное, неповторимое явление, всему, что вне его, выступающему как масса, множество без печати единичности).
Вопрос о переходе Байрона от классицизма к романтизму важно учитывать при характеристике жанра поэмы. Н.Я. Дьяконова в связи с этим пишет: «Чайльд-Гарольд» рассказывает о сравнительно малоизвестных и редко посещаемых странах, городах и племенах. Такая задача была вполне совместима с классицистическими понятиями об описательной поэме. Внимание автора к высоким, героическим аспектам действительности, осмысление настоящего в свете классического прошлого, возвышенность поэтического словаря и образной системы, пристрастие к отвлеченным понятиям и античным аллюзиям были в традиции классицистической поэзии. Тем не менее с самых первых слов читатели ощутили нечто совершенно новое, тревожное, особенное. Их поразил облик паломника Гарольда, не наделенного никакими добродетелями, резко несхожего с «настоящим» героем». Н.Я. Дьяконова связывает новаторство Байрона с введением нового героя и противоречащей традиционной эпической поэме лирической стихии.
Это новаторство должно быть конкретно проанализировано на практическом занятии, выступая в свете идейного звучания поэмы. «Основная идея поэмы — апофеоз народного возмущения против тирании, закономерность революционного выступления масс», с этой идеей связана центральная проблема произведения — проблема свободы. В первой и второй песнях «Чайльд-Гарольда» понятие свободы раздваивается. Во-первых, оно связывается с освобождением целых народов от поработителей. В первой песни «Чайльд-Гарольда» Байрон показывает, что Испанию, захваченную французами, может освободить только сам народ, весь народ. В раскрытии проблемы свободы с этой стороны автора поэмы интересует личность только как воплощение тирании. Тиран унижает достоинство народа, и только постыдный сон, лень, смирение народа позволяют ему держаться у власти. Порабощение других народов выгодно лишь единицам-тиранам. Но вину за него несет и весь народ-поработитель. Чаще всего в раскрытии общенациональной вины поэт прибегает к примеру Англии, а также Франции и Турции. Во-вторых, Байрон обращается к проблеме свободы отдельной личности. Первый этап воплощения свободной личности связан с образом Чайльд-Гарольда, который представляет собой первую разновидность целого литературного типа, получившего название «байронический герой». Сравнение Гарольда с Корсаром, Гяуром, Каином, Манфредом и другими героями байроновских поэм и драм позволяет выделить характерные черты этого литературного типа. «Байронический герой» рано пресытился жизнью, его охватила глубочайшая 'меланхолия, «болезнь ума». Он утратил связь с окружающим миром, страшное чувство одиночества стало для него привычным. Доведенный до предела эгоцентризм приводит к тому, что герой перестает испытывать укоры совести, совершая дурные поступки, он никогда не осуждает себя, всегда считает себя правым. Таким образом, свободный от общества герой несчастен, но независимость для него дороже покоя, уюта, счастья. «Байронический герой» бескомпромиссен, лицемерие ему чуждо, так как связи с обществом, в котором лицемерие является способом существования, разрушены. Лишь одну человеческую связь признает поэт возможной для своего свободного, нелицемерного и одинокого героя— чувство большой любви, перерастающее во всепоглощающую страсть.
Данные черты в той или иной мере проявляются в характере Чайльд-Гарольда. Этот образ находится в сложных взаимоотношениях с образом автора, собственно лирического героя: они то существуют раздельно, то почти сливаются. «Вымышленный герой был введен в поэму с целью связать ее отдельные части...», — писал Байрон о Чайльд-Гарольде в предисловии к поэме. В начале произведения авторское отношение к герою близко к сатирическому: Гарольд «чужд равно и чести и стыду», «бездельник, развращенный ленью». И лишь возникшая к 19 годам из пресыщения светской жизнью «болезнь ума и сердца», «глухая боль», способность Гарольда критически взглянуть на ложь, царящую в том мире, где он жил, делают его интересным для поэта. Композиция поэмы строится на новых, романтических принципах. Четкий стержень утрачивается, Не события жизни героя, а его перемещение в пространстве, переезд из одной страны в другую («паломничество») определяет разграничение частей, Перемещения героя при этом лишены динамики; он нигде не задерживается, пи одно явление его не захватывает, пи к одной стране борьба за независимость не волнует его так, чтобы он остался и принял в пей участие (в этой остановке и сказалась бы истинная динамика — динамика внутреннего мира героя, характерная для жанра романтической поэмы), Но тогда кому же принадлежат призывы: К оружию, испанцы! Мщенье, мщенье! (1-я песнь) или: О, Греция! Восстань же на борьбу! Раб должен сам себе добыть свободу! (2-я песнь)
Очевидно, это слова самого автора. Таким образом, композиция имеет два пласта: эпический, связанный с путешествием Чайльд-Гарольда, и лирический, связанный с размышлениями автора. Поток лирических, субъективных мыслей вызывается ассоциативной связью с тем, что видит Гарольд, а также управляется общими лейтмотивами, главный из которых — проблема свободы (здесь следует рассмотреть авторские лирические отступления в поэме).
Особую сложность придает поэме характер взаимоотношения эпического и лирического начал. Они меняются местами, когда мы характеризуем взаимоотношение героя и народа. В этом случае «эпическое содержание народной борьбы раскрывается преимущественно через авторское эмоциональное отношение. Движение от лирической темы одинокого героя к эпической теме народной борьбы дано как смена эмоциональных сфер героя и автора. Синтеза между лирическим и эпическим началом не происходит»'. Напротив, при перемещении внимания па соотношение героя и автора такой синтез эпического и лирического пластов обнаруживается, и поэтому не всегда можно точно определить, кому принадлежат лирические раздумья — герою или автору. Эпический пласт путешествия обретает лирико-романтический характер за счет образов природы, и прежде всего—моря, символа неуправляемой и независимой свободной стихии. Через несколько лет Байрон написал продолжение поэмы: третью песнь (1816, в Швейцарии) и четвертую (1818, в Италии). В третьей песни поэт обращается к переломному моменту европейской истории — падению Наполеона. Чайльд-Гарольд посещает место битвы при Ватерлоо. И автор размышляет о том, что в этой битве и Наполеон, и его противники защищали не свободу, а тиранию. В связи с этим возникает тема Великой французской революции, выдвинувшей когда-то Наполеона как защитника свободы. Байрон дает высокую оценку деятельности просветителей Вольтера и Руссо, идеологически готовивших революцию. В четвертой песни эта тема подхватывается. Главная проблема здесь — роль поэта, искусства в борьбе за свободу народов. В этой части образ Чайльд-Гарольда, чуждого событиям, народным интересам, окончательно уходит из поэмы, в центре — образ автора. Поэт сравнивает себя с каплей, влившейся з море, с пловцом, сроднившимся с морской стихией. Эта метафора становится понятной, если учесть, что в образе моря воплощен народ, веками стремящийся к свободе. Автор в поэме, таким образом, — поэт-гражданин, который вправе воскликнуть: Зато я жил, и жил я не напрасно! Примерный план занятия I.История создания поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». II. Идейный смысл поэмы. Проблема свободы в творчестве Байрона и воплощение ее в поэме. III. Характеристика особенностей жанра и художественной структуры произведения. 1. «Паломничество Чайльд-Гарольда» как лиро-эпическая романтическая поэма. 2. Взаимоотношение эпического и лирического пластов повествования. 3. «Паломничество», путешествие как организующее начало в свободной романтической композиции поэмы.
IV. Проблема романтического героя в поэме. 1. «Байронический герой», его черты, отражение в его образе типического умонастроения эпохи. 2. Проблема центрального героя поэмы, эволюция соотношения между Чайльд-Гарольдом и образом автора от первой к четвертой песни. 3. Герой и борющийся народ. V. Образ природы и романтический пейзаж в поэме, его функции. VI. «Байронизм», «байронический герой» и творчество русских поэтов.
Рекомендуемая литература История английской литературы. М., 1953, т. 2, вып. 1 (о Байроне — с. 199—305). Елистратова А.А. Байрон. М., 1956. Дубашинский И.А. Поэма Дж. Г. Байрона «Паломничество Чайлъд-Гарольда». Рига, 1975. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. М., 1978, с. 111 – 112. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978. Практическое занятие по теме:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|