Исторический роман В. Скотта «айвенго»
В. Скотт, создатель жанра исторического романа, был одним из наиболее значительных новаторов в литературе XIX века. Его творчество оказало огромное влияние не только на английскую, но на всю европейскую и американскую литературу XIX столетия. Прежде чем поставить перед студентами вопрос об особенностях исторического романа В. Скотта, совершенно необходимо выяснить принципиальный вопрос о творческом методе писателя, о романах которого обычно говорят, что они находятся на границе между романтизмом и реализмом. Это не значит, что творчество писателя эволюционировало от романтизма к реализму. В целом вес произведения английского романиста являются романтическими п по своему содержанию, и по форме. Но, воспроизводя историческое прошлое, стремясь достигнуть правдоподобии и исторического колорита, писатель не просто использовал реалистические приемы отражения действительности, по закладывал основы реалистического метода, хотя ни в одном из его собственных романов реалистический метод не был структурообразующим. Важнейшими достижениями писателя с точки зрения реализма были отражение социальных конфликтов эпохи (хотя сам В. Скотт никогда не прибегал к социальному анализу, ограничиваясь нравственным сопоставлением героев) и изображение народных масс как движущих сил исторического прогресса (хотя народ в его произведениях лишен творческой инициативы и полностью зависит от своего предводителя), Реалистические принципы отражения действительности зарождались внутри романтического метода В. Скотта, не противореча ему и не ослабляя его позиций, а дополняя его, придавая особое очарование произведениям писателя и помогая читателю понять объективные
закономерности исторического процесса. Это следует учитывать при анализе романа В. Скотта, а тем более при выяснении общих конструктивных черт жанра исторического романа. В то же время следует подчеркнуть, что писатель последовательно использовал в своих романах романтическую типизацию, разрешал основные конфликты с этических позиций (хотя В. Скотт и не избегал социальных характеристик, они никогда но были для пего определяющими). Наконец, писатель романтически абсолютизировал роль отдельной личности в историческом процессе, а в самом историческом прошлом пытался найти исходные посылки для романтического объяснения настоящего и построения модели идеального будущего. В зависимости от того, освещался ли вопрос о творческом методе В. Скотта па лекции, преподаватель может по-разному организовать это небольшое вступление к конкретному анализу романа «Айвенго». Но в любом случае своеобразие метода писателя совершенно необходимо подчеркнуть в самом начале запятим, ибо от понимания эстетической позиции писателя во многом будет зависеть конечный результат анализа. Новаторство В. Скотта заключается в том, что именно он был родоначальником исторического романа. Писатель первым попытался создать роман о прошлом с позиций современности, оценивая прошлое на основе опыта и знаний, накопленных человечеством. Историческое прошлое изображалось в литературе и до В. Скотта, но предшественники романиста шли либо по пути стилизации, либо использовали историю как аллегорию для изображения конфликтов современности, либо их произведения мистифицировали историю, подменяли реальные предпосылки исторического события в соответствии со своими идейными установками. В. Скотт устанавливает между прошлым и настоящим непосредственную связь. Он ищет в прошлом истоки настоящего, зная реальный ход исторического процесса, но не идеализируя отдельные иторические эпохи, а стремясь показать их взаимосвязь, взаимообусловленность.
Принципиальное значение художественных открытий В. Скотта постоянно подчеркивал В. Г. Белинский. В наше время научный анализ влияния писателя на мировой литературный процесс дал в своих трудах Б.Г. Реизов, которому принадлежит и последовательная характеристика основных черт исторического рома-па. Учитывая все это, необходимо так построить анализ романа «Айвенго», чтобы на его примере студенты смогли не только увидеть характерные черты нового жанра, но и понять его историческое значение. Анализ романа лучше всего начать с определения его тематики. Роман строится как история рыцаря Айвенго, возвратившегося из Палестины в страну, где его ждет проклятие отца Седрика и куда еще не вернулся его покровитель — король Ричард I Плантагенет. Заканчивается роман благополучной женитьбой Айвенго на любимой им леди Ровене. На первый взгляд, тематика романа является если не узкосемейной, то во всяком случае просто авантюрной. Тему можно сформулировать как приключения героя на пути к счастью. Но одновременно с историей Айвенго роман описывает события XII века, когда Англия уже была завоевана норманнами, сопротивление саксов было окончательно сломлено и в стране начался процесс образования английской нации. Период, привлекший внимание В. Скотта, знаменателен и в том отношении, что победа норманнов и укрепление их власти в царствование Ричарда I Плантагенета открыло дорогу феодальным междоусобицам, В романе читатель уже видит первые вспышки неповиновения баронов своему государю, начало того периода средневековья, который обозначают как период феодальной раздробленности. Таким образом, тематика романа значительно расширяется. Более того, на основании этой расширенной тематики можно сформулировать первую характерную черту исторического романа. Поскольку цель исторического романа — показать характерные признаки эпохи, В. Скотт избирает для своих произведений ключевые, переломные моменты в жизни общества и государства, когда определяющие черты эпохи проявляются наиболее наглядно или же когда происходит исторически закономерная смена эпох.
Именно такой переломный момент изображается в романе «Айвенго». Это период, когда король Ричард Львиное Сердце возвращается из австрийского плена. В это время в стране активно действуют различные силы, пытающиеся извлечь для себя максимальную выгоду из создавшегося положения. Несмотря на очевидность окончательной победы норманнов, влиятельные представители саксонской знати еще мечтают о возрождении своей независимости (Седрик Саксонец). В то же время убежденность в слабости саксов развязывает руки баронам, и первый акт неповиновения королю связан с братом Ричарда 1 Джоном Анжуйским, вокруг которого собираются феодалы, надеющиеся извлечь выгоду из предстоящей смуты. Слабость королевской власти убедительно проявляется в тех эпизодах романа, где Джон заигрывает с баронами, уговаривает их поддержать притязания принца. Отсутствием короля пытаются воспользоваться и руководители духовно-рыцарского ордена Храма, пытающиеся укрепить в стране его позиции. Так в романе сталкиваются различные интересы, отражающие реальную историческую обстановку и определяющие пути, по которым предстоит идти государству в будущем. Как же удается писателю создать столь широкий фон? Для создания панорамы событий, показа переплетения интересов различных слоев населения В. Скотт использует введение в повествование нескольких сюжетных линий, связанных между собой общей интригой, но по-разному освещающих отношение разных сословий к происходящим событиям, причем, как правило, все основные сословия выдвигают в романе своих представителей. Каждый из героев преследует личные цели, их встречи в романе часто случайны, но все они являются выразителями своего времени и все вместе дают верное представление о происходящих исторических процессах. Так перед студентами раскрывается еще одна характерная особенность исторического романа, один из тех приемов, которые найдут широкое применение в литературе XIX века в целом. Но не следует забывать, что роман называется по имени одного из героев, и выяснение смысла названия раскрывает еще одну особенность исторического романа.
В романах В. Скотта внимание всегда сосредоточено как раз на личных интересах героев, частных, казалось бы, событиях. Главными героями его произведений никогда не бывают исторические деятели. Писатель оставляет за собой свободу в выборе времени, места действия, передвижения героев, в мотивировке их поступков, т. е. оставляет широкое поле деятельности для творческой фантазии. Однако частная жизнь людей тесно связана с окружающей их действительностью, с исторической атмосферой, и в романах В. Скотта, уловившего эту закономерность, частное событие становится типичным проявлением общего исторического процесса, отражает те черты, которые определяли жизнь всего общества в целом. Семейные, личные отношения«переплетаются с историческими событиями, вбирают их характерные признаки, зависят от них. Поэтому главному герою отводятся очень важные функции в произведении. Именно он объединяет повествование, к нему сходятся различные нити повествования. Айвенго стоит в центре системы образов, и с этой точки зрения он действительно является главным героем, хотя от его деятельности менее всего зависит развитие сюжета. В соответствии с этой ролью в произведении Айвенго отражает и авторское отношение к историческим процессам, происходившим в стране. Характерно, что герой выступает сторонником компромисса между норманнами и саксами, подданными и королевской властью. Однако не Айвенго оказывает решающее влияние на развитие событий. Как характерный герой Скотта, он позволяет автору так построить повествование, что различные интересы и различные социальные силы сталкиваются в одном общем конфликте. Компромиссный характер этого героя позволяет ему связать в единое художественное целое проблему борьбы саксов за независимость и их неизбежное поражение (Айвенго является сыном предводителя саксов, но его женитьба на леди Ровене мешает объединению порабощенного народа), проблему взаимоотношений короля и феодалов (Айвенго — сторонник единой королевской власти и выступает против непокорных феодалов), проблему борьбы с духовно-рыцарскими объединениями (Айвенго — враг Бриана де Буагильбера, одного из предводителей ордена Храма), проблему взаимоотношений феодалов с широкими народными массами и ряд других. Айвенго выражает стремление к примирению конфликтующих сил на основе подчинения королевской власти, которая в свою очередь должна учитывать интересы всех слоев населения и защищать их законные права. Эта программа, безусловно, отражает мировоззрение самого В. Скотта, его удовлетворенность результатами «славной революции» 1688 г. Анализ образа главного героя позволяет поставить вопрос о выражении в романах В. Скотта авторской позиции, что имеет принципиальное значение, учитывая консервативное, если не реакционное мировоззрение романиста.
Главные герои писателя обычно выражают позицию автора достаточно определенно, что легко прослеживается на примере образа Айвенго, но эти герои не только не оказывают решающего влияния на исторический процесс, но, напротив, их собственные судьбы зависят от хода событий. Их интересы растворяются в историческом процессе, и сами эти герои действуют не только под влиянием своих убеждений, но и в зависимости от обстоятельств, которые оказываются определяющими. Так, взгляд па события этих героев оказывается частной попыткой осмыслить исторические процессы, но читательское представление о сущности происходящего не зависит от взглядов этих героев, а складывается под воздействием всего повествования в целом. Заслуга В. Скотта заключается в том, что он не ограничивается односторонней оценкой исторического прошлого, но дает различным героям высказать свое мнение. Читатель выясняет особенности исторического развития Англии в XII веке, не безоговорочно следуя за рассуждениями и действиями Айвенго, по прислушиваясь к различным оценкам событий, которые высказываются многочисленными персонажами романа. Так, с очевидной ясностью проявляется романтическая идеализация образа короля Ричарда I, а это закономерно приводит к сомнению в возможность решения конфликтов времени на уровне королевской власти. Неубедительна мотивировка преданности королю предводителя вольных йоменов Локсли, зато ярко и недвусмысленно показана ненависть, которую испытывают разбойники к феодалам-норманнам. Идиллические отношения между Седриком и его рабами Гуртом и Вамбой явно находятся в противоречии с изображением народного гнева, вызванного любыми формами порабощения. Короче говоря, идейное звучание произведения определяется не его романтическим финалом, воспринимающимся как единичное, временное снятие противоречий, отраженных в романе, а исторически верным отражением самих противоречий эпохи и тех социальных сил, которые вступают в конфликты, выражающие эти противоречия. Эпизод штурма замка Фрон де Бефа выявляет и страх феодалов перед восставшим народом, и силу народного гнева, и те причины, которые заставляют феодалов и самого короля искать поддержки у народа, и, наконец, историческую ограниченность предводителей народных восстаний, неизбежность поражения народных масс. Одновременно роман правильно отражает объективную закономерность и прогрессивность исторических процессов, происходивших в XII веке в Англии, способствует пониманию одной из драматических эпох в истории. Романы В. Скотта — это важная веха в развитии литературы XIX века. Анализ романа «Айвенго» помогает студентам понять правильность и глубину оценки творчества писателя, данной В. Г. Белинским. Примерный план занятия. I.Вопрос о творческом методе Вальтера Скотта. II. Проблема историзма в литературе, особенности историзма В. Скотта. III. Тематика и проблематика романа «Айвенго»: 1. Тематическое единство романа. Особенности построения сюжета. 2. Способы создания исторической атмосферы в романс. 3. Проблема движущих сил исторического процесса. 4. Изображение социальных отношений в романе. IV. Система образов в романе: 1. Основные принципы построения системы образов. 2. Место и роль образа Айвенго. 3. Объективность отражения взаимодействия классов в романе. 4. Особенности изображения исторических деятелей в романе. 5. Изображение народных масс как движущей силы истории и ограниченность в оценке их исторической роли. 6. Личные отношения и исторические события, их связь и взаимовлияние в романе. V. Авторская позиция в романе «Айвенго». Реалистические и романтические элементы. VI. Новаторство В. Скотта как создателя исторического романа. В. Г. Белинский и А. С. Пушкин о В. Скотте.
Рекомендуемая литература Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя. Разделение поэзии па роды и видам. Любое издание. Пушкин А.С. О романах Вальтера Скотта. Любое издание. Орлов С.А. Исторический роман Вальтера Скотта. Горький, 1960. Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. М. — Л., 1965. Реизов Б. Г. Французский исторический роман с эпоху романтизма. Л., 1958, с. 69—150.
Практическое занятие по теме:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|