Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В.Ф. Базарный: «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение»




• Психические процессы (в т.ч. мышление) осуществляются не только корой головного мозга, но и всей моторной телесностью (мышечным тонусом).

• Импульсно-нажимной каллиграфический почерк – почерк, сообразный природе биоритмов человека.

• Валеологически обоснованное рабочее пространство процесса обучения основам наук.

• Борьба с перегрузками и переутомлением.

• Психомоторное и сенсорное раскрепощение учащихся: ликвидация моторно-закрепо­щенной сидячей учебно-познавательной позы.

Г.П. и Е.В. Воронковы: «Единство физического и умственного развития»

Здоровое тело есть продукт здорового рассудка (Б. Шоу).

А.Ф. Пазухин: «Приоритет физической культуры как предмета и сферы жизнедеятельности»

• Приоритет ценности здоровья и здорового образа жизни.

• Школе – чистый воздух.

• Школа без курения, алкоголя, наркотиков.

• К здоровью – через движение.

Л.Е. Бычкова: «Физкультура как самопознание»

• Необходимо, чтобы ребенок знал, что происходит с человечес­ким организмом, с его эмоциями во время работы над собой.

• Ребенок должен не просто выполнять упражнения, а понимать, что происходит с его организмом.

• Физкультура – это не просто физическая нагрузка, а серьезная теоретическая работа.

Валеологическая концепция

• Обеспечение безопасной и здоровой среды обучения, позволяющей сохранить здоровье и психику ребенка, формирующегося в условиях стремительного роста информация, изменения экономических основ общества, стрессов, экологического дисбаланса. Валеологическая среда – это такая обстановка в образовательном учреждении, при которой обучение и ученику к учителю приносит здоровье и радость, а не болезни.

• Приведение всех элементов учебного процесса в соответствие с состоянием здоровья, физическими и психологическими возможностями учащихся и учителей,

• Содействие воспитанию у детей чувства своей неразрывности с природой, ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества.

• Обучение навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений.

• Помощь ребенку в осознании заботы о нем Мира взрослых, тем самым передача ему ощущения ценности своей жизни, защищенности и свободы самовыражения.

• Способствование возрождению семьи как основы сохранения достоинства и здоровья ребенка, его личностного потенциала.

• Сохранение здоровья – приоритет для всего педагогического коллектива и родителей.

Особенности реализации

Обязательные занятия физическими упражнениями предусматриваются программами всех образовательно-воспитатель­ных учреждений и включают, в зависимости от возраста детей, подвижные и спортивные игры, гимнастику, легкую атлетику, лыжи, плавание и др. Они проводятся в определенные часы (1-5 часов в неделю) под руководством штатных специалистов. Кроме того, занятия физкультурой и спортом организуются в разнообразных учреждениях дополнительного образования и на общественно-самодеятельных началах, в зависимости от индивидуальных желаний, потребностей и способностей детей. Эти формы охватывают практически все виды физической культуры и спорта.

В социально-педагогической практике и теории идет поиск решения проблем здоровья детей, создаются различные здоровьеразвивающие и здоровьесберегающие модульные и локальные технологии, в содержании которых выделяются такие направления:

1. Физическое развитие как составная часть физической культуры осуществляется в технологиях, направленных к тому, чтобы формировать двигательные навыки, психофизические качества, достигать физического совершенства. Этому способствуют частнопредметные и модульные физкультурно-оздоро­ви­тель­ные и обеспечивающие безопасность жизнедеятельности технологии.

2. Социально-ориентированное направление (охрана прав детей в области здоровья, формирование здорового образа жизни, социально адаптирующие и личностноразвивающие тех­нологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адапта­ции личности, способствующую предотвра­щению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; нормальное питание, режим, борьба с вредными привычками, психогигиена, половое просвещение, экологические технологии).

3. Медико-психолого-педагогическое (технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействи­ем, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровож­дение всех элементов образовательного процесса; медико-гигие­ни­ческие диагностики и мониторинг, профилактика заболеваний, помощь в лечении, психогигиена и психотерапия). Реабилитация здоровья детей путем оздоровительных дней, периодов, каникул, сезонов.

4. Учебно-воспитательное направление, которое включает валеологические технологии, опре­деляющие структуру учебного процесса, частично регла­ментированную в СанПиНах, программы по обучению грамотной заботе о сво­ем здоровье и формированию культуры здоровья учащих­ся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, пре­дупреждению вредных привычек, предусматривающие так­же проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Единая, достаточно цельная, комплексная технология здоровья ребенка в России еще создается. Отдельные новаторы-технологи делают акценты на различных аспектах.

Б.П. и Л.А. Никитины:

Закаливание с помощью воздействия всех природных условий (солнце, вода, холод, хождение босиком, обтирание и т.п.).

Физические упражнения с повышенными нагрузками.

Разностороннему развитию и сохранению здоровья ребенка способствует включенность его в регулярную и разнообразную деятельность. Для этого в домашней обстановке оборудуются детская спортивная комната, мастерская, общая гостиная.

В спортивной комнате: два турника, канат, кольца, лесенка, гири, обручи, мешочки с галькой, целый угол деревянных кирпичей и несколько полок с куклами, игрушечными зверятами, конструкторами, играми. Над дверью из каркаса старой раскладушки сделано «гнездышко», куда забираются не только свои «птенцы», но и соседские дети.

Мастерская – это большая светлая комната: верстаки и инструменты всех размеров; лаки, краски, химические реактивы, моторы, машины, проволока, фанера, уйма разных железок, деревяшек. Все расположено на стенах, на потолке.

Гостиная: телевизор, пианино, полки с книгами, развивающие игры.

Мониторинг физического развития. Кроме антропометрических данных, отслеживаются «стимулирующие индексы» – прыгучести, скоростной, метательный, силовой. Они характеризуют рост ведущей – скелетно-мышечной системы организма.

В.Ф. Базарный:

Зрение. Методика «зрительных горизонтов».

Сохранению зрения учащихся способствует расширение зрительно-пространственной активности во время уроков. Воспринимаемое ребенком пространство часто бывает ограничено учебником и тетрадью. Неизбежная при этом перегрузка аккомодационного аппарата приводит к возникновению близорукости. Такие занятия, как обучение чтению, математике, письму, ознакомление с явлениями природы целесообразно проводить в режиме максимального удаления от детей дидактического материала, т.е. в режиме «зрительных горизонтов», а по возможности в условиях естественной экологической среды.

Для каждого ребенка определяется его индивидуальная зрительная рабочая дистанция.

Переключение с ближнего зрения на дальнее (изменение форм работы на уроке). Офтальмотренажер.

Моторика. Сенсорное полотно. Пальцевая графика, возвращение к прерывному письму. Письмо перьевыми ручками.

Урок. Построение урока в режиме телесной вертикали и свободного перемещения по классу.

Режим динамических поз при письме и чтении: применение регулируемой конторки вместо парты, переход на уроке (2-3 раза) из положения «сидя» в положение «стоя». Конторка по ширине равна половине парты и позволяет ученику в течение 10-15 минут читать и писать стоя. По высоте конторка и парта должны соответствовать росту ученика (угол наклона 14-180). Ученик стоит на коврике из ткани (запрещается применять резиновые и синтетические коврики), и в течение этого времени его ноги (только в носках) получают своеобразный массаж подошвенной поверхности стоп. Затем (через 15-25 минут) конторка сдвигается на другую сторону парты, ученик садится, а его сосед начинает работать стоя. Если конторка имеется на каждой парте в классе, то смена поз осуществляется по сигналу учителя. Преимуществом «динамических поз» является снижение вероятности чрезмерного наклона головы при чтении и письме, что снижает количество нарушений осанки типа искривления позвоночника и асимметрии плеч, в некоторой степени уменьшает зрительное утомление. Массаж подошвенной поверхности стопы снижает вероятность возникновения плоскостопия.

Систематическое (2 раза в неделю) плавание в бассейне.

Г.П. и Е.В. Воронковы:

Единая система учебной и внеклассной работы по физической культуре.

Учебная дисциплина «Ритмическая гимнастика».

Тренировка общей выносливости, которая по сравнению с другими физическими качествами значительно больше влияет на улучшение здоровья.

Гимнастика до уроков. Физкультминутки на уроках. Подвижные игры на переменах.

Двигательная активность. Спортивные игры, соревнования, турпоходы вместе с родителями.

Использование природных факторов: свежего воздуха, солнца, воды.

Комплексная спортивная площадка с гимнастическим городком, полосой препятствий, футбольным полем, беговыми дорожками, секторами для прыжков и метаний, баскетбольной и волейбольной площадками.

Спортивный зал: нестандартное оборудование (пристенный рукоход, навесные перекладины, дополнительные баскетбольные щиты, зажимы для отработки нападающего удара в волейболе и ряд других). Для учащихся младших классов в комнате группы продленного дня и в рекреации установили «домашний стадион», в зале атлетической гимнастики имеются тренажерные устройства, изготовленные своими силами. Тренажеры помогают моделировать различные режимы нагрузки, выбирать индивидуально-дозированные нагрузки с учетом пола, возраста и уровня физической подготовленности ребят.

А.Ф. Пазухин:

Уроки продолжительностью не более тридцати минут, никаких домашних заданий, первостепенное внимание – физической культуре.

Один рабочий день в неделю целиком посвящается физкультуре, спорту, туризму. Ребята заготавливают лекарственные травы, в школе работает комната ароматотерапии.

Борьба с вредными привычками в отрыве от формирования здорового образа жизни не имеет смысла, ибо любая из вредных привычек – вторична, она заполняет вакуум в системе воспитания именно там, где здоровье и здоровый образ жизни занимают одно из последних мест в системе ценностных ориентаций ребенка или подростка.

В кабинете аутогенной тренировки ведет прием социальный педагог-психолог; устранить проблемы социальной неустроенности, незащищенности ребенка школа не в силах, но прилагать усилия к их разрешению необходимо.

В школе работают два врача-терапевта, две медицинские сестры, психолог, психотерапевт, стоматолог, логопед, социальный педагог.

Школьный парламент принял свод правил, объединенных девизом «Мы выбираем здоровье!».

На уровне школы:

• Зимний сад (каждый ученик принесет цветок).

• Детский контроль за чистотой помещений, помощь в уборке.

• Клуб нелюбителей курения.

• Детское экологическое общество. Познавая природу, помогай ей небольшими делами. Привести в порядок и оформить школьный двор.

• Школьная реклама здоровья. КВН, конференции на тему здоровья. Соревнования на лучшее знание здорового образа жизни.

• Регулярная школьная газета на тему здорового образа жизни.

В каждом классе:

Дежурство по здоровью: контроль за выполнением самых простых гигиенических правил.

Маленькая живая природа в каждом классе: у каждого ученика свое растение, за которым он ухаживает.

Чистый воздух в каждом классе: уборка, проветривание, разведение растений.

Пятиминутки здоровья.

Класс без курения, алкоголя, наркотиков.

Говорящие стены. Оформление класса высказываниями о здоровье.

Правило: Научи того, кто рядом с тобой, тому, что ты знаешь о здоровье, как ты помогаешь своему здоровью, помоги полюбить спорт.

Л.Е. Бычкова

Предлагаются такие занятия, в про­цессе которых ребенок может исследовать се­бя с помощью некоторых тестов. На основе этого он сможет понять, каковы физические особен­ности его тела: вес, рост, формы, пульс, ра­бота сердца, работа дыхания, быстрота, сила, гибкость, выносливость и т.д. Все эти параметры – часть физической культуры человека. Прослеживая причинно-следственные связи в исследова­нии – подсчет пульса, выстраивание графи­ка пульса, выяснение зависимости пульса от настроения и нагрузки, ребенок имеет воз­можность отследить в разных ситуациях, что с ним про­исходит и отчего. Осознание будет началом изменения ситуации.

Педагог (тренер) предлагает ученику рабо­тать над собой, дает методики, рекомендации, как прогнозировать, анализировать, строить планы, познавать себя.

Важное значение придается питанию на основе научного подхода – о расчете калорий, потреб­ляемых организмом и необходимых для дви­гательной активности. Эта работа делается в старших классах специально с девуш­ками (в то время, когда их очень вол­нует собственное телосложение).

Официальные физкультурные нормативы (стандарты) раз­биты по классам на низкий, средний и высокий уровни, но они никак не учитывают разницу биологического возраста между детьми, которая для ребят одного класса настолько велика, что уров­ни (высокий, низкий) не имеют никакого значения, кроме статисти­ческого.

Нормативные оце­нки должны исходить из самочувствия и самоосознания ребенка на данный момент. Поэтому результатом обра­зования становится не соответствие среднестатистическим нормативам по физической подготовленности, а понимание и осознание ребенком того, что от его двигательной способности в этот мо­мент напрямую зависит состояние его психи­ки, работоспособности, а как следствие – со­стояние его успеха. Ведется лист оценивания и самооценивания (не отметки, а показатели по 11 параметрам). Заключительный этап – написание ре­флексивного теста и собеседование по не­му с учителем.

Дети, выбирающие физкуль­туру в качестве выпускного экзамена, зани­маются ею два дня по 6 часов ежедневно. И это время позволяет осуществить весь цикл работы над собой целиком – от тестирования своих двигательных способностей, составления графиков, анализа результатов до написа­ния некоего рефлексивного текста, в кото­ром и осмысление итогов, и осознание дальнейших шагов и своего отношения к ним.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...