Культурно-историческая концепция Выготского.
В психическом развитии присутствуют как наследственные так и социальные факторы, однако наследственность хотя и присутствует во всех психических процессах, имеет разный удельный вес. Чем примитивнее психический процесс тем больше он обусловлен наследственностью. Л.С.Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка: 1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве. 2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой. 3. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания. 4. Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка. По Выготскому, движущая сила психического развития – обучение Выготский выделил 2 уровня (зоны) психического развития: 1.зона актуального развития (ЗУН которые есть на данный момент) 2.зона ближайшего развития (задачи, которые ребенок сегодня может выполнить с небольшой помощью взрослого, а завтра - самостоятельно)
Понятие сензитивного периода в развии психики. Особенности сензитивн. периодов на различн. этапах развития.
Возрастная сензитивность - присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психический свойств или процессов. Сензитивными периодами - периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности. Cензитивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т. д. Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, как в соответствующий сензитивный период. Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно независимо от того, удалось ли ребенку воспользоваться их условиями для развития своих способностей. Базовые характеристики сензетивных периодов. Они универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности и т.д. Они индивидуальны для каждого ребенка. Протекание каждого сензитивного периода характеризуется: •более или менее медленным (пологим) началом; •этапом наибольшей интенсивности (точкой максимума); •более или менее медленным спадом интенсивности. Сензитивный период развития речи (0 до 6 лет). Нначинается еще до появления ребенка на свет (естественная потребность матерей разговаривать с еще не родившимся ребенком). Сензитивный период восприятия порядка (0 до 3 лет). На основе внешнего порядка ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом. В дальнейшей жизни человека внутренний порядок - порядок в мыслях, поступках, законопослушность - будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая его среда в возрасте от 0 до 3 лет. Порядок в окружающей среде. Его соблюдение позволяет ребенку разобраться в следующем: - В соотношении между предметами. Необходимо структурировать окружающую ребенка среду таким образом, чтобы она соответствовала основным закономерностям в соотношении между предметами: (посуда - на кухне, обувь - в прихожей). В этом возрасте бессмысленно требовать от ребенка соблюдать порядок самому, ибо он только еще формирует собственный образ порядка. Для ребенка в этом возрасте очень трудно привыкать к изменившейся окружающей среде (речь идет о переезде на другое место жительства, о первом походе в детский сад и т. п.).
Порядок во времени. Для ребенка важно прочувствовать ритм дня. У каждого он свой, и устанавливается обычно в течение первого года жизни. После этого задача родителей заключается в том, чтобы на протяжении второго и третьего года жизни ребенка поддерживать этот режим. Есть еще один аспект, касающийся соблюдения порядка во времени - точнее, порядка в последовательности событий. Например, последовательности в событиях при чтении известных ребенку сказок. Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку. - Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть неизменными и не зависеть от настроения. - Требования к ребенку должны выстраиваться в некую последовательность. В таком случае после многократных повторений одной и той же последовательности действий, этот алгоритм становится внутренней собственностью ребенка, и взрослому достаточно лишь дать общее название для того, чтобы ребенок мог действовать самостоятельно. - Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми. Сензитивный период сенсорного развития (0 до 5.5 лет). Содержание этого сензитивного периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|