Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин




Критерии:

Ведущая деятельность (Леонтьев) – деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

Социальная ситуация развития – своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Новообразование – те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

 

Периодизация Л.С. Слободчикова:

1 ступень – оживление (от рождения до 1 года); становление человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных, функциональных органов.

2 ступень – одушевление (от 1 года до 5–6 лет); развитие собственных (субъектных) средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей.

3 ступень – персонализация (от 6 до 18 лет); оформление личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и другим людям.

4 ступень – индивидуализация (от 17 до 42 лет). Индивидуализация – обретение уникального самобытия, авторства в творчески-созидательной деятельности и в собственной жизни.

5. Универсализация – восхождение к предельной полноте реальной жизни, откровение духовного единства себя и Мира.

 

Д.Б. Эльконин

 

 

 

Периодизации психич. раз-ия Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина. Понятие и виды ведущ. д-ти.

Каждый психологический возраст, по Выготскому, характеризуется складывающейся к началу каждого возрастного периода социальной ситуацией развития и новообразованиями. Социальная ситуация развития — это совершенно своеобразное для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Новообразование – те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период. Накапливаясь с течением времени, психологические новообразования постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, ведут к ее слому и построению новых отношений, открывающих новые возможности для развития ребенка в следующем возрастном периоде. Так происходит смена психологических возрастов. Л.С. Выготский различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические. В стабильных возрастах развитие совершается медленно, эволюционно. В критические периоды развитие совершается бурно, стремительно. Отказ от старой социальной ситуации развития и образование новой составляет основное содержание кризисного периода.

Периодизация Выготского:

— кризис новорожденности;

— младенчество (2 месяца — 1 год);

— кризис одного года;

— раннее детство (1 — 3 года);

— кризис трех лет;

— дошкольный возраст (3 — 7 лет);

— кризис семи лет;

— школьный возраст (8—12 лет);

— кризис 13 лет;

— пубертатный возраст (14—17 лет);

— кризис 17 лет.

Периодизации развития Д.Б. Эльконина

Каждый психологический возраст характеризуется показателями:

1. Социальная ситуация развития;

2. Ведущая деятельность;

3. Основные новообразования.

Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, разработанное A.M. Леонтьевым, как критерий выделения психологических возрастов. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место.

Ведущая деятельность (Леонтьев) – деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики. Чем старше ребенок, тем больше видов деятельности он осваивает. Но разные виды деятельности оказывают разное влияние на развитие. Главные изменения в становлении психических функций и личности ребенка, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью. Все многообразие человеческой деятельности можно свести к трем основным видам: труд, учение и игра. Каждый из этих видов деятельности является на определенных этапах жизни: игра – дошкольный период; учение – младший школьный возраст, отрочество, юношество; труд – зрелость и старость.

— в форме ведущей деятельности возникают другие, новые типы деятельности (так, в игре в дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения);

— в ведущей деятельности формируются частные психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка);

— от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сторону формирования личности).

Д.Б. Эльконин

 

Период, его название и возрастные рамки Ведущая деятельность Новообразование Социальная ситуация развития
1. Младенчество (0 – 1 год) Эмоциональное общение ребенка со взрослым Ходьба и первое слово «Мы» - неразрывное единство ребенка и матери
2. Раннее детство (1-3года) Предметная деятельность (предметно-манипулятивная) «Я сам» Ребенок-предмет-взрослый
3. Дошкольный (3 -6(7) лет) Игровая деятельность Произвольность поведения и самосознание ребенок – игрушка - взрослый
4. Младший школьный (6(7) – 10(11)) Учебная деятельность Произвольность поведения и самосознание ребенок - учитель
5. Средний школьный (подростковый) (10(11) – 14(15)) Интимно-личностное общение его сверстниками Чувство взрослости подросток - сверстник
6. Старший школьный (ранняя юность) (14(15) – 16(17)) Учебно-профессиональная Профессиональное и личностное самоопределение старший школьник – сверстник - родитель
7. Поздняя юность (молодость) (17(18) – 25)      
8. Зрелость (25 – 50)      
9. Поздняя зрелость (50 – 75)      
10. Старость (75 и старше)      

Внутри деятельности возникают и развиваются психологические новообразования. При смене одной ведущей деятельности другой происходит кризис.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...