Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формир-е личности в млад. шк. возрасте.




В младшем школьном возрасте при правильном воспитании складываются основы будущей личности. Ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность. Он знает, что он обязан учиться. Новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками, включение в новый вид деятельности (учение) — все это сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, формирует характер, волю. Самосознание ребенка интенсивно развивается. Ведущий вид деятельности - учебная деятельность.

Одним из наиболее значимых мотивов является мотив достижения успеха. От того, как взрослые оценивают ребенка, зависит формирование его самооценки, которая у младших школьников уже может быть завышенной, заниженной, адекватной. Младший школьный возраст можно считать переломным для формирования самостоятельности.

С поступлением в школу ребенок обращает внимание на то, как реагируют одноклассники на его имя. Если он улавливает насмешку, то тут же стремится изменить возникающие дискомфортные ситуации. Если сверстники с приязнью произносят имя ребенка, он испытывает чувство удовлетворения. Именно в школе, в процессе постоянного общения со сверстниками ребенок начинает ценить доброжелательное к себе отношение, выражаемое и в том, как к нему обращаются. Он учится приветливым формам общения и обращению к другому по имени. В это же время поступив в школу, ребенок должен принять и другой тип обращения к себе - учитель, а затем и дети могут называть его по фамилии.

Моральное развитие. В школе ребенок ставится перед необходимостью соблюдать целую систему моральных требований и норм, правил поведения. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм.

Возрастная особенность детей, только что поступивших в школу, — общая недостаточность воли: младший школьник еще не обладает опытом борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей. Постепенно под влиянием воспитания формируется умение преодолевать трудности

В младшем школьном возрасте довольно отчетливо можно наблюдать проявления всех четырех типов темперамента (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик). При правильном воспитании есть возможность выправить некоторые отрицательные проявления темпераментов. В ряде случаев ученики начальных классов обладают отрицательными формами поведения, к ним относятся капризность, упрямство. Обычная причина их — недостатки семейного воспитания. Ребенок привык к тому, что дома все его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство — форма протеста ребенка против требований, которые ему предъявляет школа. Ребенок может стать капризным, если он не способен выполнить, что от него ожидают. Капризными, как правило, бывают неуспешные в школе или чрезмерно избалованные своими родителями дети, или дети, на которых мало обращают внимания, или, наконец, безынициативные дети, которые отстали от сверстников. Порой у детей проявляется лживость, причиной которой может быть буйная фантазия ребенка или желание скрыть свой дурной поступок. Поскольку в младшем школьном возрасте характер еще только формируется, важно предупредить превращение этих психических состояний в черты характера.

Младшие школьники очень эмоциональны. Они не умеют сдерживать чувства. С годами у детей все больше развивается способность регулировать чувства. Под влиянием обучения и воспитания развиваются моральные чувства — чувство долга, чувство патриотизма.

В младшем школьном возрасте формируются эстетические чувства. Большие возможности открывает младший школьный возраст для воспитания коллективистических отношений. Первоклассники еще не чувствуют себя частью единого коллектива. Коллектив начинает складываться тогда, когда дети впервые начинают проявлять доброжелательный интерес к успехам и неудачам одноклассников, проявлять взаимопомощь.

Роль игры и труда в развитии личности. Коллективные игры способствуют сплочению коллектива. Велико воспитывающее значение труда младших школьников. В младшем школьном возрасте совершенствуются трудолюбие и самостоятельность. Труд в жизни дошкольника выступал главным образом в форме самообслуживания. Однако труд только для себя может сформировать и индивидуалиста. Поэтому очень важно постепенно включать учащихся в труд для общей пользы. Дети постепенно осознают, что своим трудом они могут приносить пользу окружающим людям.

Первые годы обучения в школе — годы очень заметного развития интересов. В связи с формированием интересов начинают формироваться и способности школьников. Основной путь развития способностей — привлечение школьников в кружки.

Ребенок младшего школьного возраста продолжает открыто стремиться получить одобрение своих достижений, особенно в учебной деятельности.

Притязание на признание со стороны взрослых. Ребенок в младшем школьном возрасте имеет совесть. Он знает, что значит должен, обязан. У него пробуждается чувство гордости или стыда.

Относясь к взрослым и более старшим детям как к образцу, младший школьник притязает на признание со стороны взрослых и подростков. Благодаря притязанию на признание он старается вести себя правильно, стремится к знаниям.

В школе между учеником и учителем складывается особый тип взаимоотношений. Учитель не просто взрослый. Он - посредник знаний. При этом ребенок ориентирован на то, чтобы соответствовать ожиданиям учителя и быть им признанным. Усвоение знаний - основная цель.

Ребенку еще предстоит узнать о нормах поведения, сформировать потребность в дисциплине. Поэтому правила, которые усваивает ребенок, следует поднимать в его сознании до понимания их обязательности.

Притязание на признание среди сверстников. В младшем школьном возрасте сверстники вступают в сложные отношения, в которых переплетены отношения возрастной приязни к сверстнику и отношения соперничества. Притязания на успех среди сверстников теперь отрабатываются прежде всего в учебной деятельности..

 

Подростковый кризис.

Подростковый кризис (12-14лет) является пиком переходного периода от детства к взрослости. Внешне это проявляется в грубости поведения подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д. Выготский выделял возраст около 13 лет как переломную точку кризиса, но отмечал, что посткризисные годы (14-15 лет) наиболее трудные. Характер протекания, острота кризисных явлений зависят во многом от чувствительности взрослых к переменам, которые происходят с растущим ребенком, от их способности изменять воспитательную тактику, учитывая новые потребности подростка (бывают случаи бескризисного развития ребенка, чаще всего это происходит, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей). Даже для здоровых подростков характерны неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Часто встречающийся у подростков «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу) связан с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний.

Подростковый кризис отличается от других кризисов большей продолжительностью. На образование подросткового кризиса влияют внешние и внутренние факторы. Внешние факторы состоят в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости, от которых подросток стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.).

Подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера.

Новообразование - чувство взрослости.

Виды взрослости:

— подражание внешним признакам взрослости: курение, употребление алкоголя, использование косметики, подражание взрослым в одежде и прическе; это поверхностное представление о взрослости;

— стремление подростков-мальчиков соответствовать представлению о «настоящем мужчине»;

— социальная взрослость — как правило, складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как его помощника, часто возникает в тех семьях, где подросток вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную помощь и поддержку;

— интеллектуальная взрослость — связана с развитием познавательных интересов, с появлением самообразования как учения, выходящего за рамки школьной программы.

Подросток интенсивно анализирует и оценивает себя. При этом у него возникает иллюзия, будто другие люди тоже непрерывно оценивают его.

Половая идентификация подростков. Биологическое созревание, гормональная перестройка — обязательная предпосылка психического развития в подростковом возрасте. Изменение пропорций собственного тела и его функций привлекает к нему повышенное внимание подростка. Появляется выраженный интерес к своей внешности. Типичная возрастная особенность — склонность преувеличивать и болезненно реагировать на собственные реальные или вымышленные телесные недостатки.

В сознании и поведении подростка значительную роль приобретают сексуальные интересы. Прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола.

Я-концепция как новый уровень самосознания — центральное новообразование старшего подросткового возраста. Формирование нового уровня самосознания (представления о себе самом, Я-концепции) характеризуется появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности. Многие переживания, связанные с отношением к себе, к своей личности, у подростков отрицательные.

Подростковый возраст- период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает свой поход со сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики.

К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных. Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности, происходит поворот к новым задачам: самосовершенствования, саморазвития. Кризис перехода к юности (15-18 лет) связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...