Формирование личности в дошкольном возрасте.
Дошкольное детство — период первоначального складывания личности. На протяжении дошкольного детства происходит развитие мотивационно-потребностной сферы. Мотивы начинают осознаваться. Появляется возможность исполнения обещания. Происходит усвоение этических норм, моральных чувств. Потребность быть признанным способствует позитивному личностному развитию. Однако реализация этой же потребности может привести и к негативным образованиям — лжи, зависти, хвастовству, а при неправильном отношении взрослого — и к «комплексу неполноценности», заниженной самооценке ребенка. В дошкольном возрасте самоутверждение ребенка все чаще реализует себя в форме лжи. Нереализованное притязание на признание может привести к нежелательным формам поведения, когда ребенок начинает придумывать неправду. Детская зависть вызывается тем, что у дошкольников на первый план выходят социальная иерархия - «кто главнее». Ребенок боится не получить значимого для него места. Подавление притязания на лучшее место порождает зависть. К концу дошкольного возраста впервые наблюдается феномен «горькой конфеты» (А.Н. Леонтьев). Если раньше ребенок, не выполнивший задание, тем не менее с удовольствием выслушивал похвалу, то теперь незаслуженная награда только огорчает, конфета становится «горькой». Непосредственное, импульсивное поведение перерастает в опосредованное определенными внутренними нормами и правилами. К концу дошкольного возраста у детей формируется самосознание и самооценка. Самосознание считается центральным новообразованием дошкольного детства. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка становится более адекватной. Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста ребенок ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: "я рад", "я огорчен", "я сердит".
В дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что он имеет индивидуальное имя. При нормальных отношениях в семье он любит свое имя. Благодаря имени и местоимению «Я» ребенок научается выделять себя как персону. Имя позволяет ребенку представить себя обособленным от других, исключительным человеком. Притязание на признание со стороны взрослого проявляет себя и в том, что ребенок начинает бдительно следить за взрослым: какое внимание он оказывает ему, а какое - его сверстнику или братишке. Ребенок пытается предвидеть реакцию других людей на свой поступок, при этом он хочет, чтобы люди были ему благодарны, признавали его хорошие поступки. Притязание на признание среди сверстников. Если взрослый стремится поддержать ребенка в его достижениях, то сверстники вступают в сложные отношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то притязания в первую очередь отрабатываются в игре. Половая идентификация - отождествление себя с полом мужчины или женщины и стремление соответствовать принятым в культуре стереотипам мужского и женского поведения. Психологическое время личности. В детском возрасте ребенок только лишь открывает для себя существование своего индивидуального прошлого, настоящего и будущего.
Кризис 7 лет. Психолог. готовность к школьн. обучению. Кризис 7 лет Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом. Поведение ребенка теряет детскую непосредственность (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка). Вычурное, искусственное, поведение 6-7-летнего ребенка как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений потери непосредственности. Механизм этого явления состоит в том, что между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент — ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле. Симптомами кризиса выступают манерничание, паясничанье, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирующих переживаний. Симптом "горькой конфеты" - ребенку плохо, но он старается этого не показать, хитрость. Демонстративная взрослость. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного индивида к осознанию своих чувств и переживаний.
Другие поведенческие характеристики: — появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения; — непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей; — хитрость; — демонстративная «взрослость»; — обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть «как маленький». Встречаются и такие проявления, как упрямство, требовательность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы. Одно из главных новообразований — потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной позиции. Многие правила, которым ребенок следовал раньше, теперь воспринимаются им как воплощение «детского», не им установленного образа жизни. Отсюда возникает потребность нарушить, самостоятельно изменить привычные правила. Одновременно с симптомами «странного поведения» возникают важнейшие позитивные новообразования этого периода. Возникает обобщение собственных переживаний («Я радуюсь», «Я огорчен», «Я сердит»), общение со взрослыми и сверстниками становится опосредованным определенными правилами. Особого внимания заслуживает стремление включиться в общественную жизнь, занять определенную социальную позицию. В современных условиях стремление 6-7-летних детей занять социально значимую роль реализуется в позиции ученика. Стертость кризиса является показателем сохранения ребенком внутренней позиции дошкольника, низкого уровня мотивационно-личностной готовности к школе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|