Психологические особенности нравственного воспитания (Л. Кольберг)
Нравственное воспитание – это система ценностей, приоритетов, а также поведения, основанного на реализации нравственных норм, являющаяся основой воспитания. Кольберг предложил теорию поэтапного нравственного развития личности, а также способы, позволяющие эффективно осуществлять нравственное развитие детей. Основываясь на теории Пиаже о том, что развитие ребенка проходит ряд стадий, Кольберг выделил следующие уровни нравственного становления личности: I – преднравственный (доморальный) – дети до 10 лет. Включает в себя 2 ступени: 1-ориентация на наказание – ребенок ведет себя по нормам, чтобы избежать наказания. 2-уровень гедонизма – ориентация на удовольствие, на похвалу (ведет себя в соответствии с нормами, получая от этого удовольствие). II – конвенциональный (условно-ролевой) – до 13 (12) лет: 1-мораль «хорошего мальчика» - поддержание добрых отношений. 2-ориентация на установленный порядок, на авторитеты. III – постконвенциональный (мораль высоких нравственных принципов): 1-мораль, выражающая принципы законов, конституции и других общественных договоров, т.е. мораль хорошего, законопослушного гражданина. 2-ориентация на принципы совести (ступень совести, индивидуального представления о справедливости); справедливость – выше законов (по мнению Кольберга, не более 10% взрослого населения достигает высокого уровня нравственности). Кольберг предложил 2 основные вещи: использование специально разработанных дилемм и включение учащихся в жизнь школы, созданной на основе демократии. Для диагностики, а также для развития нравственных представлений Кольберг разработал систему специальных дилемм, т.е. заданий с различными вариантами выбора. Основу практической реализации теории Кольберга составляет создание справедливых сообществ. Справедливые сообщества – это альтернатива традиционной школы. Оно состоит из детей с девиантным поведением, неуспеваемостью, у которых проблемы с законом. Первое справедливое сообщество было создано в Бостоне в 1974 г., опираясь на идеи Самерхила. Самерхил – местечко в Великобритании, где была создана школа на основе идей свободного воспитания. Основное: необязательность посещения учебных занятий, дети могли посещать занятия, а могли заниматься в различных мастерских (фермы, теплицы и т.д.), могли играть. По пятницам проводились собрания – обсуждались проблемы, волнующие учителей. Журналисты пишут, что Самерхил – «детский рай», где все ориентировано на развитие ребенка. Дети предоставлены сами себе, их свобода не ограничена. Для значительного количества детей в Самерхиле теоретические знания оказались востребованными, дети по собственной инициативе включались в образовательный процесс. Первое справедливое сообщество возникло внутри школы. Отбирались граждане, совершившие противоправные действия, дети с академической неуспеваемостью и т.д. С этой группой и учителями Кольберг выработал общие нормы жизни. И первое, что предложили дети – необязательность посещения занятий. Но надо было создать мастерские, студии, чтобы дети занимались там, а не просто бездельничали. Позже по запросам граждан «справедливого сообщества» были введены дополнительные предметы. 90% граждан «справедливого сообщества» поступило в колледжи и университеты, а в традиционной школе – только 50%. У учителей и учеников были равные права и совместное участие в органах управления. Члены справедливого сообщества обсуждали возникающие и поставленные пред ними дилеммы; у них высокий опыт решения проблем. Позже Кольберг провел сравнительный анализ разных вариантов школ: - традиционная школа; - обсуждение нравственных проблем на основании дилемм; - «справедливое сообщество» без обсуждения нравственных проблем. В последнем случае показаны самые высокие результаты в нравственном развитии, а также в академической успеваемости. Существующие сегодня «справедливые сообщества» тесно связаны с социумом. Совместно с родителями и учителями дети ставят спектакли, концерты, проводят социальные опросы, занимаются благотворительностью.
Индивидуальные стили пед. деятельности, их характеристика Общая характеристика стиля деятельности Определение стиля деятельности Педагогическая деятельность учителя, как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. В собственно психологическом, узком смысле индивидуальный стиль деятельности — это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек. Индивидуальный стиль деятельности Три стиля руководства: авторитарный, демократический и попустительский. В стиле выделяются две стороны: содержательная и формальная (приемы, способы). Характеристика формальной и содержательной сторон трех стилей: Авторитарный стиль Формальная сторона: Деловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицание субъективны. Эмоции не принимаются в расчет. Позиция лидера — вне группы. Содержательная сторона: Дела в группе планируются заранее. Определяются лишь непосредственные цели, дальние — неизвестны. Голос руководителя — решающий. Демократический стиль Формальная сторона: Инструкции в форме предложений. Не сухая речь, а товарищеский тон. Похвала и порицание — с советами. Распоряжения и запреты с дискуссиями. Позиция лидера — внутри группы. Содержательная сторона: Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. Попустительский стиль Формальная сторона: Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера — незаметно в стороне группы. Содержательная сторона: Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|