Предмет и объект паблик рилейшнз как науки и управленческой деятельности
Наше обращение к паблик рилейшнз связано с двумя решающими факторами: во-первых, мир вступил в информационный век, когда особую роль играет общественное мнение, которым нужно грамотно управлять; во-вторых, наше общество долгое время находилось под давлением тоталитарной системы, в которой вся коммуникация была иерархической, все делалось по приказу, общество было принципиально командным. Демократическое общество, к которому мы переходим, применяет иные модели воздействия на население. Это прежде всего осознание, согласование, сравнение, уверенность, убежденность, удовлетворенность (работой, жильем, услугами, образованием, здравоохранением и т. п). Что такое паблик рилейшнз (ПР)? Что является предметом и объектом этой науки? Чем она отличается от смежных наук? Существует более 500 определений понятия «паблик рилейшнз». Каждое из них акцентирует внимание на разных характеристиках, но их объединяет существенное положение о том, что паблик рилейшнз — это отношения между организацией (государственной, общественной, частной) и общественностью. Г. Почепцов определяет паблик рилейшнз как «науку об управлении общественным мнением». Доктор Пэкс Харлоу (Сан-Франциско) изучил 472 определения понятия «ПР» и пришел к выводу, что ПР — это одна из функций управления вообще. Сэм Блэк дает и свою трактовку понятия «ПР» как «планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью». Русский ученый Алешина определяет ПР как самостоятельную функцию менеджмента. Все определения совпадают в одном: ПР касается каждого, у кого есть контакты с другим человеческим существом, или организацией, или социальной мыслью.
Обобщая имеющиеся подходы, попытаемся сформулировать свое определение. Паблик рилейшнз — это наука и искусство организации и осуществления связей субъектами управления экономической, социальной, политической и духовно-культурной деятельностью с общественностью, достижение взаимопонимания и доброжелательности между личностью, учреждением и другими людьми, группами людей или обществом в целом посредством распространения пояснительного материала, развития обмена информацией. Объект ПР — система реальных связей субъектов управления и общественной деятельности с общественностью. Предметом ПР есть сущность и элементы системы связей с общественностью, общественное мнение, закономерности и случайности их возникновения, функционирования и развития, принципы и методы управления ими. Основными задачами паблик рилейшнз как науки и искусства являются: • Изучение, анализ и управление общественным мнением. • Анализ и регулирование общественных отношений информативными методами. • Освещение правительственных отношений, обеспечения двустороннего общения на основе правдивой, полной информированности. • Изучение, анализ, объяснение и использование в интересах субъекта управления (хозяйствования) и общественности определенной организации производственных, промышленных, финансовых и международных отношений. • Исследование потребительских отношений, реклама товаров и услуг. • Создание имиджа организации, фирмы и руководства. • Выявление возможных тенденций и случаев и предвидение, научное прогнозирование их последствий (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Основные задачи паблик рилейшнз как науки и искусства
Паблик рилейшнз неразрывно связана со многими другими науками, но она значительно отличается от них, прежде всего объемом охвата общественных отношений и системы их регулирования и управления. Например, по маркетингу ПР применяется в любой точке маркетинговой стратегии-имя товара, упаковка, исследование, определение цены, продажа, дистрибуция и услуги после продажи. От пропаганды ПР отличается тем, что помогает не только, а порой и не столько организации (государственной или частной), фирме, а прежде всего населению (потребителю) лучше понять, чего можно ожидать от правительства, фирмы или организации. Пропаганда (от лат. «подлежащая распространению (вера)») – открытое распространение взглядов, фактов, аргументов и др. сведений, в том числе намеренно искаженных и вводящих в заблуждение, для формирования общественного мнения. Сэм Блек разработал целую таблицу отличий ПР от рекламы (табл. 2.1). Все отличия характеристик рекламы и ПР существенные, но важнейшей, определяющей, безусловно, является пятая, то есть фокус деятельности. Для рекламы это ориентация на рынок или продажу, а для ПР — ориентация на отношения или ситуацию. Для рекламы неважно, будет ли конфликт как результат рекламы. Для ПР очень важно избежать конфликта или конфликтной ситуации. Анализ свидетельствует, что Украина и РФ, как и другие страны — бывшие республики СССР, со временем приблизится к западному уровню применения ПР, потому что наше общество формируется открытым, демократическим, интегрированным в мировой общественный процесс.
Таблица 2.1 Различия паблик рилейшнз и рекламы
Имидж нашей страны и ее руководителей, нашего украинского производителя и бизнесмена, банкира и ученого должно быть на современном уровне. Продвижение на рынок, в частности на международный, выходит на первый план. Изучение и анализ формирования общественного мнения и управления ею — самая сложная проблема, от решения которой зависит будущее нашей страны. Использование инноваций, новейших технологий, методов организации производства, услуг, образования, здравоохранения, то есть современное развитие этих сфер и его перспективы, требует тщательного изучения и дальнейшего совершенствования паблик рилейшнз как науки и искусства регулирование и управление общественными отношениями информационными методами и прежде всего формирования и управления общественным мнением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|