Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюционный натурализм. Дарвин




Эволюционный натурализм

 

Дарвин

(1809 – 1882)

Хайагрива даса: Дарвинская концепция эволюции основывается на предположении, что от поколения к поколению происходят реальные генетические изменения. Иными словами, он отвергает платоновы эйдосы (идею и сущность) для биологических видов. Кришна говорит, что Он – порождающее семя всего сущего. Дарвин же отрицает существование определенного семени для определенного вида. По его представлениям, не существует застывших видов, есть лишь движущиеся, эволюционирующие физические формы, находящиеся в процессе постоянного изменения.

Шрила Прабхупада: Нет. Формы уже существуют сначала творения. Но есть и эволюция, но Дарвин думает, что это эволюция тела. Это неверно. Тело никогда не эволюционирует, но душа в теле эволюционирует и переселяется из одного тела в другое. Душа находится в теле и развивается согласно своему желанию. Человек может пожелать сменить квартиру и переехать с квартиры на квартиру, но переселяется человек, а не квартира. В соответствии с ведической концепцией эволюционирует душа, а не тело.

Шйамасундара даса: Дарвин положил начало доктрине естественного отбора и выживания наиболее приспособленных. Животное, утверждает он, развивается таким образом, чтобы иметь самые большие шансы выжить в условиях окружающей среды, и оно способно передать лучшие качества своим потомкам. Некоторые виды выживают, а другие, неприспособленные к условиям среды, вымирают.

Шрила Прабхупада: Одна змея дает рождение многим сотням змеенышей за один раз, но если бы всем было позволено выжить, это привело бы к нарушению равновесия. Поэтому по закону природы большие змеи пожирают маленьких змей. Закон природы не слеп, потому что за ним стоит разум, и этот разум – Бог.

МАЙАДХЙАКШЕНА ПРАКРИТИХ

СУЙАТЕ СА-ЧАРАЧАРАМ

ХЕТУНАНЕНА КАУНТЕЙА

ДЖАГАД ВИПАРИВАРТАТЕ

«Эта материальная природа работает под Моим руководством, о сын Кунти, производя всех движущихся и неподвижных существ. Под ее управлением это проявление творится и уничтожается снова и снова» (Бг. 9. 10). Все, что ни есть в материальной природе, управляется Всевышним Господом, который все поддерживает в порядке. Когда один из видов начинает чрезмерно преобладать, природа сдерживает его. Согласно теории Мальтуса, всякий раз, когда наступает перенаселение, должна произойти война, эпидемия или землятресение. Все эти природные явления происходят не случайно, они запланированы. Если Дарвин говорит, что все дело в случае, значит у него недостаточно знания.

Шйамасундара даса: Дарвин тоже усматривает план или замысел в природе.

Шрила Прабхупада: Если вы видите план или замысел, вы должны спросить: «Чей замысел? » Коль скоро вы признаете, что имеется замысел, вы должны признать существование автора. Бессмысленно говорить, что природа действует просто механически. Но даже если так, то должен быть механик, приведший все это в движение. Солнце восходит в положенный срок с точностью до минуты, до секунды, и времена года сменяются тоже по плану. За всей этой грандиозной машиной природы стоит разум, который все привел в порядок. Мы объясняем, что изначальным источником всего является Брахман, Абсолютная Истина, Кришна. Ученные признают, что они не знают, откуда берутся все вещи здесь, но когда они видят их, они ни с того, ни с сего начинают претендовать на то, что они их изобрели. Но это не изобретение. Все эти вещи уже есть здесь.

Шйамасундара даса: Научные исследования свидетельствуют, что с течением времени животные эволюционировали ко все более и более сложным формам, от простейших обитателей океана к более сложным формам, таким как динозавры и так далее. Эти формы в конце концов вымерли, а их них образовались новые формы.

Шрила Прабхупада: Когда вы говорите «вымерли», вы имеете ввиду, что этих животных больше не существует на земле. Но как вы можете утверждать, что их нет где-нибудь еще? Итак, согласно теории Дарвина, человеческое тело произошло от обезьяны.

Шйамасундара даса: Он утверждает, что они связаны друг с другом, что они произошли от одного предка.

Шрила Прабхупада: Это другое дело. Все связано друг с другом. Но он утверждает, что тело человекообразной обезьяны или тело мартышки развивается в человеческое тело. Но если это так, то почему обезьяны продолжают существовать? Мы видим, что сейчас одновременно существуют человекообразные обезьяны, мартышки и люди. Ученные не могут доказать, что в отдаленные эпохи человека не существовало. Если бы человек эволюционировал из обезьяны, то обезьяны не должно было бы быть. Карйа-карана. Когда налицо следствие, причина перестает существовать.

Шйамасундара даса: Нет, не обезьяна породила человека, но оба они произошли от общего предка.

Шрила Прабхупада: Мы говорим, что все мы произошли от Бога, одного предка, одного отца. Изначальный отец – Кришна.

САРВА-ЙОНИШУ КАУНТЕЙА

МУРТАЙАХ САМБХАВАНТИ ЙАХ

ТАСАМ БРАХМА МАХАД ЙОНИР

АХАМ БИДЖА-ПРАДАХ ПИТА

«Следует понять, что все виды жизни, о сын Кунти, могут существовать благодаря рождению в этой материальной природе, и что Я – отец, дающий семя» (Бг. 14. 4).

Шйамасундара даса: Во всяком случае по теории Дарвина существует эволюция от более простых форм к более сложным, от маленьких одноклеточных до более сложных животных как, например, человек.

Шрила Прабхупада: Но в данный момент простые формы существуют наряду со сложными. Неверно, что простейшие развиваются в более сложные. Мое теперешнее тело развилось из тела ребенка, но тела ребенка больше не существует. Сейчас же все виды существуют одновременно.

Шйамасундара даса: Не найдено никаких доказательств, что все эти сложные формы существовали в ранние времена.

Шрила Прабхупада: Дело не в ранних или поздних временах. Если я вижу все 8400000 видов существующими вместе, может ли идти речь о развитии? Можно не знать или не иметь доказательств, что все эти формы существовали много лет назад, но это в силу несовершенства вашего знания. Все эти виды существуют сейчас и существовали и миллионы лет назад. Другое дело, что вы можете не иметь доказательств тому. Мы признаем эволюцию, но мы признаем и тот факт, что все виды существуют сейчас одновременно. Если их сейчас нет на этой планете, они есть на какой-нибудь другой. Конечно, Дарвин не имел возможности изучить все это. Мы согласны, что идет процесс эволюции от обитателей вод к насекомым, затем к птицам, животным и человеку, но мы не принимаем дарвинскую теорию, где утверждается, что одни виды угасают, а другие выживают. Все они существуют одновременно.

Шйамасундара даса: Но есть много форм, которые исчезли с этой планеты.

Шрила Прабхупада: Но видел ли Дарвин все планеты вселенной? Способен ли он видеть все? Так как наши возможности ограничены, мы не можем утверждать, что определенный вид исчез. Конечно, ученные не признают тот факт, что наши чувства, которыми мы собираем информацию, ограничены. Но это так. Невозможно перекопать всю землю. Мы можем лишь взять образцы. Наше первое обвинение против Дарвина в том, что человек был всегда. Он не может доказать того, что было время, когда человека не было. Не изменяются и телесные формы видов. Все формы уже есть. Правильнее сказать, что душа меняет тела, переходя из одного в другое, и это – настоящая эволюция. Эволюция – это прогрессивное развитие души, меняющей формы тела.

Хайагрива даса: Относительно души, Дарвин пишет: «Немногие ощущают беспокойство от невозможности точно определить, на какой ступени развития индивидуума с того момента, как возникает зародышевый пузырек, человек становится бессмертным существом, и нет большей причины для беспокойства, чем эта, потому что эту ступень в принципе невозможно определить на постепенно возвышающейся лестнице живого». То есть невозможно определить, когда именно бессмертная душа вселяется в эти виды.

Шрила Прабхупада: Душа – самый важный фактор, и чтобы понять душу, требуется образование. Именно душа приводит тело в движение, будь то тело муравья, бактерии, человека, животного – кого угодно. Ничто не может двигаться без души, и все до единой индивидуальные души бессмертны.

Шйамасундара даса: Как уже упоминалось, Дарвин не признает факт существования фиксированного существования видов. Напротив, он утверждает, что в разные времена виды могут изменяться в соответствии с естественным отбором. В процессе эволюции все время возникают новые виды.

Шрила Прабхупада: Что он знает обо всех видах? Что, у него есть полный список всех видов, имеющихся во вселенной? Из Падма-Пураны нам известно, что существует 8400000 видов жизни. Прежде всего мы должны понять, каковы все эти виды. Вы можете пройти по базару и увидеть много различных типов людей. Разные типы людей будут попадаться вам дальше и дальше, но разве можно сказать, что какой-то определенный тип более не существует, только на том основании, что вы его не видите. Суть в том, что вы не способны ни видеть, ни постичь начало и конец.

Шйамасундара даса: Ну, они заявляют, что все началось с одноклеточного животного.

Шрила Прабхупада: А откуда взялось это животное?

Шйамасундара даса: Из комбинации химических элементов.

Шрила Прабхупада: А кто предоставил эти химические элементы?

Шйамасундара даса: Ученых интересует, не столько кто предоставил, сколько уже существующее явление.

Шрила Прабхупада: Простое изучение явлений – ребячество. Настоящая наука подразумевает отыскание первоначальной причины. Дарвин мог изучить тот или иной остров, вырыть ямы в той или иной пустыне, но он не видел миллионы других планет, существующих во вселенной. Он не производил раскопки и не проникал в недра всех других планет. Как же тогда он мог заключить, что это все? Он говорит об естественном отборе, но он не изучил до конца природу. Он изучал только то, как природа действует в данном месте, к тому же на очень небольшом участке. Мы же, говоря о природе, имеем в виду пракрити. Мы говорим о вселенной. Есть миллионы вселенных, и Дарвин не изучал их, тем не менее, он делает подобные выводы. Безусловно, естественный отбор есть в природе, но Дарвин не знает как он действует. Недостаток Дарвина в том, что он ничего не знает о душе.

Шйамасундара даса: Факт остается фактом: раскопки во всем мире свидетельствуют о том, что некогда на этой планете существовали виды, которых более нет.

Шрила Прабхупада: Но природа не ограничивается одной этой планетой. Говоря о материальной природе, мы должны включить в нее все планеты во вселенной.

Шйамасундара даса: Но у ученых нет доказательств того, что все виды жизни существуют с незапамятных времен.

Шрила Прабхупада: У вас нет доказательства того, что миллионы лет тому назад существовало солнце, однако же вы не делаете такой вывод. Солнце не было создано этим утром. В пределах солнца все существует, и раз существует солнце, то должно существовать и все остальное. Дарвин делает выводы о природе на основании ограниченного изучения одной планеты. Это знание неполное. Если ваше знание несовершенно, с какой стати мы должны принимать ваши теории? Суть не в том, существовали ли сложные формы жизни на этой планете миллионы лет тому назад. Все эти формы существуют в природе. Согласно Ведам, число видов жизни во вселенной фиксировано и равно 8400000. Они могут быть, или их может не быть по соседству с вами, это не так уж важно. Число их фиксировано, и они существуют одновременно. Может быть эволюция от простых форм к более сложным, но вид не может исчезнуть полностью. Действительная эволюция – это эволюция души, проходящей через все существующие виды. Да, мы признаем, что со сменой времен года из-за влияния чрезмерной жары или холода могут возникать различия, но это не значит, что появляются новые виды. Если наступит великий потоп, и все люди на земле утонут, человеческий род не угаснет. Человек может выжить, а может не выжить в каких-то катастрофах; это не повлияет на вид. Мы не можем говорить, что угас человеческий род. Мы можем сказать, что в этих условиях человек выжил или не выжил. В любом случае, человеческие существа живут где-нибудь еще.

Шйамасундара даса: Когда Падма-Пурана утверждает, что существует 400000 видов человеческой жизни, что имеется в виду?

Шрила Прабхупада: Есть различия в культуре и типе тела. Ученые могут сказать, что все люди принадлежат к одному виду. Но они в понятие вида вкладывают другой смысл. Например, веды считают негров и арийцев, принадлежащими к разным видам. Но что касается сознания Кришны, телесные различия в расчет не принимаются. Наша классификация основана на душе. Все души равны, несмотря на различные типы тел. Душа едина и неизменна.

ВИДЙА-ВИНАЙА-САМПАННЕ

БРАХМАНЕ ГАВИ ХАСТИНИ

ШУНИ ЧАИВА ШВА-ПАКЕ ЧА

ПАНДИТАХ САМА-ДАРШИНАХ

«Смиренный мудрец, благодаря истинному знанию, одними глазами видит почтенного ученого брахману, корову, слона, собаку и собакоеда (внекастового)» (Бг. 5. 18). Тот, кто смотрит вглубь, видит душу. Поскольку Дарвин и другие ученые – материалисты не располагают сведениями о душе, они упускают самую суть. На материальном плане одна материальная форма может быть выше другой, так же как одна квартира может быть лучше другой, но это все материальный взгляд на вещи. В данный момент, в соответствии с нашим положением мы можем переселиться из худшей квартиры в лучшую, но возможна и обратная ситуация. Если мы не в состоянии платить ренту за более роскошную квартиру, мы будем вынуждены переехать в худшую. Вовсе необязательно, чтобы душа все время переходила из низших форм в высшие.

Шйамасундара даса: Дарвин утверждал, что все одушевленные предметы на земле развиваются от низшего к высшему.

Шрила Прабхупада: В целом, это утверждение можно принять, потому что в определенные периоды люди могут строить определенные типы жилища. Но сами жилища не эволюционируют. Эволюция происходит в жилище в соответствии с желанием дживы, живой сущности. Дарвин полагает, что изменяются именно жилища, но, на самом деле, меняются желания дживы. Склад нашего ума в момент смерти определяет конкретный тип жилища, который мы получаем. Но в любом случае жилище имеется. Это не значит, что я должен создать его. Число типов жилищ фиксировано, их ровно 8400000, и мы можем войти в любое из них. Невозможно даже представить себе какой-то вид жилища, не входящий в это число. Содержатель отеля знает, что различным постояльцам нужны различные удобства, и поэтому он все устраивает так, чтобы у него могли жить разного типа люди. Также и в этом творении Бога, Бог знает, сколько разных образов мыслей и желаний может иметь живая сущность, поэтому Бог создал все эти виды. Если живая сущность думает определенным образом, Бог говорит: «Входи давай-ка. Вот тело, которое ты желаешь».

ПРАКРИТЕХ КРИЙАМАНАНИ

ГУНАИХ КАРМАНИ САРВАШАХ

АХАНКАРА-ВИМУДХАТМА

КАРТАХАМ ИТИ МАНЙАТЕ

«Духовная душа, введенная в заблуждение под влиянием трех модусов материальной природы, считает себя совершающей действия, которые в действительности выполняются природой» (Бг. 3. 27). Природа предоставляет нам все удобства. Бог как Параматма, находящаяся в сердце каждого, знает, чего хочет живая сущность, и приказывает природе дать ей это.

Шйамасундара даса: Но сейчас видно, что на этой планете больше не осталось динозавров. Этот вид жилища больше не доступен.

Шрила Прабхупада: Как я уже говорил, вы можете видеть, а можете не видеть динозавров. В любом случае, безусловно, вы никогда не видели все 8400000 видов жизни. Но это не значит, что их больше не существует. Они могут существовать на какой-нибудь другой планете. У вас нет об этом информации. Ученые со своими несовершенными чувствами ставят эксперименты, но мы получаем знание из иного источника. Независимо от объема научных исследований, их выводы всегда будут несовершенны, потому что несовершенны чувства.

Хайагрива даса: Вначале Дарвин был христианином, но его вера в существование личностного бога со временем угасла. В конце концов он написал: «Этот предмет находится вне компетенции человеческого разума…. Тайна начала всех вещей неразрешима для нас. Что касается меня, я должен довольствоваться своим агностицизмом…» Его «Происхождение видов» основано на материале, который он собрал во время кругосветного путешествия с 1830 по 1836 год.

Шрила Прабхупада: В любом случае, его исследования были ограничены. Он безусловно не мог изучить все виды жизни на планете.

Хайагрива даса: Остаток своей жизни он провел, описывая информацию, собранную им во время путешествия. Согласно его теории естественного отбора, выживают лучшие и самые приспособленные, и поэтому весь род неуклонно улучшается. Но сейчас, в Кали-йугу, не наблюдается ли процесс неуклонного вырождения?

Шрила Прабхупада: Да, мы можем своими глазами видеть, что человеческий род деградировал.

Хайагрива даса: В чем причина этого?

Шрила Прабхупада: В неверном образовании. Каждая индивидуальная личность есть душа, и каждая имеет определенный вид тела. Человеческое тело, в частности, требует образования. Душа эволюционирует, проходя через различные виды жизни в соответствии со своими желаниями. Материальная природа предоставляет тела, действуя по повелению Бога. Бог пребывает в глубине сердца каждого, и когда индивидуальная душа желает чего-нибудь, материальная природа, выполняя повеление Бога, дает ему машину в форме тела. Достигнув человеческой формы, мы можем либо упасть до уровня животной формы, либо совершить духовное развитие. У животных тоже есть желания, но они меняют тела и виды жизни в соответствии с законами природы. Человеческое тело главным образом предназначено для понимания Бога, правильных поступков и возвращения домой, обратно к Богу. Если мы не используем эту возможность, мы деградируем в низшие формы.

Шйамасундара даса: Были ли, согласно ведической версии, высшие формы жизни на этой планете миллионы лет тому назад?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...