Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шрила Прабхупада: Да, мы с этим согласны. Все движется вперед. Это называется джагат.




Шйамасундара даса: Можно ли это же сказать о деятельности в духовном мире?

Шрила Прабхупада: Мы говорим о материальном мире. В духовном мире все иначе. В духовном мире деятельность вечна. В материальном – нет.

Шйамасундара даса: Но разве движение всего не вечно?

Шрила Прабхупада: Это движение есть взаимодействие трех модусов: благости, страсти и невежества. С течением времени эти модусы реагируют друг с другом, и начинается творение. Движение, безусловно, есть. Без движения творение невозможно. Материальная природа состоит из земли, воды, огня, эфира и пространства. Все, что вы видите состоит из одного или более этих ингредиентов. Есть еще более тонкие ингредиенты: ум, интеллект и эго. Эти восемь материальных элементов описываются в Бхагават-гите, и они считаются разграниченной энергией Кришны.

Шйамасундара даса: Первичная категория Александера более абстрактна. Он говорит, что это движение.

Шрила Прабхупада: Но откуда берется движение? Движение предполагает кого-то, кто сообщает толчок.

Шйамасундара даса: Другая основная категория есть тождество или своеобразие. Все обладает личностной идентификацией и индивидуальностью, что отличает этот предмет от любого другого.

Шрила Прабхупада: Да, на санскрите это называется саджатйо виджатйа. Даже между похожими вещами есть разница (виджатйа). Разница есть между двумя манговыми деревьями. Как манговые деревья, они могут быть одинаковыми, но все же у них есть своя индивидуальность. Так и мои пальцы: они одинаковы как пальцы, но каждый отличается от другого. Саджатйа означает ту же категорию, но даже в пределах этой категории имеются различия.

Шйамасундара даса: Существование, или бытие, есть следующая основная категория.

Шрила Прабхупада: Это бытие состоит из одного или более материальных элементов из числа пяти. Один компонент может быть более заметен, чем другой, но по крайней мере, один из этих элементов есть всегда.

Шйамасундара даса: Отношение и порядок – это следующие категории. Все соотносится друг с другом, и во всем есть порядок.

Шрила Прабхупада: Да, в пракрити, безусловно, есть порядок. Солнце всходит и заходит в предназначенное время. Всюду есть порядок.

Шйамасундара даса: Ум также занимает пространство и действует во времени.

Шрила Прабхупада: Да, мы занимаем пространство, а поскольку ум находится в нас, он тоже занимает пространство. Из практического опыта мы можем понять, что ум способен мгновенно и без труда перемещаться на тысячи миль.

Шйамасундара даса: Но это расстояние – оно внутри меня, или ум действительно путешествует в пространстве?

Шрила Прабхупада: Он путешествует. Он на самом деле занимает пространство. Если бы он не занимал пространство, как бы он мог путешествовать? Он движется столь быстро, что вы даже не можете отчетливо вспомнить, как это происходит, но, как только он достиг пункта своего назначения, вы понимаете это. В любом случае он занимает пространство.

Шйамасундара даса: Ум способен покидать тело и уходить куда-нибудь?

Шрила Прабхупада: Не покидать. Он как побег растения: он расширяется. Ночью, когда мы видим сны, тонкое тело также расширяется, а затем снова возвращается. На самом деле во сне мы можем воспринимать тонкие тела, как нечто весьма важное в это время.

Шйамасундара даса: Александер утверждает, что благодаря поступательному ходу эволюции, все время обнаруживаются новые категории. Живое существо может эволюционировать в новые формы, о которых в данный момент нам ничего неизвестно.

Шрила Прабхупада: Нет, мы не согласны с этим. Мы знаем, что дни идут сейчас, и что в будущем это будет продолжаться так же, как мы испытывали это в прошлом. В прошлом было лето, осень, зима и весна, и в будущем мы будем испытывать то же самое. Конечно, старый порядок меняется, уступая место новому, но из прошлого опыта мы знаем, что будет дальше.

Шйамасундара даса: То есть в будущем не появится ничего непредсказуемого, скажем, каких-то совершенно новых форм бытия?

Шрила Прабхупада: Нет. С чего им появляться? Откуда возьмется зима без весны или весна без лета? С чего вдруг появится новый тип человека? Новый вид? По версии Вед, все уже есть. Число видов в воде, воздухе и на земле фиксировано. Об увеличении числа видов не может быть речи.

Шйамасундара даса: Некоторые ученые предсказывают, что в будущем у человека не будет волосяного покрова на теле, его голова будет очень большой из-за увеличения объема мозга, а прочие органы атрофируются; он может утратить часть своих пальцев и тому подобное.

Шрила Прабхупада: Еще одна глупость. Никогда этого не было и не будет. У человека всегда было десять пальцев и всегда будет.

Шйамасундара даса: Александер верит, что в будущем человек может достичь уровня полубогов, обретя сверхсознание.

Шрила Прабхупада: Да, это возможно. Йанти дева-врата деван (Бг. 9. 25). Если вы полюбите полубогов, вы отправитесь к полубогам. Питрин йанти питри-вратах (Бг. 9. 25). Или вы можете отправиться к предкам. Или останетесь в этом материальном мире.

Шйамасундара даса: Но Александер считает, что путь движения эволюции: от неорганической жизни – к органической, затем – к разумной, а затем – к полубожественной.

Шрила Прабхупада: Как может жизнь произойти из неорганической материи? Это бессмыслица. Как вы можете доказать, что жизнь развивается из неорганической материи. Если это так, почему бы не создать жизнь в лаборатории? Жизненную силу нельзя произвести из материи. Материя отлична от жизненной силы, или души. Конечно, в каком-то смысле у них одинаковая природа, поскольку и та и другая – энергия Бога, но они принадлежат к различным категориям. Вы неспособны создать даже муравья. У вас будут все химические компоненты, но вы не сможете вдохнуть туда душу. Душа проявляется различным образом. Например, в процессах брожения или выделения пота. При разложении камня и воды может начаться брожение, и, возможно, душа, воспользовавшись случаем войдет туда и родится в какой-то форме жизни. Но в любом случае, жизнь никогда не происходит из материи. Лишь глупцы думают, что скорпионы рождаются из риса – на самом-то деле скорпион откладывает свои яйца в рис, и, благодаря брожению или теплу в рисе, яйца инкубируются, и из них рождаются скорпионы. Но это не значит, что материя сама порождает жизнь. Веды принимают тот факт, что живые твари могут возникать в процессах брожения, но лишь потому, что душа находит там прибежище.

Шйамасундара даса: А как вы относитесь к идее о том, что природа прогрессирует? Достигает ли когда-нибудь человек ступени полубогов?

Шрила Прабхупада: Согласно Ведам, полубоги были созданы до человека. Первым был создан Господь Брахма, а от Господа Брахмы был создан Господь Шива. Говоря «создан», я имею в виду «родился». От Брахмы же пошли Праджапати, а потом Ману. Их было множество. Не может быть и речи о том, что эти личности появились из неорганической жизни. Господь Брахма проявился из пупа Вишну. Вы можете спросить, что было источником Вишну? Мы не знаем этого, потому что Вишну – источник, и именно из Него пошли Брахма и все прочие полубоги. Затем появились животные и другие существа. Первым сотворенным существом был Господь Брахма, и он же обладает самым мощным интеллектом. Он вовсе не развивался из животных или человека. Эволюционисты полагают, что жизнь развивается от низшего к высшему, но мы считаем, что она начинается с самого высшего, Вишну. Кришна говорит: ахам сарвасйа прабхавах. «Я – источник всего» (Бг. 10. 8). Как можно говорить, что высшие виды развиваются из низших? Источник – Бог, Веданта-сутра тоже гласит: «Абсолютная Истина – это Тот, кто порождает все остальное». Абсолютная Истина – это высшая жизнь, и из Нее проистекает вся жизнь. Чем мы докажем, что мертвый булыжник может породить человека или животных?

Шйамасундара даса: Александер считал, что в будущем человеческий род эволюционирует в существ со сверхсознанием, в полубогов.

Шрила Прабхупада: Нет, нам ничего неизвестно об этом. Почему он так беспокоится именно о планете Земля? Эти существа со сверхсознанием уже живут на Сиддха-локе, Гандхарва-локе и многих других высших планетах. Есть миллионы планет, населенных сверхлюдьми. Из шастр известно, что обитатели Сиддха-локи могут летать с одной планеты на другую без помощи космических аппаратов.

Шйамасундара даса: Александер предполагает, что природа развивает тело до этого состояния.

Шрила Прабхупада: Нет, тела никогда не развиваются таким образом, существуют различные типы тел, и душа принимает убежище в одной из них, подбирая себе тело, как мы подбираем одежду в магазине. Пока мы находимся в костюме, костюм движется. Тела подбираются по желанию души. В соответствии с кармой, вы получаете определенный тип тела. Мы уже обсуждали это.

Шйамасундара даса: То есть полубоги никогда не появятся на этой планете в соответствии с естественным порядком вещей?

Шрила Прабхупада: Нет.

Шйамасундара даса: А как тогда объяснить гениальность?

Шрила Прабхупада: Когда кто-то рождается гениальным, мы должны понимать, что в своей предыдущей жизни он культивировал в себе определенную способность, и это знание проявилось в его нынешней жизни. В Бхагават-гите Кришна говорит, что йогу, не прошедшему до конца по пути йоги, предоставляется еще один шанс (Бг. 6. 41). Неверно будто бы все это происходит случайно.

Шйамасундара даса: То есть посредством практики йоги можно развивать в себе высшее сознание?

Шрила Прабхупада: Да. Например, мы практикуем бхакти-йогу, чтобы развить в себе сознание Кришны. Что касается вашего духовного развития, вы должны понять, что вы – духовная душа. После этого вы сможете подготовить себя для возвращения в духовный мир. Так вы сможете общаться с Господом и заниматься духовной деятельностью. Шастры призывают нас пытаться достичь духовного совершенства, а не тратить зря свое время, силясь обставить себя материальными удобствами. Материальные удобства и беды приходят сами. Нет никакой нужды тратить время в погоне за ними. В природе живут многие миллионы живых существ, не имеющих какого-либо занятия или профессии, и тем не менее они живут, едят, спят, совокупляются и обороняются. Все это происходит само по себе. Наши усилия должны быть направлены на духовное освобождение.

Шйамасундара даса: Согласно Александеру, на уровне ума мы способны наслаждаться объектами и получать от них удовольствие, но мы не можем понять их таковыми, как они есть. Но на более высоком уровне мы можем созерцать объекты и понимать их таковыми, как они есть, а также наслаждаться ими.

Шрила Прабхупада: Да, это наша философия. Обычный человек может увидеть розу и подумать: «Я подарю этот цветок своей девушке». Но когда преданный видит розу, он думает: «Как чудесно действует энергия Бога! ». Он понимает, что этот чудесный цветок существует именно благодаря энергии Кришны и поэтому знает, что его следует предложить Кришне. В конце концов, раз Кришна произвел его, значит это Его собственность. Предложив розу Кришне, преданный вдыхает ее аромат. Тогда это уже прасадам, милость Господа. Это есть высшее сознание. Низшее сознание думает: «Сорву-ка я его и наслажусь им! » Это голое наслаждение без понимания. Животное ест так же, как человек. Но человек должен обладать достаточно развитым сознанием, чтобы понять, что все, что он ест, дано Кришной. Веды утверждают: еко бахунам йо видадхати каман. «Верховный Господь обеспечивает каждого всем необходимым для жизни» (Катха Упанишад 2. 2. 13). Когда человек понимает, что Кришна обеспечивает его всем, он думает: «Предложу-ка я сначала это Кришне». Если мы не предлагаем всего в жертву Верховному Господу, то мы попадаем в путы. Высшее сознание предполагает зрелое сознание. Оно как распустившийся цветок источает аромат. Такое полностью расцветшее сознание и есть сознание Кришны.

Шйамасундара даса: Александер полагает, что весь мир движется к этому.

Шрила Прабхупада: Что ж, природа предоставляет нам шанс, но мы, обладая независимостью, можем им воспользоваться, а можем нет.

Шйамасундара даса: Только определенные индивиды достигнут высшего сознания?

Шрила Прабхупада: Это бессмысленный вопрос. Иногда негодяи спрашивают: «Свамиджи, а если все станут сознающими Бога и вернутся обратно к Господу, кто же тогда останется здесь? ». Какой смысл в этом глупом вопросе? Почему глупец всегда беспокоится обо всех? Почему он не беспокоится о себе? Это то же самое спрашивать: «Если все будут честными, то кто же будет сидеть в тюрьме? » Как будто содержание в тюрьме – дело первостепенной важности!

Шйамасундара даса: В то время, когда жил Александер, люди с оптимизмом смотрели на будущее человека, думая, что все получат благо, благодаря научным открытиям.

Шрила Прабхупада: Люди думают, что достигнут высот естественным образом, что, обретя однажды статус человека, они уже не смогут пасть. Но если можно подниматься, значит можно и опускаться. Богатый снова может стать бедным. Теософы и другие считают, что все идет только вверх, прогрессирует. У них даже нет здравого смысла, чтобы оглядеться вокруг себя.

Хайагрива даса: Александер различал между божеством и Самим Богом. Для него божество – относительное понятие, нужное для обозначения следующего, более высокого уровня бытия. Для муравья божеством может быть собака, для собаки – человек, для человека – полубог. Божество всегда выше нас на одну эволюционную ступень. Бога Александер определяет как: «… существо, целиком обладающее божественностью. То есть Бог всегда на одну ступень выше любой твари».

Шрила Прабхупада: Ему неведома точная наука Вед о Боге, но как философ он предлагает очень хороший метод. Для муравья – божество птица, для птицы – кошка и так далее в зависимости от конкретного положения. Исследуя дальше, вы обнаружите некое существо, у которого уже нет объекта поклонения. Муравей должен поклоняться птице, птица – кошке и так далее, пока мы не дойдем до личности, которая уже никому не поклоняется; мы дойдем до Бога. Для существ, стоящих на низших ступенях, всегда есть те, кто выше их. Но, придя к самому высокому живому существу, мы приходим к Самому Богу. Это объясняется в ведической литературе.

ИШВАРАХ ПАРАМАХ КРИШНАХ

САЧ-ЧИД-АНАНДА-ВИГРАХА

АНАДИР АДИР ГОВИНДАХ

САРВА-КАРАНА-КАРАНАМ

«Кришна, известный как Говинда, является Всевышним Господом. Он обладает вечным блаженным духовным телом. Он – источник всего. Сам Он не имеет иного источника, и Он первичная причина всех причин» (Брахма-самхита 5. 1). И в Бхагават-гите Кришна говорит:

МАТТАХ ПАРАТАРАМ НАНЙАТ

КИНЧИД АСТИ ДХАНАНДЖАЙА

МАЙИ САРВАМ ИДАМ ПРОТАМ

СУТРЕ МАНИ-ГАНА ИВА

«О завоеватель богатств, нет истины высшей, чем Я. Все покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить» (Бг. 7. 7). Нет авторитета более высокого, чем Кришна. Если над кем-то есть превосходящий его, он не Бог, а слуга Бога.

Шйамасундара даса: Александер считает, что низшие организмы стремятся превзойти высшие. Животные стараются стать подобными людям, человек жаждет уподобиться богам.

Шрила Прабхупада: Дело не в их стремлениях. Так устроено в природе – низшие животные доходят до уровня человека. Живая сущность развивается от одной формы в другую, но это делается с помощью природы. Этот закон действует вплоть до уровня человека. Обладая развитым сознанием, человеческое существо способно различать. Душе изначально предоставлена независимость. Кришна говорит Арджуне: «Делай, что тебе нравится» (Бг. 18. 63). Бог есть сверхдуша, а мы – душа-джива, подчиненная Ему. Поэтому мы называемся таташтха, что значит, что мы – пограничные; мы можем пойти любым из двух путей. Мы можем принять сторону Бога или сторону майи. Мы выбираем. Когда мы не хотим служить Богу, нас отправляют к майе, чтобы мы служили ей. В любом случае, человек занимает подчиненное положение, но, находясь в майе, он думает: «Я хозяин». Это похоже на то, как ребенок пытается поступать вопреки воле отца. Когда ему предоставляется возможность делать, что он хочет, он думает: «Теперь я независим». На самом деле он не может быть независим, но он так думает про себя. Когда приходит смерть, все теряют свою независимость. Несмотря на это, человек постоянно служит майе жизнь за жизнью, тем не менее, он продолжает считать себя независимым. Лишь предавшись Кришне, мы можем на самом деле насладиться подлинной независимостью.

Шйамасундара даса: Но разве низшие формы не пытаются соперничать с высшими?

Шрила Прабхупада: Это естественно. Каждый хочет занять более высокое положение, потому что каждый стремится стать хозяином. В этом то вся и проблема. До какой-то степени можно быть хозяином – главным клерком в конторе, президентом, премьер-министром. Честолюбия очень много в материальном мире, потому что материалистичные люди руководствуются идеей: «Я стану как Кришна». Когда в материальном мире их старания заканчиваются неудачей, они пытаются раствориться в Кришне. Такова философия майавади. Не зная, что они уже есть Брахман, духовная душа, они считают себя Верховным Брахманом, Самим Богом. Поэтому они сидят и размышляют в своей медитации: «Я движу солнцем, Я движу луной». Но это просто воображение. Это последняя ловушка майи. Сначала майа соблазняет нас стать большим бизнесменом, премьер – министром или президентом. Майа всегда говорит: «Стань этим, стань тем, стань, стань! » Майа всегда призывает нас работать под ее началом. В конце концов она говорит: «Ты потерпел неудачу во всех своих попытках. Теперь тебе лучше стать Богом и снова достичь своего настоящего положения». Так живая сущность начинает думать: «Я – Бог», но майа продолжает ее пинать. При малейшей зубной боли этот так называемый Бог мчится к врачу. Но это не останавливает его, не заставляет призадуматься: «Какой же я Бог? »

Шйамасундара даса: А что же тогда побуждает к продвижению вперед?

Шрила Прабхупада: Этот позыв исходит не от индивида. Импульс дает природа. Например, когда вы были ребенком, у вас не было сексуальных позывов, но с наступлением юности они тут же появились. Так и совершенство сознания – оно уже есть в нас, но пока вы не достигнете человеческой формы жизни, оно не разовьется.

Шйамасундара даса: А есть ли у низших животных побуждение к самосовершенствованию, к возвышению?

Шрила Прабхупада: Да, но все это выполняет природа. Это и есть эволюция. Дарвин взял эту идею из Вед, но у него не было понятия о душе. Животные занимаются только тем, что едят, спят, совокупляются и обороняются. Вы можете называть это борьбой за существование. Они просто стараются жить, у них нет иных амбиций. Если человек, достигнув своей человеческой ступени, интересуется только этими вещами, он ничем не лучше животного. Современная цивилизация в наши дни учит только этому. Тебя учат, как жить в комфорте, с машиной, дачей, любовницей и ресторанами. Все живые сущности в этом материальном мире имеют склонность к наслаждению. На каждом уровне живая сущность наслаждается определенным видом удовольствий, но ей всегда хочется больше. Именно дух материального наслаждения является причиной материалистичной жизни.

Шйамасундара даса: таким образом, побуждение к развитию извращено побуждением к наслаждению?

Шрила Прабхупада: Да, извращено. Положение живой сущности – быть слугой Кришны, но вместо этого она служит своим чувствам и считает, что наслаждается. Можно видеть, как все в поте лица трудятся день и ночь, чтобы наслаждаться. Каждый думает, что будет счастлив, став миллионером. Животные с трудом добывают себе пищу, а раздобыв ее, они удовлетворяются. Но человеческое существо не так легко удовлетворить. Человек столь страстен, что постоянно тяжко трудится, чтобы стать счастливым. Люди не понимают, что в материальной жизни они нигде не могут найти счастья.

Шйамасундара даса: Может ли побуждение к развитию быть желанием стать божественным?

Шрила Прабхупада: Желание уже означает, что душа утратила свое настоящее счастье в танце с Богом, как гопи. Анандомайо бхийасат. Веданта –сутра утверждает, что стремление к блаженству, ананде, заложено в природе живой сущности. Но поскольку она ищет ананды не там, где следует, то находится в замешательстве и разочаровании и поэтому думает: «Не это, а то состояние даст мне счастье». Но когда она достигает желаемого состояния, она по-прежнему не находит счастья. Это потому что она ищет ананды извращенным образом. Вечное счастье живет на Ваикунтхе-локе, так как там каждый предан Кришне. Во Вриндаване все сосредоточено вокруг Кришны – пастушки, гопи, коровы, деревья и другие живые сущности. Все они думают только о том, как сделать Кришну счастливым. Только на такой позиции мы избежим душевной смуты и разочарований.

Шйамасундара даса: Александер говорит, что на данном этапе нам не дано знать качеств следующей стадии эволюции.

Шрила Прабхупада: Он может не знать, а мы знаем. Тот, чьим хозяином и учителем является Кришна, знает все: йасмин виджнате сарвам ева виджнатам бхаванти. Если вы понимаете Кришну, вы понимаете все.

Хайагрива даса: И снова, касаясь понятия божественности, которое занимает у него центральное место. Александер пишет: «Бесконечность божественности Господа отмечает отличие между Ним и другими эмпирическими существами… Бог бесконечен не только по Своей величине и протяженности, Его божественность столь же бесконечна в обоих отношениях».

Шрила Прабхупада: Если Господь есть бесконечная божественность, Он не подвластен сотворенным живым существам. Неверно считать, что божественность Господа подобна божественности, встречающейся в этом материальном мире. Человек, думающий таким образом, называется муддхой. Кришна говорит: «Поскольку Я прихожу сюда как обычное человеческое существо, муддхи, ослы, считают Меня обычным человеком» (Бг. 9. 11).

Хайагрива даса: Александер утверждает, что Бог – это и тело, и душа, и Его душа – это Его божественность. «Все конечное включается в Него, - пишет он, - и является составной частью тела Бога, хотя их индивидуальность не утрачивается в Нем… Бог… - это индивидуальное существо, такое же, как человек и любое другое ограниченное существо, только Он бесконечен».

Шрила Прабхупада: Правильно. Бог – личность, но не такая, как мы. Люди заблуждаются, принимая Его за обычное человеческое существо, но они считают так под влиянием иллюзии. Кришна бесконечен, а Арджуна конечен. В Бхагават-гите объясняется, Что Кришна, будучи бесконечен, знает все в прошлом, настоящем и будущем (Бг. 4. 5). Это одно из отличий между обычной живой сущностью и Богом. Живая сущность забывает, а Бог – нет.

Хайагрива даса: Александер не воспринимает тело Бога как нечто беспространственное или безвременное, ибо оно есть само пространство – время.

Шрила Прабхупада: Да, поскольку все исходит из Него, нет ничего отделенного от Него. Бог включает в Себя все. Все есть неотъемлемая часть Бога. Майавади говорят, что все едино, но они не приемлют разнообразия. Колесо одно, но в нем есть различные части: обод, спицы и ступица.

Хайагрива даса: Александер пишет: «Ныне тело Бога – это вся вселенная, и нет тела вне Его тела. Для Него, поэтому, все объекты внутренние, и для Него исчезает разграничение на органические и специальные чувства».

Шрила Прабхупада: Ради имперсоналистов, которым неизвестна личная форма Бога, Арджуна в Бхагават-гите попросил Кришну явить Свою вселенскую форму, вират-рупу. Сам Арджуна принимал личность Кришны как Всевышнего, но он знал, что люди со скудным запасом знания не признают Его. По этой причине в Одиннадцатой Главе Бхагават-гиты очень подробно объясняется вселенская форма Бога. Однако нам нужно понять, что раз вселенская форма была показана Кришной, начинатель – Кришна. Нельзя считать, что вселенская форма является началом. Она была проявлена Кришной, и природная форма Господа Кришны и есть Сам Кришна. Вселенская форма – Его аспект. Это же подтверждает Бхагават-гита: ахам сарвасйа прабхава маттах сарвам правартате. «Я – источник всех духовных и материальных миров. Все исходит от Меня» (Бг. 10. 8). Поскольку все исходит из Него, то вселенская форма тоже изошла из Него. Кто понимает это, тот становится преданным Кришны.

Хайагрива даса: Для Александера, теизм приравнивается к персонализму, а пантеизм – к имперсонализму. Он пишет: «В теизме Бог – индивидуальное существо, отличное от конечных существ, из которых состоит мир… В пантеизме Бог возвышается над вселенной конечных вещей…».

Шрила Прабхупада: Когда мы не способны понять Верховную Личность Бога, Бог имперсонален. Свет солнца имперсонален, но за ним стоит бог Солнца. Так как мы находимся в низшей плоскости, мы не можем говорить с богом Солнца; нашему восприятию доступен только солнечный свет. Так же и экспансия энергии Бога – имперсональная, но за ней стоит личность. Так как мы находимся в материальной энергии, мы непосредственно не соприкасаемся с Богом; поэтому говорим, что Бог имперсонален. Став преданными, мы сможем говорить с Богом лично, пастушки и пастушки во Вриндаване. Говорится также: нитйо нитйанам четанаш четананам (Катха-упанишад 2. 2. 13). Бог – вечное, живое существо, и мы тоже вечные, живые существа. И все же Он отличается от нас тем, что Он главенствует. Он устроил все для нас и в духовных, и в материальных мирах. Он дал нам для жизни воздух, воду и огонь, Он – наша опора, а мы – починенные Ему дживы.

Хайагрива даса: Александер как будто признает обе точки зрения: и теистическую, и пантеистическую.

Шрила Прабхупада: Да, как я уже говорил, поскольку вода исходит из Бога, мы говорим, что это Его семя. Раз свет исходит из Него, мы говорим, что Солнце – Его глаз. Где все является эманацией из Бога, все связано с Богом. В любом случае имперсональные аспекты подчинены личному.

МАЙА ТАТАМ ИДАМ САРВАМ

ДЖАГАД АВЙАКТА-МУРТИНА

МАТ-СТХАНИ САРВА-БХУТАНИ

НА ЧАХАМ ТЕШВ АВАСТХИТАХ

«Мною, в Моей непрявленной форме, пронизана вся эта вселенная. Все существа находятся во Мне, но Я – не в них» (Бг. 9. 4). Как свет солнца зависит от самого солнца, так и все космическое проявление зависит от Бога. Кришна говорит, что хотя все покоится на Нем, Он лично не присутствует в этом. И царица Кунти говорит: «Ты внутри и снаружи, и все же глупцы не могут видеть Тебя». Эти стихи царицы кунти приведены в Шримад-Бхагаватам:

НАМАСЙЕ ПУРУШАМ ТВАДЙАМ

ИШВАРАМ ПРАКРИТЕХ ПАРАМ

АЛАКШЙАМ САРВА-БХУТАНАМ

АНТАР БАХИР АВАСТХИТАМ

 

МАЙА ДЖАВАНИКАЧЧХАННАМ

АДЖНАДХОКШАДЖАМ АВЙАЙАМ

НА ЛАКШЙАВЕ МУДХА-ДРИША

НАТО НАТЙАДХАРО ЙАТХА

 

ТАТХА ПАРАМАХАМСАНАМ

МУНИНАМ АМАЛАТМАНАМ

БХАКТИ-ЙОГА-ВИДХАНАРТХАМ

КАТХАМ ПАШЙАМА ХИ СТРИЙАХ

«О Кришна, я приношу Тебе свои поклоны, ибо Ты – изначальная личность и не затрагиваешься качествами мира. Ты существуешь как внутри всего, так и снаружи, и все же Ты ни для кого не видим. Недоступный восприятию несовершенных чувств, Ты есть вечно безупречное начало, покрытое завесой вводящей в заблуждение энергии. Ты невидим для глупого наблюдателя, как неузнаваем актер, переодетый в своего персонажа. Ты низошел Сам, чтобы вложить трансцендентную науку преданного служения в сердца продвинутых трансценденталистов и спекулятивных мыслителей, которые очистились тем, что умеют отличать материю от духа. Как же тогда нам, женщинам, познать Тебя в совершенстве? » (Бхаг. 1. 8. 18-20).

Это очень хороший пример. Кришна играет на сцене, Его сын смотрит на Него, а его друг спрашивает: «Ты видишь своего отца? » Но сын не узнает своего отца. Преданный способен понять это, но мыслитель с ограниченным чувственным восприятием не может.

Хайагрива даса: Александер пишет: «Не так уж важно, что Бог во всем, гораздо важнее, что все в Боге».

Шрила Прабхупада: Поскольку нет ничего кроме Бога, может ли быть что-нибудь без Бога? Раз все есть экспансия Бога, как же может быть, что иногда оно с Богом, а иногда – без Него? Когда мы не в Боге, мы в майе, но и майа принадлежит Богу. Иллюзия считать, что мы без Бога.

Хайагрива даса: Проанализировав и теизм, и пантеизм, персональное и имперсональное, Александер обнаруживает в них обоих изъяны, но «… если уж выбирать между ними», - заключает он, - «то следует предпочесть теизм».

Шрила Прабхупада: Это означает, что, приходя к пониманию личного аспекта, человек видит, что все имеет отношение с Богом, и нет ничего независимого от Него. Неразумным кажется, что космическое проявление отлично от Бхагавана, но на самом деле ничего не может существовать без Верховной Личности Бога.

Хайагрива даса: Порой Александер становится на точку зрения Аристотеля, утверждая, что «Бог не отвечает нам взаимностью. Ибо несмотря на то, что говорим мы о реагировании Бога человеческими понятиями, что в общем-то для нас неизбежно, мы не располагаем никаким непосредственным опытом подобного ответа, кроме своего собственного ощущения неудовлетворенности от преданности Богу и поклонению Ему»

Шрила Прабхупада: Это значит, что он не понимает всемогущества Бога. Бог всемогущ, и Он приходит к Арджуне, чтобы рассказать Бхагават-гиту. Будучи всесильным, Бог может прийти и разговаривать со Своим преданным. Если Он не может этого, то какой смысл в Его всемогуществе? Кришна отвечает взаимностью продвинутым преданным.

ТЕШАМ САТАТА-ЙУКТАНАМ

БХАДЖАТАМ ПРИТИ-ПУРВАКАМ

ДАДАМИ БУДДХИ-ЙОГАМ ТАМ

ЙЕНА МАМ УПАЙАНТИ ТЕ

«Тем, кто постоянно предан и поклоняется Мне с любовью, Я даю понимание, при помощи которого они могут прийти ко Мне» (Бг. 10. 10). Бог разговаривает со Своими преданным, который всецело любит Его, но Он не разговаривает с обычными людьми.

ПРЕМАНДЖНА-ЧЧХУРИТА-БХАКТИ-ВИЛЕЧИНЕНА

САНТАХ САДАИВА ХРИДАЙЕШУ ВИЛОКАЙАНТИ

ЙАМ ШЙАМАСУНДАРАМ АЧИНТЙА-ГУНА-СВАРУПАМ

ГОВИНДАМ АДИ-ПУРУШАМ ТАМ АХАМ БХАДЖАМИ

«Я поклоняюсь предвечному Господу, Говинде, которого всегда видит преданный, чьи глаза помазаны бальзамом любви. Он видим в Своей вечной форме Шйамасундары, находящейся в сердце преданного» (Брахма-самхита 5. 38). Так же как царь беседует со своими вельможами и министрами, но не разговаривает с обычными людьми на улице. Бог Сам говорит со Своими бхактами, но не с преданными и атеистами. Мы знаем, что Кришна разговаривал с гопи и гопами во Вриндаване и отвечал взаимностью Своим родителям – Матери Йашоде и Махарадже Нанде. Пастушки, игравшие с Кришной, совершали множество благочестивых поступков в своих прошлых жизнях для того, чтобы достичь положения, где они могут играть с Богом. В основном люди думают, что эти игры непостижимы, но когда мы поднимаемся до позиции такой преданности, мы можем играть с Богом, кататься на Его плечах и разговаривать с Ним словно с обычным другом. Разумеется, такого совершенного положения достигают лишь после миллионов и миллионов благочестивых рождений.

Хайагрива даса: В той же самой книге «Пространство, время и божественное» он противоречит сам себе, в другом месте говорит о взаимности: «Бог отвечает взаимностью на поклонение и доверие Ему человека». Он пишет: «Всегда существует двоякое взаимоотношение потребности. Если человек желает Бога и зависит от Него, Бог тоже желает человека и в той же степени зависим от Него».

Шрила Прабхупада: Бог ни от кого не зависит. Бог независим, но с этим утверждением можно согласиться в том смысле, что иногда Бог хочет стать зависимым. Это делается ради Его удовлетворения. Иногда он принимает Своих преданных так, что может зависеть от них. Он стал зависим от матери Йашоды, точно так же, как маленький ребенок зависит от матери. Хотя все зависит от Бога, а Он не зависит ни от кого, Он получает удовольствие от такого рода отношений.

Хайагрива даса: Я не думаю, что Александер понимал это таким образом.

Шрила Прабхупада: Это не так просто для понимания. Это нельзя понять с помощью спекулятивного размышления.

Хайагрива даса: Александер пишет также, что Сам Бог участвует в наших действиях и результатах. «Не только Он – наше дело, но и мы – дело для Него». Так ли это?

Шрила Прабхупада: Да. Хотя мы и дети Бога, мы падшие обусловленные души, и мы страдаем. Поэтому Бог очень сострадателен, и Он лично приходит, чтобы учить нас. Он говорит: «Зачем вам гнить в этом материальном мире? Предайтесь Мне и вернитесь к Богу, и тогда вы станете счастливы». Бог – отец каждому, а для отца естественно заботиться о своих детях. Сейчас мы обусловлены материальной природой, потому что мы непослушны. Бог, будучи Верховным Отцом, сочувствует нашим страданиям. Но Сам он не страдает. Преданные Бога тоже сострадательны к обусловленным душам, и преданные Кришны очень дороги Ему, потому что они стараются распространить Его наставления, Бхагават-гиту. Преданные действуют от имени Бога, чтобы освободить обусловленных душ.

Шйамасундара даса: Александер полагает, что человек, будучи частью Бога, способен сотрудничать с Богом ради дальнейшего прогресса во вселенной.

Шрила Прабхупада: Да, это настоящая жизнь – сотрудничать с Богом. Но в этом материальном мире человек не желает сотрудничать. Кришна говорит: «Предайся Мне», но никто не хочет этого делать. Даже когда люди достигают высочайших уровней человеческой жизни, где их карма регулируется, и они приобретают знание и йогические способности, они все же не предаются Кришне.

КРИШНА-БХАКТА - НИШКАМА, АТАЕВА `ШАНТА

БХУКТИ-МУКТИ-СИДДХИ-КАМИ – САКАЛИ `АШАНТА

«Поскольку преданный Господа Кришны лишен желаний, он умиротворен. Люди, занятые кармической работой, желают материальных наслаждений, джнани желают освобождения, а йоги – материального изобилия, поэтому все они похотливы и не могут достичь умиротворения» («Чаитанйа-чаритамрита» 19. 149). Карми хотят чувственных наслаждений, джнани хотят мукти, освобождения, а йоги хотят йогасиддхи, йогических сил. Все эти люди требуют различных вещей: удовлетворения чувств, освобождения, мистических сил. Только кришна-бхакта ничего не требует. Он говорит: «Мой Господь, я Твой вечный служитель. Я предаюсь тебе. Отныне делай со мной все, что пожелаешь».

БХАКТАРАМ ЙАДЖАНА-ТАПАСАМ

САРВА-ЛОКА-МАХЕШВАРАМ

СУХРИДАМ САРВА-БХУТАНАМ

ДЖНАТВА МАМ ШАНТИМ РИЧЧХАТИ

«Мудрецов, сознающих Меня как наивысшую цель всех жертвоприношений, Верховного Господа всех планет и полубогов и благодетеля и благожелателя всех живых сущностей, оставляют в покое все боли материальных мучений» (Бг. 5. 29). Поняв, что Кришна – верховный наслаждающийся, верховный владелец и верховный друг, мы можем стать шанта, умиротворенными.

Шйамасундара даса: Александер считал, что человеку нужно сотрудничать с Богом, чтобы взойти на более высокую ступень сознания, следующую ступень эволюции. Эта ответственность возложена на человека.

Шрила Прабхупада: Что за следующая степень эволюции? Если человек готов сотрудничать с Богом, он уже достиг высочайшего положения. К сожалению, сотрудничать не хочет никто. Остались одни наслаждения и никакой эволюции. Но если вы приходите к поклонению Верховному Господу, то вопрос об эволюции снимается. Вы уже достигли высочайшей формы эволюции.

МАМ ЧА ЙО `ВЙАБХИЧАРЕНА

БХАКТИ-ЙОГЕНА СЕВАТЕ

СА ГУНАН САМАТИТЙАТАН

БРАХМА-БХУЙАЙА КАЛПАТЕ

«Кто целиком занят преданным служением, непоколебимый при любых обстоятельствах, тот сразу же поднимается над модусами материальной природы и так достигает уровня Брахмана» (Бг. 14. 26). Плоскость Брахмана уже достигнута: такому человеку не нужно стремиться стать Брахманом. Он немедленно превосходит три гуны и приходит на платформу духа. Как можно служить Верховному Брахману, самому не став Брахманом? Александер говорит о более высоких ступенях эволюции, но в действительности он не знает о них. В соответствии с ваишнавской ф

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...