Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Особенности градостроительства Древнего Китая





Архитектура Древнего Китая

План лекции:

 

 

1. Особенности градостроительства Древнего Китая

2. Крепостные сооружения. Великая китайская стена.

3. Культовое зодчество Древнего Китая

4. Жилые здания Древнего Китая

5. Принципы садово-парковой архитектуры

6. Декоративные элементы в китайском зодчестве

 

Литература

Контрольные вопросы и задания

 

 

Возникновение первого рабовладельческого государства в Север­ном Китае относится ко II тысячелетию до н. э. Причиной тому послужило благоприятное сочетание природно-климатических и географических факторов. Мягкий климат, обилие муссонных дождей в летний период и лессовых отложений в долине Хуанхэ благоприятствовали развитое сельского хозяйства. Появление бронзовых орудий труда и широкомасштабной ирригации вызвало необходимость замены родового строя рабовладельческим.

Недра Китая богаты многочисленными породами мраморов, гранитов, известняков. Богат Китай и строевым лесом – лиственница, ель, сосна, дуб и пр. Наибольшее применение в строительстве нашли корейский кедр, веймутова сосна, бамбук. Поскольку в древнем Китае зодчие предпочи­тали дерево всем другим материалам, до настоящего времени сохрани­лось сравнительно немного памятников древнейших эпох. О характере архитектуры эпох Шан (Инь), Чжоу, Цинь и Хань (до 25 года н. э.) можно судить в основном по изображениям на погребальных плитах, моделям и останкам каменных конструкций. Китайское зодчество дало весьма своеобразную трактовку древнейших традиций культа Природы, обоснованного и поощряемого государственной религией (даосизм, чань-буддизм, конфуцианство, другие материалистические и идеалистические школы и направления). Любопытно, что древние греки и римляне практически ничего не знали о таинственных серах («желтых людях»). Одно из этих племен якобы проживало на северо-западе Древней Индии, по соседству с Бактрией (Бактрианой, по Страбону). В своей «Географии» греческий ученый упоминает лишь о феноменальном долголетии этих людей:



 

«Так, например, передают о долговечности серов, которые растягивают время жизни даже до 200 лет…» [Страбон, XV, I, 37, с. 702] [71, С. 654].

 

В течение своей истории Китай неоднократно подвергал­ся нашествиям кочевых племен и иноземных захватчиков. Внешние и внутренние войны, а также стихийные бедствия не раз приводили к разрушению и гибели ценнейших памятни­ков архитектуры и искусства. Сохранившиеся до наших дней в различных областях Китая многочисленные постройки феодального перио­да показывают богатство архитектурных форм, образование которых можно проследить со II тысячелетия до н. э.

За многие века существования Китая его географические границы претерпевали значи­тельные изменения. Древнейшая китайская культура сложилась в бассейне реки Хуанхэ и в течение многих веков развивалась главным образом на территории современного Северно­го Китая. Благодаря археологическим наход­кам последних лет и дошедшим до нас памят­никам письменности можно проследить исто­рию Китая с периода Шан-Инь (1766-1122 до н. э.), когда господствовал первобытно-общин­ный строй. Наряду с этим в позднейшее время периода Шан уже зарождаются классовые от­ношения, чему способствовало развитие произ­водитель- ных сил и все возрастающее значение земледелия.

Древнейшим свидетельством раннего разви­тия китайской архитектуры рабовладельческой формации являются остатки сооружений древ­ней столицы периода Шан (II тысячелетие до н. э.), открытые раскопками около г. Санъяна, которые продолжаются в настоящее время. Сохранившиеся земляные платформы дворца и храма с каменными базами колонн из плоского валуна или в виде бронзовых дисков указывают на сложение основных форм китай­ского зодчества уже в этот древнейший период. Возникшие в глубокой древности главные ти­пы китайских сооружений, а также их распо­ложение и планировка были обусловлены обще­ственными потребностями и позднее узаконе­ны религиозными канонами. Принцип располо­жения отдельных частей здания также был подчинен традициям и строгим правилам, что, несомненно, создавало известные ограничения для строителей.

Помимо археологических открытий, о харак­тере архитектурных сооружений периода Шан дает также интересные сведения изучение древнейшей письменности. Сохранившиеся от этого периода надписи, процарапанные на ко­стях животных и панцирях черепах, содержат пиктограммы с изображением дома на высоком основании и с двускатной крышей, образующей фронтон. Открытые раскопками остатки жилых зданий этого же периода указывают на умелое сооружение прочных глинобитных стен с при­менением деревянного каркаса. Камень и кир­пич всегда считались китайскими зодчими ма­териалами второстепенного значения, основным же строительным материалом Китая было де­рево, вследствие чего многочисленные архитек­турные памятники прошлого сравнительно бы­стро исчезли. Лишь дошедшие до нашего вре­мени отдельные изображения построек на каменных барельефах и в ранней живописи дают представление о сложных по своим формам древних сооружениях Китая. Они свидетель­ствуют о развитой строительной технике и о длительном сохранении основных архитектур­ных традиций как конструктивного, так и деко­ративного характера.

Современная историческая наука (на основе изучения древнейших литературных источни­ков и археологических находок) определяет сложение в Китае рабовладельческой формации к концу II или началу I тысячелетия до н. э. После длительных междоусобных войн в конце II тысячелетия до н. э. среди ряда боровшихся между собой мелких деспотий выделяется наи­более могущественное царство Чжоу (1122-256 гг. до н. э.). Знать захватывает обширные земельные участки и, широко используя раб­ский труд, управляет ими. В период Чжоу по­лучают развитие основные религиозно-фило­софские учения Китая – конфуцианство и даосизм. Большое значение приобретает в этот период сословие ученых.

 

Особенности градостроительства Древнего Китая

 

В основу градостроительной практики древнего Китая легли народные строительные традиций, синтезированные в даосском учении Фэн-шуй (Ветер-вода). Согласно этому учению, наиболее благоприят­ной считалась меридиональная планировочная ось: «Господин Солнце всегда смотрит на юг». На юг обращались главные фасады зданий, что обеспечивало оптимальный температурный режим во внутренних поме­щениях. Даосские гадатели разработали целую науку – геомаитию, которая связывала особенности рельефа местности с положением небесных тел, с магнитными полями, с космическими силами и символами (Небо, Зем­ля, пять первоэлементов и пр.). Для этих целей были изобретены ком­пас, карты звездного неба и сейсмограф. Только при благоприятном сочетании небесных сил и «пульсов духа» земли участок считался под­ходящим для строительства. Особое внимание уделялось сочетаниям гео­метрических символов, чаще всего – круга и квадрата (рис. 11.1).

 

Рис. 11.1. Китайская космогоническая символика: квадрат – «инь», женское нача­ло, Земля, форма кварталов и городских укреплений; круг – «ян», мужское начало, Небо, планы дворцов, храмов, главных городских площадей.

На основе этих фигур формиро­валась планировочная структура как отдельных зданий, так и целых градостроительных комплексов. Пример тому – планировки городов Лояна, Пекина, Чанани (рис. 11.2).

Рис. 11.2. Планировочные схемы городов Лоян (слева) и Чанъань (справа)

Четыре городских стены ориентировались по странам света – тради­ции солнечного культа (китайский император – олицетворение Солнца, Сын Неба) (рис. 11.3).

Рис. 11.3. Ориентация стен по странам света (город, цитадель, дом, комната…)

 

 

Рис. 11.4. Пространственная модель китайского города (выделение Оси «север-юг» более высокими административными зданиями, дворцами и храмами; общее понижение высоты зданий в широтных направлениях)

Другая особенность древнекитайских городов – регламентированная высота зданий. Она определялась в соответствии с социальным положе­нием домовладельцев, которые в согласии со своим рангом селились ближе или дальше от центра города – императорского дворца, храмового комплекса. Простой народ имел право строить только одноэтажные зда­ния. Пространственная модель китайского города представлена на рис. 11.4. Особо регламентировался цвет крыш:

а) золотисто-желтые – дворец «солнцеликого» императора (рис. 11.5-а);

б) ярко-голубые («небесная чистота») – культовые постройки (рис. 11.5-б);

в) зеленые («древесная листва») – жилища вельмож, высших чинов­ников, отдельные храмы и паго­ды невысокого ранга;

г) серые («земной прах») – жилища рядовых горожан.

 

Особо выделялись административный, торговый и жилой районы, пар­ковые зоны.

 

a б

 

Рис. 11.5. a – Ханьский дворец в Чанъани, II-I вв. до н. э. Реконструкция;

б – Храм Неба в Пекине, XIV в.

 

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.