Декоративные элементы в китайской архитектуре
Наиболее древние постройки, как правило, отличались простотой объемов, преобладанием конструктивных форм над декорацией. Китайцы умели ценить красоту конструкции и не старалисъ маскировать её орнаментом или скульптурными украшениями. Все декоративные элементы несли определенную смысловую нагрузку стрекоза – «возрождение», цветок – «чистота и невинность», черепаха – «долголетие», обезьяна – «слух, зрение, обоняние». Изображение того или иного животного или растения носило характер благопожелания обитателям дома и его гостям. Символы феникса, тигра, дракона и черепахи, например, обозначали четыре стороны горизонта (рис. 11.23). Летящий или танцующий журавль – знак счастья и удачи. Следует отметить, что культ сил природы и отдельных животных процветал в Китае во все времена. Здесь даже существовали особые министерства и ведомства огня, грот, вод, времени, «пяти священных гор» и т.п. Особым уважением пользовались божества Солнца и Луны, духи пяти планет, Полярной звезды. Китайскими «божествами вод» считались драконы Лун-ваны. Они отвечали за водный режим страны, за засухи и наводнения. Кроме дракона, китайцы почитали тигра, феникса, черепаху, лису. Изображения этих животных украшают многие китайские дворцы и храмы. Скульптурами слонов, верблюдов, львов оснащались погребальные комплексы, «дороги процессий», «дороги духов».
Рис. 11.23. Животные – символы стран света: золотой фазан (Красный Феникс) – юг, тигр-альбинос (Белый Тигр) – запад; Синий Дракон – восток; Черная Черепаха - север
Китайский, японский, монгольский орнамент поражает неисчерпаемой фантазией народных умельцев. Здесь широко представлены природные сюжеты – цветы и листья, звери и птицы, облака и люди, драконы самых различных типов (змееобразные, в виде крылатых ящериц, ископаемых рептилий). Особым спросом пользовались фигуры животных для украшения несущих и ограждающих конструкций. Очень часто для оформления входа в здание использовали фигуры сидящих львов – символы могущества императорской власти. Бронзовые и мраморные львы украшали несущие элементы мостов, крыш, теневых навесов. Функцию опор выполняли также скульптуры хвостатых черепах биси. Согласно китайской мифологии, гигантская биси держит на себе вселенную. Однако наибольшим спросом у китайских зодчих и ваятелей пользовался Дракон. Его изображения украшают колонны, стены, парадные лестницы и т. д.
О высоком мастерстве зодчих и скульпторов этого времени свидетельствуют также сохранившиеся в различных областях Китая каменные столбы- пилоны, сооружавшиеся у входа в погребение. Они различного художественного достоинства, но всегда отражают строгий стиль архитектуры периода Хань. Наиболее распространенные столбы имеют прямоугольное сечение и стоят на монолитном цоколе с архитектурными деталями в виде богато орнаментированных фризов и крыш (рис. 11.24).
Рис. 11.24. Дракон лун-ван в искусстве средневекового Китая; традиционный лев-собачка; каменный столб-пилон из Сычуани (II век н. э.) Высота столбов-пилонов обычно достигает 4,5-5,5 м. Характерным образцом подобного типа сооружений может служить пилон, сооруженный перед погребальным холмом Шэнь в Сычуани (II в. н. э.) (рис. 11.24). Квадратный в сечении, он украшен с четырех сторон изображениями символических животных – птицы, тигра, дракона и черепахи, олицетворяющих четыре стороны света. Изображения высечены в невысоком рельефе и отличаются выразительностью и четкостью контуров. По углам слегка выступающий фриз украшен скульптурами демонических чудовищ, которые поддерживают своими плечами карниз. Остальная декорация фриза имеет ярко выраженный архитектурный характер: здесь видны концы и перекладины выступающих балок, которые, как это типично для каменной архитектуры, имитируют сложные деревянные конструкции. Второй, узкий фриз (расположенный выше) декорирован сценами охоты, выполненными в низком рельефе. Над фризами расположен массивный, расширяющийся кверху венчающий карниз с крупными скульптурными фигурами охотников, скачущих на сернах и стреляющих из луков, и другими мифологическими персонажами. Завершением пилона служит выступающая крыша. В этом погребальном сооружении блестяще решено соединение архитектурных и скульптурных элементов. Пилон может служить образцом ранней архитектуры Китая и дает представление о монументальности стиля периода Хань. Строгость и ясное членение архитектурной композиции пилона создают общее впечатление силы и тектоничности, свойственным ранним памятникам Китая.
Таким образом, деятельность китайского зодчего направлялась и подчинялась силам природы: «О, великий человек! Его свойства сливаются с небом и землей, ясность его составляет одно целое с Солнцем и Луной, его путь – с временами года, его радости и горе – с добрыми и злыми духами...». Культура Китая оказала огромное влияние на искусство соседних народов, населяющих территорию Монголии, Манчжурии, Тибета, Индокитая, Кореи и особенно Японии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абаев, Николай Вячеславович. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. – Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1989. – 271 с. 2. Авдиев В.И. История Древнего Востока. – М.: ОГИЗ, 1948 – 588 с. 3. Алпатов М.И. и др. Историяархитектуры в избранных отрывках – М.: Изд. Всесоюзной Академии архитектуры, 1935 – 590 с. 4. Анисимов А.М., Гумилев Л.Н. и др. Искусство стран Востока. – М.: Просвещение, 1986 – 303 с. 5. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. – М.: Искусство, 1976 – 375 с. 6. Ащепков Е.А. Архитектура Китая. Очерки. – М.: Госиздат по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1959 – 367 с.
7. Белецкий П.А. Китайское искусство: Очерки – Киев: Изомузгиз, 1957 – 162 с. 8. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Доклассовое общество, восточные деспотии, Т. 1 – М.-Л.: Академия, 1937 – 442 с. 9. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства, в 2-х т., Т. 1. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. – Изд. 2-е – М.: Стройиздат, 1979 – 495 с. 10. Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество): Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История». – Изд. 2-е., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1988 – 416 с. – Указатель терминов и названий: С. 408-415. 11. Васильев, Леонид Сергеевич. Культы, религии, традиции в Китае. / РАН, Институт востоковедения. – М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2001. – 487 с. 12. Виноградова Н. А. Искусство средневекового Китая – М.: Изд. АХ СССР, 1962 – 100 с. 13. Виноградова Н.А. Искусство Китая: Альбом - М.: Изобразительное искусство, 1988 – 58 с. 14. Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая. – М.: Изд. Академии художеств СССР, 1962 – 100 с. 15. Виноградова Н.А. и др. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь. – М.: Эллис-Лак, 1997 – 368 с. 16. Вон Кью Кит. Энциклопедия дзэн. – М.: Гранд ФАИР-пресс, 2002. – 394 с., ил. 17. Всеобщая история архитектуры (ВИА): Учебное пособие в 2-х т., Т. 1 / Под ред. Б.П. Михайлова – М.: Госстройиздат, 1958 – С. 292-295. 18. Всеобщая история архитектуры (ВИА), в 12 т., Т. 1 / Под ред. О.Х. Халпахчьяна и др. – М.: Стройиздат, 1970 – С. 419-445. 19. Всеобщая история архитектуры (ВИА), в 12 т., Т. 9. Архитектура Восточной и Юго-Восточной Азии до середины XIX в. / Под ред. А.М. Прибытковой. – Изд. 2-е – Л.- М.: Изд. литературы по строительству, 1971 – 643 c. 20. Георгиевский С.М. Мифические воззрения и мифы китайцев. – СПб.: 1892 – 117 с. 21. Глухарева О.Н., Денике Б.П. Краткая история искусств Китая – М.-Л.: Искусство, 1948 – 211 с. 22. Грубе В. Духовная культура Китая. Литература, религия, культ: Пер. с нем. П.О. Эфрусси. – СПб.: 1912 – 237 с. 23. Гуркин, Владимир Александрович. Любовь к мудрости: Философские школы древнего мира. – Ульяновск: Изд-во Ульяновского ГПУ, 1996. – 112 с.
24. Дзэн-буддизм. / Сост. В.А. Шариев. – Бишкек: МП«Одиссей», 1993. – 670 с. 25. Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х томах, Т. 1. – М.: Мысль, 1972 – 363 с. 26. Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х томах, Т. 2. – М.: Мысль, 1973 – 384 с. 27. Древнекитайская философия. Эпоха Хань (III в. до н.э. – III в. н.э.). – М.: Наука, 1990 – 523 с. 28. Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгардт-Левина. – М.: Мысль, 1989 – 479 с. 29. Древний Восток: Книга для чтения. / Под ред. В.В. Струве – Изд. 3-е – М.: Просвещение, 1958 – 238 с. 30. Древний Восток. / Сост. М.В. Воскобойников. – СПб.: Реслекс, 1998. – 463 с., ил. 31. Древний мир. Изборник источников по культурной истории Востока, Греции и Рима. / Под ред. Б.А. Тураева и И.Н. Бороздина. – Часть 1. – М.: 1915. – 812 с., ил. 32. Дубровская О.Н. Древние религии мира. / О. Дубровская. – М.: РИПОЛ Классик, 2003. – 445 с., ил. 33. Духовные учения Востока: Дзэн-буддизм. Даосизм. Конфуцианство. / Петров В.В. – М.: АСТ, 2005. – 318 с. 34. Дюмулен, Генрих. История дзэн-буддизма. Индия и Китай. – СПб.: ОРИС, 1994. – 334 с. 35. Искусство стран Востока. / Под ред. Р.С. Васильевского. – М.: Просвещение, 1986 – 303 с. 36. История искусства зарубежных стран (первобытное общество, Древний Восток, античность). / Под ред. М.В. Доброклонского – М.: Изобразительное искусство, 1979. – 407 с. 37. История китайской философии: Пер. с кит. / Под ред. М.Л. Титаренко. – М.: Прогресс, 1989. – 552 с. 38. Капица Л.Л. Древний город Пекин (заметки архитектора). – М.: Знание, 1962 – 48 с. 39. Китайская геомантия. / Сост. и пер. с англ. М.Е. Ермакова. – СПб.: Петербургское востоковедение, 1998. – 267 с., ил. 40. Китайская философия: Энциклопедический словарь. / РАН, Институт Дальнего Востока, гл. ред. М.Л. Титаренко. – М.: Мысль, 1994. – 573 с. 41. Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. / Институт востоковедения. – М.: Наука, 1982. – 264 с. 42. Конфуций (551-479 гг. до н. э.). Афоризмы мудрости. / Подг. В.П. Бутромеев. – М.: Белый город, 2006. – 447 с., ил. 43. Конфуций. Изречения. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 126 с. 44. Конфуций. Луньюй: Изречения. – М.: ЭКСМО, 2005. – 462 с., ил. 45. Лао-цзы. Книга пути и благодати: Пер. с кит. И.С. Лисевича. – М.: ООО «Аиф Принт», 2004. – 316 с., ил. 46. Линч К. Совершенная форма в градостроительстве: Пер. с англ. – М.: Стройиздат, 1986. – 264 с. 47. Лукьянов А.Е. Лаоцзы (Философия раннего даосизма). – М.: Изд. УДН, 1991 – 164 с. 48. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии («И цзин», «Дао дэ цзин», «Лунь юй»). – М.: «Радикс», 1994 – 112 с. 49. Лукьянов, Анатолий Евгеньевич. Становление философии на Востоке: (Древний Китай и Индия) – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: НПО «Инсан», 1992. – 207 с. 50. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. / Под ред. И.С. Кацнельсона – М.: Искусство, 1976. – 375 с.
51. Мюллер М. Религии Китая. I. Конфуцианство. II. Даосизм. III. Буддизм и христианство: Пер. с англ. / Под ред. А.Е. Яновского. – СПб.: «ЧЧ век», 1901. – 88 с. 52. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры: Краткий очерк – М.: Стройиздат, 1993 – 240с. 53. Основы буддийского мировоззрения: Индия, Китай: Учебное пособие для вузов. / В.И. Рудой, Е.П. Островская, А.Б. Островский и др. – М.: Наука, 1994. – 239 с. 54. Петров А.А. Из истории материалистических идей в древнем Китае. // ВДИ, 1939, № 3 – С. 49-71. 55. Поляков Е.Н. Архитектура Древней Индии. Архитектура Древнего Китая: Конспект лекций. – Томск: ТГАСА, 1994 – 31 с. 56. Поляков Е.Н. Образ Вселенной в философии и архитектуре Древнего Китая // Известия вузов. Строительство, 1999, № 1 – С. 63-69 (ил. 2, библиогр. 10). 57. Поляков Е.Н. Природная символика в архитектуре средневекового Китая и Японии. – Томск, 1990 - Деп. во ВНИИТАГ Госстроя СССР, № 807 – 11 с. 58. Поляков Е.Н. Элементы китайской геомантии (фэн-шуй) в произведениях «органической» архитектуры // Известия вузов. Строительство, 1996, № 7 – С. 105-110 59. Поляков Е.Н. Геотектонические аспекты в архитектуре средневекового Китая и Японии // Известия вузов. Строительство, 2000, № 11. – С. 94-100 (библиогр. 9). 60. Поляков Е.Н. Единство города и природы в зодчестве древнего Рима и Китая. – Материалы НПК «История и современность: Архитектура и градостроительство – региональный аспект» (г. Новосибирск, 11 февраля 2004 г.) – Новосибирск: Сибпринт, 2004 – С. 50-60, библиогр. 9. 61. Религии Древнего Востока. / РАН, Институт востоковедения; отв. редакторы Г.М. Бонгардт-Левин, А.Н. Мещеряков. – М.: Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 1995. – 342 с., ил. 62. Россбах С. Фэн-шуй. Китайское искусство композиции: Пер. с англ. – Львов: «Инициатива», 1995 – 187 с. 63. Рубин В.А. Идеология и культура древнего Китая (Четыре силуэта) – М.: Главная редакция восточной литературы, 1973 – 163с. 64. Рудой В.И. и др. Основы буддийского мировоззрения. Индия, Китай: Уч. пособие для вузов. – М.: Наука, 1994 – 239 с. 65. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческийи феодальный периоды: Учебник для вузов – М.: Стройиздат, 1984 – 376 с. 66. Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока. – М.: Наука, 1992 – 78 с. 67. Снегирев И.Л. Древний Восток. Атлас по древней истории Египта, Передней Азии, Индии и Китая. / Под ред. В.В. Струве. – Л.: 1937 – 260 с. 68. Соколова З.П. Культ животных в религиях. – М.: Наука, 1972 – 212 с. 69. Старцев П.А. Очерки истории астрономии в Китае. – М.: Физматиздат, 1961 – 156 с. 70. Страбон. География в 17 книгах. / Пер. Г.А. Стратановского – М.: Наука, 1964. – 941 с. 71. Струве В.В. История Древнего Востока. – Изд. 2-е – М.: Госполитиздат, 1941. – 484 с. 72. Судзуки, Дайсэцу Тэйтаро (1870-1966). Дзэн и японская культура: Пер. с англ. С.В. Пахова. – СПб.: Наука, 2003. – 522 с. 73. Судзуки, Дайсэцу Тэйтаро. Очерки о дзэн-буддизме: Пер. с англ. О.В. Стрельченко. – СПб.: Наука, 2004. – 395 с. 74. Тангэ К. Архитектура Японии (традиция и современность). – М.: Прогресс, 1976 – 235 с. 75. Тетерин Г.Н. История геодезии с древнейших времен. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2001 – 432 с. 76. Титаренко И.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. – М.: Гл. редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1985. – 245 с. 77. Тураев Б.А. Древний Восток: Сб. статей. – Т. 2 – М.: Наука, 1980. – 216 с. 78. Фань Вэнь-лань. Древняя история Китая. От первобытнообщинного строя до образования централизованного феодального государства: Пер. с китайского. – М.: Изд. АН СССР, 1958 – 294 с. 79. Фицджеральд С.П. Китай. Краткая история культуры: Пер. с англ. – СПб.: Изд. «Евразия», 1998 – 456 с. 80. Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие в 2-х частях, Ч. 1. / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона и др. – М.: Высшая школа, 1980 – 328 с. 81. Шуази О. История архитектуры, в 2-х т., Т. 1: Пер. с франц. – М.: Изд. Всесоюзной академии архитектуры, 1935. – 631 с. 82. Шуази О. История архитектуры, в 2-х т., Т. 2: Пер. с франц. – М.: Изд. Всес. академии архитектуры, 1937. – 694 с. 83. Энциклопедия восточного символизма: Пер. с англ./ Сост. К.А. Вильямс – Кн. 6 – М.: Золотой Век, 1996 – 430 с. 84. Юань Кэ. Мифы древнего Китая: Пер. с кит. – Изд. 2-е – М.: Наука, 1987 – 526 с. 85. Ян Юн-го. История древнекитайской идеологии: Пер. с кит. Ф.С. Быкова и др. – М.: Издво иностранной литературы, 1957. – 421 с. 86. Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. – М.: Наука, 1984 – 248 с. 87. Creel H.G. The birth of China. A study of formative period of Chinese civilization. – London: 1936 – 402 p. 88. Forke A. The World Conception of the Chinese: Their Astronomical, Cosmological and Phisico-philosophical Speculations. – London: 1925. 89. Werner E.T.S. A Dictionary of Chinese Mythology. – Shanghai: 1932.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|