Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Жилые здания Древнего Китая





 

Модели зданий, а также сохранившие­ся изображения построек на каменных релье­фах периода Хань показывают, что китайские зодчие уже 2000 лет назад сооружали много­этажные здания, увенчанные многоярусными крышами, покрытыми цилиндрической черепи­цей, которая по краям скатов кровли украша­лась кругами с различными изображениями и надписями (рис. 11.11).

 

Тип жилья, создаваемый китайцами в течение тысячелетий, мало чем от­личается от своих древнейших прототипов. Строились они из дерева, кирпича-сырца и камня. Стены дома, как правило, не являлись несущи­ми конструкциями. Они заполняли пролеты между деревянными опорными столбами, защищая помещения от холода. Главный фасад – южный. Он имел вход и окна, заполняющие всю плоскость стены. На севере окон не предусматривалось. Южная стена выполнялась в виде деревянной ре­шетки, заклеенной промасленной бумагой (изобретена в III веке до н. э.). Крыша имела характерные широкие свесы, защищающие стены от осадков и прямого солнечного света (рис. 11.12).

 

Перед главным фасадом часто устраивалась крытая галерея (япон. энгава – «серое пространство»). Галерея служила внешним коридо­ром, связующим все комнаты в доме, местом приема гостей, промежуто­чным пространством между внутренним и внешним миром (рис. 11.13).

 

 

Рис. 11.11. Глиняные модели многоярусных китайских домов

 

 

 

Рис. 11.12. Фасад китайского жилого дома

 

Суще­ствует много версий о происхождении этой чисто китайской формы кры­ши (рис. 11.14):

- желание зодчих преодолеть, визуально облегчить массу высокой крутой кровли;

- фиксация естественного прогиба длинных стропильных балок, имеющих шарнирные опоры на концах;

- уподобление кровли изогнутым ветвям деревьев, силуэту горной гряды, «крылу летящей птицы» (поэтическая метафора) (рис. 11.15);

- обеспечение более пологой траектории стоков, предохранение поверхности стен от смачивания.

Рис. 11.13. Решетчатая оградка-экран ин-би перед фасадом жилого дома



 

 

Рис. 11.14. Южный фасад китайского дома

 

Дом имел кровлю характерной изогнутой формы с большими свесами, подпираемыми системой деревянных стропил доу-гун (рис. 11.16, рис. 11.17).

Внутренняя планировка китайского (а позднее и японского) дома подчинялась установкам китайского основоположника даосизма – филосо­фа Лао-Цзы (V в. до н. э.): «Реальность здания заключается не в четырёх стенах и крыше, но во внутреннем пространстве, предназначенном для жизни в нем...». Согласно китайской традиции, дом является неотъ­емлемой деталью окружающего пейзажа, своего рода ширмой, сквозь кото­рую природа вторгается внутрь здания, дополняет и обогащает его. Зда­ние – лишь временный приют на долгом пути человеческой жизни. Его тонкие стены и перегородки легко ломаются под напором урагана, но решётчатый каркас остается целым («То, что гнется, будет стоять целым; то, что сгибается, будет стоять прямо...»). После урагана легкие стены и перегородки быстро собираются и монтируются.

 

 

Рис. 11.15. Уподобление кровли силуэтам горной гряды, парящей птицы

 

 

Рис. 11.16. Современная интерпретация доу-гуна (Бурятия). Фото автора.

 

Визуальная связь с внешние миром осуществляется с помощью дере­вянных решёток (яп. рэндзю) и бумажных трансформируемых перегоро­док (яп. сёдзи). Если в доме были прочные стены из камня, то их поверхность обязательно украшалась живописным пейзажем.

Особую по­пулярность этот прием получил в XI-XII веках («сунская школа»), В глинобитных или каменных стенах прорезали дверные и оконные прое­мы в форме листьев, цветов или ажурных ваз (рис. 11.18). Иногда в доме устраивали миниатюрные сады с деревьями-лилипу­тами (прототип японской икебаны).

 

 

Рис. 11.17. Конструкция доу-гун в кровлях китайских домов

 

Обязательной принадлежностью китайского дома, бедного или бо­гатого, был внутренний двор с садом. Усадьба окружалась высокой стеной. Обычно сразу же за входом с улицы, во дворе, возводилась дополнительная стенка. По поверью, она преграждала путь злым духам, которые не догадывались свернуть и обогнуть её. Дело в том, что в древнем Китае считали, что духи могут передвигаться только прямо либо сворачивать в сторону под прямым углом. Именно поэтому во дворце им­ператора Цинь Ши-хуанди (III в. до н. э.) все подъезды, внутренние переходы в здании, тропинки в парке были криволинейными.

 

 

Рис. 11.18. Формы дверных и оконных проемов в китайских усадьбах (по Е.А. Ащепкову)

Изогнутыми были даже края дворцовой крыши, чтобы злые духи не могли продвигать­ся вдоль них. Нередко их украшали фигурки животных, выполнявших роль оберегов от злых духов (рис. 11.19).

 

 

Рис. 11.19. Фигурки-обереги на коньковых балках и стропилах (по Е.А. Ащепкову)

 

Дополнительная стенка, кроме того, закрывала внутреннее простра­нство двора от «злого глаза». Посетителя встречали или перед ней, или в специальном помещении для гостей. Поверхность стен белилась, украшалась рисунками и иероглифами (именами владельцев усадьбы, бла­гопожеланиями в адрес хозяев и гостей). На фасадах, выходящих на улицу, обычно не было окон - старинная традиция стран Древнего Востока. Как правило, окна смотрят во двор или в сад.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.