Программа работы (лабораторное задание)
1. Ввод в работу установки физического моделирования автономной электрической системы с двумя генераторами (на холостом ходу). 2. Экспериментальное определение напряжений и токов генераторных ветвей в начальном и установившемся режимах короткого замыкания и в заданных точках системы (в точке КЗ). 3. Сравнение опытных и расчетных данных токов КЗ.
Методика выполнения лабораторного задания 1. Собрать схему автономной работы электрической системы с двумя генераторами, рис. 2.6, для чего: - подать на панели установки все виды электропитания; - подключить узел КЗ в заданной точке системы, сопротивление замыкания (дуги) R д 4 Ом; - ввести в работу генераторную установку Г2, выставив напряжение 220 В и частоту 50 Гц; - подключить выключателем В2 линию передачи к генератору Г2, поставив тем самым линию под напряжение. Выключатели,,нижней'' цепи Вк3` и Вк4` при этом должны быть включены,,,верхней'' – Вк3 и Вк4 отключены; - ввести в работу генераторную установку Г1, синхронизировать и подключить на параллельную работу с системой, замкнув выключатель В1; - установить режим работы автономной системы с номинальными параметрами по напряжению (220 В) и частоте (50 Гц) без нагрузки. 2. Последовательно производить нажатием кнопки К(3) трехфазное короткое замыкание в точках системы 1,2,3,4, фиксируя показания приборов (напряжения и тока) в трех точках системы: на генераторе 1, генераторе 2 и в точке короткого замыкания. Измерение тока и напряжения в указанных точках осуществлять для начального момента короткого замыкания и в установившемся режиме КЗ. Результаты наблюдений занести в табл. 1.
Т а б л и ц а 1*
Генератор 1 | Точка КЗ |
Генератор 2 | ||||||||||||||
** | ** | |||||||||||||||
В | А | Вт | А | А | В | А | Вт | Гц | ||||||||
Предшествующий режим | ||||||||||||||||
Режим КЗ Точка 1 | -------- | |||||||||||||||
------------ Точка 2 | ||||||||||||||||
------------ Точка 3 | ||||||||||||||||
------------ Точка 4 |
*) В верхней строке указывается начальное, в нижней – установившееся значение параметра.
**) Мощность указывается с учетом знака: генераторная (+) или двигательная (-).
Примечание. После отключения КЗ, осуществляемого автоматически с помощью реле времени (t выд 10 с), система оказывается в режиме, предшествующем КЗ. Из–за прогрева проводов может наблюдаться некоторое изменение параметров предшествующего режима. Поэтому после отключения КЗ в случае необходимости проводят корректировку параметров предшествующего режима согласно первой строки табл. 1.
Обработка данных эксперимента
Первый этап.
Данные эксперимента, представленные в табл. 1, необходимо представить в относительных единицах, приняв за базисные номинальные параметры генератора Г1: S б = Р н = 5 кВт, U б = U н = 220 В, I б = 15 А.
Результаты опытного исследования режима трехфазного КЗ в электрической системе надо использовать для формулирования выводов, которые необходимо представить в виде ответов на следующие вопросы.
1. Как влияет близость точки КЗ к генераторам на величины токов и напряжений в различных ветвях схемы в режиме установившегося КЗ?
2. То же, для начального момента внезапного нарушения режима?
3. Чем объяснить возникновение активной мощности генераторов при КЗ в ненагруженной системе? Как зависит величина и знак мощности от расположения точки КЗ?
4. Как изменились бы токи КЗ, если бы генераторы имели автоматические регуляторы напряжения (возбуждения) АРВ?
|
|
Второй этап.
Используя данные определения параметров электрической системы, полученные при выполнении лабораторной работы № 1, составить схему замещения, рис. 2.8, для режима короткого замыкания.
Рис. 2.8
Для каждой точки КЗ 1,2,4 (точка 3 опускается), изобразить преобразованную схему замещения режима установившегося КЗ в виде рис. 2.9.
Рис. 2.9
Для точек короткого замыкания 1,2,4 произвести расчет значений установившихся токов КЗ I 1к, I 2к, I к. Данные расчетов представить в табл. 2. В расчетах принимать в качестве ЭДС ее величину в предшествующем режиме (см. первую строку табл.1), Е 1 Е 2 220 В, R д = 4 Ом. Расчет вести в именованных единицах при базисном напряжении 220 В.
Т а б л и ц а 2
Параметры
Режим | Дано | Рассчитано | Получено из опыта | ||||||
Z 1 | Z 2 | R д | I 1к | I2к | Iка | I 1к | I 2к | I ка | |
КЗ в точке1 --- в точке 2 --- в точке 4 |
5. В выводах сделать оценку погрешности расчета и эксперимента, объяснить причину образовавшейся погрешности.
Содержание отчета
1. Тема и цель лабораторной работы.
2. Схема установки для опытного определения параметров короткого замыкания с обозначением точек КЗ, рис. 2.6 и рис. 2.7.
3. Схема замещения установки с обозначением параметров сопротивления элементов, рис. 2.8, взятом из лаб. раб. № 1.
4. Программа работы (см. п. 3).
5. Упрощенная схема замещения режима КЗ.
6. Таблица 1 опытных данных.
7. Таблица 2 опытных и расчетных данных.
8. Выводы по работе.
9. Состав группы студентов.
7. Контрольные вопросы
1. Назвать этапы переходного процесса короткого замыкания и дать их краткую характеристику.
2. Охарактеризовать слагающие тока КЗ: периодическую и апериодическую.
3. Как представляется генератор на схеме замещения для начального момента внезапного нарушения режима и для установившегося режима?
4. Объяснить физическую сущность переходных параметров генератора и .
5. Дать определение постоянных времени Та и Тd`.
6. Как влияет место короткого замыкания на величину и распределение токов КЗ по ветвям схемы?
Лабораторная работа № 3
Тема: Исследование электромагнитного переходного процесса при несинхронном включении генератора в сеть.
|
|
Учебная цель: 1. Закрепление знаний теории переходных процессов при несинхронных включениях генератора.
2. Приобретение практических навыков анализа аварийных переходных процессов при нарушении условий синхронизации.
|
|