Теоретические основы
Содержание механических примесей является важнейшим показателем масел, отражающим процесс его старения. Этот показатель относится к числу браковочных показателей и оказывает большое влияние на эксплуатационные свойства масла, которые резко ухудшаются при попадании в масло нерастворимых механических примесей: - повышается вязкость и плотность масла; - увеличивается склонность к окислительным превращениям; - повышается гигроскопичность масла; - ухудшается смазывающая способность трущихся деталей, вызываются задиры и заклинивание движущихся деталей; - увеличивается коррозионный износ металлических поверхностей. Причинам появления нерастворимых соединений в работающих маслах являются: попадание пыли и влаги из окружающей среды; коррозия внутренних поверхностей средств хранения и транспортировки; накопление продуктов окисления и термоокислительных превращений при хранении, транспортировке и применении; попадания топлива и продуктов его полного сгорания; различного рода технологические и производственные загрязнения. Основными компонентами, из которых образуются загрязнения, являются нерастворимые высокомолекулярные органические соединения (смолы, асфальтены, карбены, карбоиды), вода и минеральные вещества (например, в продуктах износа и в составе минеральных соединений, попадающих в масло, находятся различные элементы: Fе, Са, А1, Мg, Сu, Мn, Ni, Zn, S, Cr, и др.) Механические примеси удаляются путем сепарирования масла в На эксплуатационных свойствах масел отрицательно сказывается и размерность частиц твердых примесей. Нерастворимые вещества вначале накапливаются в масле, находясь во взвешенном состоянии. При увеличении их размеров и концентрации они выпадают в осадок и способствуют нагарообразованию (способность масла удерживать большее или меньшее количество нерастворимых веществ во взвешенном состоянии называют диспергирующей способностью).
При высоких диспергирующих свойствах масла на деталях и в Рекомендуемая литература 1. Троеглазова Н.Л., Марков С.В. Нефтяные топлива энергетических установок морских судов, учебное пособие. – Новороссийск: Изд. ГМА. 2004 2. Троеглазова А.П., Халилов Н.А., Троеглазова Н.Л. Физико-химические свойства грузов, перевозимых на танкерах-химовозах. Учебное пособие. – Новороссийск: Изд. МГА им.адм. Ф.Ф.Ушакова,2011. 3. Корнилов Э.В., Бойко П.В., Смирнов В.П. Технология топливоподготовки на судах. – Одесса: Студия «Негоциант», 2006, - 246с. 4. Троеглазова Н.Л., Марков СВ. Судовые масла. - Новороссийск.: НГМА, 2002
Контрольные вопросы 1. Каков состав механических примесей в работающих маслах? 2. Что называется процессом старения масел? 3. Каким образом отражает процесс старения масла содержание в нем механических примесей? 4. Каковы причины появления механических примесей в работающих маслах? 5. Как влияют механические примеси на эксплуатационные свойства масел? 6. Что называется диспергирующей способностью масла?
7. Как влияет дисперсность частиц механических примесей на эксплуатационные свойства масел? Выполнение задания Содержание механических примесей в маслах в судовых условиях оценивают визуально, используя метод хроматографии на бумаге (рекомендуют фильтровальную бумагу марок "красная" или "белая" лента). Оценку качества продукта дают по состоянию масляного пятна на основании систематического сравнения полученных результатов с данными предыдущих анализов.
1. Проведение эксперимента Исследуемый продукт тщательно перемешать в течение 5 минут. В пробу масла опустить проволочку диаметром 1 мм на уровень метки на ней. Дать первым каплям стечь, а 6-7-ю нанести на фильтровальную бумагу, закрепленную в зажиме. Фильтр выдержать на воздухе при комнатной температуре до тех пор, пока масло полностью не впитается. После полного впитывания масла количество оценивают содержанием механических примесей по эталонной шкале пятен (рис. 1,2) 2. Обработка результатов Если интенсивность окраски полученного пятна совпадает с интенсивностью окраски какого - либо пятна шкалы образцов, то содержание механических примесей в испытуемой пробе масла принимается равным содержанию механических примесей, указанных на шкале. Если интенсивность окраски полученного пятна не дает точного совпадения с интенсивностью окраски одного из пятен шкалы образцов, то выбрать два пятна, интенсивность окраски которых слабее и сильнее пятна испытуемого масла, и методом линейной экстраполяции оценить содержание механических примесей в испытуемой пробе масла. Шкала образцов пятен с интервалами содержания механических примесей 0,5 % позволяет определить содержание механических примесей в работающем масле с абсолютной ошибкой, не превышающей ±0,25 %. Следует иметь в виду, что при содержании в работающем масле механических примесей около 1,5 % получается плотное пятно, по размеру примерно равное нанесенной капле абсолютно черного цвета, без какого - либо ореола. При дальнейшем увеличении содержания механических примесей характер пятна практически не изменяется. Это обстоятельство требует в условиях эксплуатации систематического оперативного контроля за содержанием механических примесей в работающем масле, начиная от заполнения масляной системы двигателя свежим маслом.
Наличие ярко - желтого или светло - коричневого ореола вокруг ядра указывает на то, что масло подвергалось воздействию высокой температуры. Если ядро масленого пятна легко размазывается и становится блестящим, а размер ядра приближается к размеру наносимой капли, это указывает на укрупнение механических примесей и образование хлопьевидных осадков.
Читайте также: C - Мазхабы «итикади» (теоретические направления) Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|