Лабораторная работа № 6
"Определение водорастворимых кислот в нефтепродуктах" "Определение кислотного числа нефтепродуктов" Цель работы: Теоретическое и практическое ознакомление с методами определения кислотного числа и водорастворимых кислот в нефтепродуктах. Задание: Определить присутствие водорастворимых кислот в судовом смазочном масле; Определить кислотное число судового смазочного масла; Сравнить полученный результат с допустимым значением кислотного числа данного масла. Предмет деятельности: Смазочные масла различных марок, используемые в судовой практике. Изучение методов определение водорастворимых кислот и кислотного числа в судовых маслах. Средства деятельности: Судовая лаборатория СКЛАМТ - 1 -делительная воронка емкостью 250 мл., градуированная пробирка, водный раствор деэмульгатора ОП - 7, индикатор метилоранж, раствор индикатора нитразинового желтого в спиртовом растворе гидроксида калия. Теоретические основ ы
Кислотность масла характеризуется суммарным содержанием в нем органических и минеральных кислот. Органические кислоты - продукты взаимодействия углеводородов масла с кислородом по общей схеме: Углеводороды - гидроперекиси - спирты - кетоны -карбоновые кислоты - оксикислоты - асфальтеновые кислоты -карбоиды. Нефтепродукты должны быть химически инертны по отношению к материалам, из которьгх изготовлены детали двигателя и механизмов, так как при соприкосновении (главным образом, с цветными сплавами), кислоты вызывают их коррозию, образуя при этом металлические мыла, которые могут выпасть в виде осадков и забить топливо и маслопроводы. Механизм процесса коррозии может быть представлен следующими уравнениями:
2Ме+2Н2О+О2=Ме(ОН)2; Ме(ОН)2-2КСООН=(КСОО)2Ме+2Н2О. Кислород, участвующий в этом процессе, может быть кислородом воздуха, либо может входить в состав перекисей, образующихся в масле. Вода может попадать в масло извне, в результате процесса конденсации влаги, что неизбежно после остановки и постепенного охлаждения двигателя, или же вследствие химических реакций уплотнения углеводородов масла. Органические кислоты инициируют процессы полимеризации, ведущие к образованию лаков и нагаров на металлических поверхностях деталей двигателя. Коррозирующие свойства кислот усиливаются при повышенной температуре и в присутствии воды. Наиболее агрессивны в коррозионном отношении растворимые в воде низкомолекулярные органические кислоты, минеральные кислоты и щелочи. Минеральные водо-растворимые кислоты могут появляться в нефтепродуктах в результате недостаточно полной нейтрализации после кислотной очистки (главным образом, серная кислота); в циркуляционных маслах минеральные водо-растворимые кислоты могут появляться также вследствие попадания продуктов сгорания сернистого топлива или отработавшего цилиндрового масла. Кроме того, минеральные кислоты катализируют окисление масла. С целью удаления минеральных кислот проводят промывку масла водой в центробежных сепараторах. Содержание органических и минеральных кислот в маслах без присадок количественно оценивается по кислотному числу, т.е. числу мг КОН, необходимому для нейтрализации кислоты в 1 г масла. Наличие водо-растворимых кислот в масле определяют по изменению окраски индикатора метилоранжа в водной вытяжке масла. Для уменьшения коррозионного действия в масла добавляют антикоррозионные щелочные присадки. Оценка коррозионных свойств свежего масла кислотным числом не дает истинного представления о коррозии, которую может вызвать данное масло, поскольку наиболее опасны кислоты, образующиеся в масле в процессе последующего окисления; поэтому необходимо оценивать скорость изменения этого показателя. Медленное повышение кислотности - явление, характерное для нормальной работы двигателя. Ускоренный рост кислотного числа свидетельствует об активизации процессов окисления масла при различного рода неисправностях в системах двигателя.
В мировой практике для оценки кислотности масла применяют числа ТАN (Тоtаl Acid Number) и SAN (Strong Acid Number). ТАN оценивает общее наличие кислот (органических и неорганических), SAN измеряет наличие сильных кислот, т.е. индицирует расход щелочности масла. В судовой практике ТАN имеет более весомое значение для смазочных масел, применяемых в зубчатых передачах, газовых турбинах, гидравлических системах. Увеличение ТАN связано с окислением масла под действием рабочих температур и/или с истечением срока службы масла. Применение масла с высокими значениями ТАN может
Рекомендуемая литература 1. Троеглазова Н.Л., Марков С.В. Нефтяные топлива энергетических установок морских судов, учебное пособие. – Новороссийск: Изд. ГМА. 2004 2. Троеглазова А.П., Халилов Н.А., Троеглазова Н.Л. Физико-химические свойства грузов, перевозимых на танкерах-химовозах. Учебное пособие. – Новороссийск: Изд. МГА им.адм. Ф.Ф.Ушакова,2011. 3.Корнилов Э.В., Бойко П.В., Смирнов В.П. Технология топливоподготовки на судах. – Одесса: Студия «Негоциант», 2006, - 246с. 4. Троеглазова Н.Л., Марков СВ. Судовые масла. - Новороссийск: НГМА, 2002 Контрольные вопросы
1.Чем объяснить возможность накопления неорганических кислот в моторных маслах при их эксплуатации и хранении? 2. Чем определяется кислотность масла? 3. Как изменяется кислотное число циркуляционных масел в процессе их эксплуатации в ДВС? 4. Каковы причины образования органических кислот в моторных маслах при их хранении и эксплуатации? 5.Какие показатели являются браковочными показателями 6. Каково влияние кислотности масел на их эксплуатационные свойства? 7. Каков механизм процесса коррозии при действии минеральных и органических кислот на металлические поверхности деталей механизмов? 8. Факторы, влияющие на скорость коррозии.
Читайте также: Modaris V6R1: Работа с ускоренное возобновление коллекция в магазинах Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|