Глава 1. Введение в профессионально-педагогическую специальность
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. В.О. Ключевский ·Общая характеристика профессионально-педагогической специальности ·Профессионально-педагогическая деятельность ·Личность педагога профессионального обучения ·Профессионально-педагогическая культура ·Подготовка педагогов профессионального образования ·Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения ·Вопросы и задания для самоконтроля § 1. Общая характеристика Мнемосхема
Сущность и особенности профессии Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать социальный опыт новым поколениям. Поэтому возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Для более глубокого проникновения в суть педагогической профессии следует обратиться к этимологии слова «педагог». В Древней Греции педагогом называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу.
Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Согласно словарю иностранных слов «педагог» (греч. paidagogos – pais (paidos) – дитя + ago – веду, воспитываю) употребляется как обобщенное название профессий, связанных с обучением и воспитанием прежде всего детей и молодежи, - воспитателя, учителя, преподавателя. Оформление педагогики в самостоятельную науку связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670) в связи с написанием выдающегося труда «Великая дидактика», в котором сформулировано большинство принципов, методов и форм организации педагогического процесса, принятого в современной общеобразовательной и профессиональной школе.
Педагогическая профессия – это особая по своей сущности, значимости и противоречивости профессия. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом труда которых является другой человек. Главное отличие от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, а ведущей задачей является понимание общественной цели. Исходя из сущности педагогической профессии выделяют такие ее особенности, как гуманизм, творческий характер деятельности, коллективный характер труда. Гуманизм педагога проявляется в готовности помогать другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу и соучастие. Он строит свои взаимоотношения с воспитанниками, учитывая их интересы и способности, особенности мышления, обусловленные возрастными и индивидуальными особенностями. Творчество является важной характеристикой педагогической деятельности. Педагогическое творчество понимается как процесс решения творческих задач в меняющихся обстоятельствах. В отличие от творчества в других сферах (наука, искусство, техника) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Коллективный характер деятельности педагога также относят к ее особенностям, т.к. результат педагогической деятельности зависит от других преподавателей, семьи и других источников воздействия. Кроме того, результат работы зависит от психологического климата в коллективе и уровня сотрудничества преподавателей, их психического и физического самочувствия.
Помимо этого в перечень особенностей педагогической профессии можно отнести такие, как интеллектуальность, гражданственность, эмоциональная насыщенность, свобода профессионального выбора и др. Профессионально-педагогическая специальность В сфере образования, как и в других областях материального и духовного производства, наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. В связи с этим профессионально-педагогическое образование было выделено в самостоятельную отрасль подготовки специалистов. Согласно действующему классификатору специальностей высшего профессионального образования, педагогические и профессионально-педагогические специальности входят в группу специальностей, объединенных общим названием «образование». Профессия педагог профессионального образования относится к сложной группе немногочисленных профессий, функционирующих одновременно в двух разнородных системах: «человек-человек», «человек-техника». Педагог профессионального образования – это квалификация, имеющая много специальностей. Группы специальностей формируются по профессиональному, а не отраслевому признаку. Сущность профессионального принципа формирования групп специальностей состоит в том, что каждая специальность может быть отнесена к той или иной профессии: геолога, металлурга, медицинского работника, педагога. Формирование групп по профессиональному признаку имеет существенное значение для определения общего для группы специальностей содержания общепрофессионального образования. Понятие «специальность» в сфере образования можно рассматривать как категорию, характеризующую направленность и содержание образования при обучении в высшем и среднем специальном учебном заведении; в сфере труда – как категорию, характеризующую особую направленность и специфику содержания труда в рамках профессии, что может относиться и к рабочим профессиям, и к профессиям специалистов. В сфере образования специальность указывает прежде всего на род деятельности специалиста и сферу применения его труда (например: «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Сестринское дело» и т.д.). Получить образование по специальности – значит, овладеть совокупностью знаний, умений и навыков, дающих возможность выполнять определенные профессиональные функции.
Получение специальности «Педагог профессионального обучения» может осуществляться в системе высшего (вуза) и среднего профессионального образования (колледжи, техникумы). Высшее профессионально-педагогическое образование готовит и выпускает специалистов с квалификацией «Педагог профессионального обучения». По стандарту 1996 года предусматривается присвоение квалификации «инженер-педагог», «экономист-педагог», «агроном-педагог», «модельер-педагог», «дизайнер-педагог» и другие. В настоящее время в систему профессионально-педагогического образования Российской Федерации входят 83 вуза и 83 образовательных учреждения среднего профессионального образования. Мастеров производственного обучения подготавливают 32 неспециализированных колледжа, 2 техникума и 3 педагогических училища. В последние годы многие техникумы преобразовались в колледжи в связи с внедрением профессиональных образовательных программ повышенного уровня. Образовательные программы в этих учебных заведениях относят к общей специальности «Профессиональное обучение».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|