Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Генезис и перспективы развития теории и практики профессионального образования




Уважение к минувшему – вот черта, которая отделяет образованность от дикости.

А.С. Пушкин

·Становление и развитие профессионального образования за рубежом ·Становление и развитие отечественного профессионального образования ·Современное состояние профессионального образования за рубежом ·Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации ·Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования ·Современные требования к профессионалу
·Основные направления развития профессионального образования
·Вопросы и задания для самоконтроля
·Литература для самостоятельной работы.

§ 1. Становление и развитие профессионального
образования за рубежом

Мнемосхема

 
 

 

 


Становление профессионального образования за рубежом

Подготовка подрастающих поколений к трудовой деятельности является одной из важнейших социально-педагогических задач. На всех этапах своей истории человечество по-разному решало эту задачу.

В первобытном обществе подготовка детей к труду осуществляется непосредственно в трудовой деятельности. С разделением труда (появлением земледелия, скотоводства и ремесла) молодых людей подготавливали к труду в «домах молодежи» и семьях.

В эпоху рабовладельчества произошло отделение умственного труда от физического: физический труд стал уделом рабов, дети рабовладельцев посещали школы жрецов и писцов и они освобождались от физического труда, который свободными людьми считался унизительным и презренным.

В эпоху Средневековья профессия рассматривалась как пожизненное призвание, как вид служения, установленного божьей волей. Ремесло отождествлялось с искусством, с ним связывалась мистическая традиция мудрости и секрета. Такое отношение к ремеслу составляло стержень трудовой морали феодального общества.

Основной формой обучения детей ремесленников и кузнецов было цеховое и гильдейское ученичество. Средневековый мастер или кузнец передавал своему ученику из уст в уста, из рук в руки профессиональные знания и умения и свой индивидуальный стиль работы.

В XI в. появились первые педагогические сочинения, раскрывающие роль «механических искусств». Так, в сочинении «Дидаскалон» организатор парижской школы Гуго Сен-Викторский (1096-1141) назвал механику искусством, которое необходимо при изготовлении вещей, и выделил семь искусств: сукноделие, производство инструментов и оружия, навигацию, агрокультуру, охоту, медицину, театральное искусство. Однако он, как и мыслители античности, считал механические искусства уделом «плебеев, детей неблагородных родителей».

В произведениях «Утопия» Т. Мора (1478-1535) и «Город солнца» Т. Кампанеллы (1568-1639) высказаны идеи о необходимости всеобщего участия в труде и соединении обучения молодежи с производительным трудом. Демократический взгляд на роль ремесла и профессии в жизни общества высказал Я.А. Коменский (1592-1670). Он считал необходимым готовить детей к трудовой деятельности. В его учебнике «Мир чувственных вещей в картинах» много внимания уделяется ознакомлению детей с различными ремеслами, орудиями труда и технологиями производства.

С развитием капиталистических отношений, прогрессом науки и техники в XIV – XVII вв. усиливается интерес к проблеме профессионального обучения. Особое значение приобретают экономические и социальные аспекты массового вовлечения детей в трудовую деятельность в мануфактуре и ремесленном производстве.

Трактат «Предложения об учреждении производственного содружества» английского экономиста и педагога Дж. Беллерса (1634-1725) явился одним из первых проектов профессионального образования. В нем ставилась социально-педагогическая задача избавления от бедности путем приобщения молодежи к профессии и соединения обучения с производительным трудом.

На пороге Нового времени английский философ и педагог Д. Локк (1632-1704) разработал систему воспитания «джентльмена» (делового человека), в которой особая роль отводилась обучению деловых людей какому-либо ремеслу. В «Записке о рабочих школах» Д. Локк предлагал правительству для детей из бедных семей создать сеть рабочих школ – приютов, построенных на самоокупаемости, где бы дети обучались какому-либо ремеслу.

Французский материалист Дени Дидро (1713-1784) издал «Энциклопедию наук, искусств и ремесел», которая сыграла значительную роль в развитии профессионального образования.

В конце XVIII в. начинается развитие новой тенденции в профессиональном образовании, которая в отличие от предыдущей, ориентировавшейся на знания, делала акцент на овладение орудиями, инструментами и технологиями производства.

В проектах переустройства человеческого общества, которые разработали социалисты-утописты первой половины XIX в. К.А. Сен-Симон (1770-1825), Ш. Фурье (1772-1837), Р. Оуэн (1771-1858) и другие были предложены подходы к профессиональной подготовке молодежи: всеобщность труда, развитие «индустриальных призваний» детей, равноправность профессиональных школ в общей системе образования. Р. Оуэн впервые соединил обучение с промышленным трудом и дал пример разумной организации профессионального обучения.

Общественный деятель Франции К.А. Корбон (1808-1881) в книге «О профессиональном образовании» впервые дал анализ состояния образования детей рабочих и системы ученичества, подчеркнул значение свободного выбора профессии для личности и общества, показал необходимость всеобщей профессиональной подготовки и создания профессиональных школ, сочетания общего и профессионального образо-вания, взаимосвязи умственного и физического труда. Он выступил против ранней профессионализации детей, подверг критике ремесленное ученичество за низкое качество обучения и умственное отупление детей.

К. Маркс (1818-1883) техническое обучение, которое «знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств», включил в систему коммунистического воспитания. Был поставлен вопрос о соединении обучения с производительным трудом, рациональной организации и защите детского труда, о замене системы ученичества техническими школами. Эти идеи получили широкий отклик в педагогических кругах социал-демократов конца XIX – начала XX вв.

Развитие теории и практики производственного образования за рубежом в конце XIX – первой половине XX вв.

В конце XIX – начале XX вв. в Западной Европе и США возникли различные реформаторские теории. Одной из них была теория трудовой школы. Ее автором был немецкий педагог и видный деятель образования Георг Кершенштейнер (1854-1932). Важнейшей задачей народной школы он считал общую трудовую подготовку молодежи к профессиональной деятельности. Он ввел в программу обучения труд детей в школьных мастерских, садах и кухнях.

Для молодых рабочих им были созданы так называемые дополнительные школы, в которых повышалась профессиональная подготовка и осуществлялось гражданское воспитание подростков. Г. Кершенштейнером была заложена новая система фабрично-заводского ученичества, сочетавшая практическую работу на производстве с теоретическим обучением. Эта система получила широкую известность и распространение не только в Германии, но и во многих странах Европы.

Развитие профессиональной педагогики в США связано с зарождением научного подхода к организации труда на производстве. Это было вызвано внедрением в производство новых технологий, конвейерной организации труда, необходимостью повышения производительности труда и конкурентоспособности продукции.

Разработку проблем научной организации труда возглавил американский инженер Ф.У. Тейлор (1856-1915). Он предложил меры по уплотнению рабочего дня, воспитанию производственной культуры, рационализации труда и отдыха, учета в профессиональной деятельности психологических особенностей работающего человека, анализу, отбору и освоению трудовых операций и приемов. Ф.У. Тейлор заложил основы письменного инструктажа, разработал инструкционную карту. Идеи Тейлора по модернизации системы организации труда, обучения и переобучения рабочих получили название «тейлоризма» и в дальнейшем были развиты его соотечественниками.

В условиях массового производства и кооперационного разделения труда на конвейере тейлоризм способствовал росту производительности труда, но одновременно вел к усилению его напряженности, повышению утомляемости человека, увеличению профессиональных заболеваний.

Большой вклад в реформирование организации и методики профессионального обучения внес один из основателей автомобилестроения – Генри Форд (1863-1947), который внедрил массовое конвейерное производство, разработал операционно-поточную систему обучения рабочих на основе пооперационного разделения труда. Это повысило интенсификацию труда рабочих и одновременно привело к деквалификации значительной части рабочих и сокращению сроков обучения. Так, 43% рабочих обучались в течение одного дня, 36% – в течение недели, 6% – в течение двух недель. И только 15% рабочих обучались от месяца до года.

В конце XIX в. на Западе зародилась практическая педагогика профессионального обучения. Начали создаваться учебные мастерские на предприятиях с приданием им педагогических функций. Это положило начало более продуктивной по сравнению с ученичеством системы производственно-профес-сионального обучения.

После второй мировой войны, прервавшей исследования в области профессионального образования, под эгидой ЮНЕСКО в Европе начали восстанавливаться международные и национальные центры профессионального и производственного обучения, стали проводиться конференции, совещания и семинары по проблемам профессионального образования.

Началось реформирование национальных систем профессионального образования, усилилось международное сотрудничество по вопросам подготовки кадров.

Словарь основных понятий

Призвание – свойство личности, формирующееся на основе интереса к определенной деятельности, стремления выполнять ее и проявления способностей к ней. Деятельность по призванию, помимо внешнего результата, дает чувство удовлетворения результатом и самим процессом деятельности.

Профессиональная готовность – субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнить.

Профессиональная подготовка – система организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование у личности профессиональной направленности знаний, умений, навыков и профессиональной готовности.

Профессиональная адаптация – приспособление работающих к условиям профессиональной среды и деятельности.

Профессиональная пригодность – психодиагностическая и психопрогностическая оценка личности и организма человека по взаимодействию его профессиональных способностей и условий профессиональной деятельности.

Технология производства – строго определенная система производственных операций с использованием совокупности средств и приспособлений.

Средства производства – совокупность средств труда и предметов труда, которые используются людьми в процессе производства товаров и услуг.

Научная организация труда – осуществление на каждом рабочем месте комплекса научно обоснованных мероприятий, позволяющих повышать эффективность производства, сохранять здоровье человека, превращать труд в жизненную потребность. Она предусматривает целесообразное расчленение трудового процесса на операции, улучшение условий труда, оборудование и оснащение рабочих мест, укрепление дисциплины труда и др.

§ 2. Становление и развитие отечественного
профессионального образования

Мнемосхема

 
 

 


Становление отечественного профессионального образования

На Руси «учение рукомеслу» также восходит к «седой древности». Зародившись в старину, ремесленное ученичество оставалось основной формой профессиональной подготовки молодежи вплоть до XVIII в.

Сподвижники Петра I В.Н. Татаринцев (1686-1750) и В.И. Геннин (1676-1750) создали систему государственных горнозаводских школ и разработали первые «регламенты» – документы по организации и методике обучения искусствам и ремеслам и воспитанию будущих рабочих. Видный деятель екатерининской эпохи И.И. Бецкой (1704-1795) предложил систему сословных учреждений. В написанном им совместно с профессором Московского университета А.А. Барсовым (1730-1791) «Генеральном плане Московского воспитательного дома» изложена программа подготовки для государства искусных мастеровых, обладающих высокой нравственностью и практической выучкой.

Представитель либерально-буржуазной педагогики Н.И. Пирогов (1810-1881) обосновал идею общественного воспитания, на котором должно основываться профессиональное образование, лишенное узкого «специализма».

Великий русский педагог К.Д. Ушинский (1824-1870) в статьях «Ученики ремесленные в Петербурге», «Воскресные школы», «Необходимость ремесленных школ в столицах» дал критику существовавшей системы ремесленного ученичества и обосновал следующие функции ремесленного образования нового типа:

- экономические – приведение ремесла в соответствие с требования науки и техники;

- социальные – подготовка отечественных специалистов;

- нравственные – ликвидация ученичества как формы эксплуатации труда детей;

- педагогические – обоснование системы профессиональных школ, установление связи обучения с трудом, создание методики профессионального обучения, отвечающей требованиям психологии и педагогики.

Общественно-педагогическое движение в России 60-80 гг. XIX в. было направлено на демократизацию и расширение образования народных масс и включало в себя революционно-демократическое (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов), буржуазно-демократическое (К.Д. Ушинский), либерально-буржуазное (Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов) и реакционное (Министерство народного просвещения) направления. Царское правительство вынуждено было осуществлять ряд мер по реформированию начального, среднего и высшего образования в России.

В 60-е гг. XIX в. в России началось становление теории и методики профессионального образования как самостоятельной отрасли научного знания. Это было обусловлено развитием производства и капиталистических отношений, реформами школьного образования, расширением сети профессиональных учебных заведений, началом общественно-педагогического движения в России. Во многом этому способствовала деятельность научных и технических обществ:

- Русского технического общества;

- Вольного экономического общества;

- Московского общества распространения технических знаний.

Общества создавали профессиональные учебные заведения, разрабатывали проекты реформирования системы общего и профессионального образования в России, изучали зарубежный опыт подготовки рабочих и других специалистов, проводили съезды деятелей профессионально-технического образования, издавали научную, учебную и методическую литературу.

Большую роль в становлении теории и методики профессионального образования сыграл журнал «Техническое образование» (1892-1917). В 1862 году была создана Постоянная комиссия по техническому образованию Русского технического общества, руководителями которой были видные деятели профессионального образования России Е.Н. Андреев (1868-1889) и А.Г. Неболсин (1889-1917).

Определенной вехой в становлении профессиональной педагогики стал разработанный ученым-механиком и Министром финансов И.А. Вышегорским (1831-1895) проект «Общего нормального плана промышленного образования в России» (1884), заложивший основы государственной системы профессионального образования.

Русские ученые и инженеры-педагоги (Д.И. Менделеев, В.К. Делл-Вос, В.И. Гриневецкий, И.А. Стебут, А.И. Гурнов, Д.К. Советкин, С.А. Владимир-ский, М.В. Лысковский и др.) сформировали следующие требования к профессиональному образованию:

- соответствие потребностям развивающейся экономики;

- конкурентоспособность подготавливаемых кадров;

- развитие профессионального образования на базе общего образования;

- разнотипный и разноуровневый характер профшколы в зависимости от исходного общего образования;

- сочетание общего и специального компонентов в содержании профес-сионального образования;

- практическая направленность обучения и четкая социализация;

- постепенная замена ученичества ремесленными школами;

- соединение обучения с производственным трудом.

Развитие теории и практики отечественного профессионального
образования в конце XIX – первой половине XX в.

В 60-х гг. XIX в. в России начала развиваться дидактика профессионального обучения. Ведущую роль в этом процессе сыграло Московское техническое училище, возникшее на базе Воспитательного дома и имевшее давние традиции в деле обучения ремесленников. В учебных мастерских этого училища под руководством учебного мастера Д.К. Советкина (1838-1912) была разработана первая в мировой практике дидактически обоснованная система производственного обучения слесарному, токарному, столярному и кузнечному ремеслу.

В условиях массового вовлечения детей и подростков в производство актуализировались социальные вопросы защиты и охраны детского труда и реорганизации ученичества. Особенно активно они ставились в промышленных документах политических партий.

В канун революционных событий в России стала очевидна необходимость реформирования образования, приведения его в соответствие с социально-экономическими требованиями жизни. Были предприняты попытки демократизации образования, которые не получили поддержки со стороны царского правительства.

Система образования в дореволюционной России представлена на схеме:

 


Система народного образования в дореволюционной России

 


Из схемы видно, что образование в дореволюционной России носило классовый и сословный характер, не было преемственности между начальной и средней школой, женское образование было ограниченным.

В 20-е – 30-е годы XX в. шел процесс интенсивного становления отечественной профессиональной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания. Особенность этого периода состояла в том, что на первый план выступали идеологические, социально-политические факторы развития профессионального образования. Резкая, далеко не всегда оправданная критика дореволюционной системы подготовки кадров сочеталась с поиском новых путей образования рабочего класса как оплота революции.

Наиболее сложной была проблема обоснования социально-экономи-ческих и теоретико-методических путей развития советских систем народного образования. Особенно острой была дискуссия по проблеме о том, какой быть советской школе: монотехнической или политехнической. «Монотехнисты» считали, что обучение должно вестись вокруг конкретной профессии, что в условиях индустриализации основой системы образования в РСФСР должны стать профессионально-технические школы, направленные на подготовку узкого ремесленника.

«Политехнисты» (А.В. Луначарский, Н.К. Крупская и др.) отстаивали идею политехнического образования, знакомящего обучающихся с научными основами современного производства и вооружающего их общими трудовыми умениями и навыками. Эту идею поддерживал В.И. Ленин. 16 октября 1918 года были опубликованы «Основные принципы единой трудовой школы» и «Положение об единой трудовой школе», в которых провозглашались принципы связи обучения с производительным трудом.

В программе РКП(б) (1919 г.) было записано требование бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола до 17 лет. Предусматривалось широкое развитие профессионального образования для лиц от 17-летнего возраста в связи с общими и политехническими знаниями.

Взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования может быть представлена следующим образом:

Взаимосвязь общего, политехнического
и профессионального образования

 
 

 


Видным теоретиком профессиональной педагогики и организатором профшколы была Н.К. Крупская, которая сформулировала следующие положения теории профессионального образования:

- профессиональное обучение как составная часть общей системы образования;

- единство экономических, социальных и образовательно-воспита-тельных функций профессионального образования, его ориентация на потребности «завтрашнего дня»;

- связь профобучения с производительным трудом;

- соединение специальной и общетехнической подготовки кадров и политехническая направленность профессионального образования;

- единство и преемственность общего и профессионального образования и др.

 
 

 


Значительный вклад в развитие теории и практики профессионального образования внес экономист и пролетарский поэт А.К. Гастев (1882-1941), который очертил контуры «индустриальной педагогики» нового типа. Будучи директором Центрального института труда (ЦИТ), он со своими сотрудниками на основе экспериментов создал теорию «Трудовых установок» и разработал концепцию краткосрочной подготовки рабочих на установочных курсах и цехах ЦИТа, которую широко внедрил в производство, противопоставив их долгосрочным формам подготовки рабочих в школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).

В становлении профессиональной педагогики важнейшую роль сыграли научно-исследовательские учреждения – Центральный институт труда, НИИ подготовки промышленных кадров, отдел профессиональной педагогики НИИ научной педагогики МГУ-2, а также кабинеты, лаборатории и отделы многих вузов. В этот период издавались журналы, на страницах которых освещались проблемы профессионального образования: «Жизнь рабочей школы», «Рабочее образование», «За промышленные кадры» и др.

Педагоги 1920-х гг. считали, что специфика профессиональной педагогики состоит в том, что она опирается не только на общую педагогику, но и на принципы техники и технологии.

К концу 1920-х в РСФСР сложилась следующая система профессионального образования:

- профшколы, школы ФЗУ, учебно-производственные мастерские на базе школы I ступени (начальной школы);

- индустриальные, сельскохозяйственные, педагогические и другие техникумы на базе семилетней школы;

- вузы на базе девяти- и десятилетней школы.

С середины 1930-х гг. началось свертывание теоретических исследований в области профессиональной педагогики, так как формирующаяся индустрия страны требовала резкого притока рабочей силы и побудила сделать акцент на краткосрочных формах подготовки рабочих непосредственно на производстве.

В связи с критикой «педологических извращений» были прекращены исследования в сфере психологии труда и психотехники, закрыты научные центры подготовки кадров и журналы по профессиональному образованию.

Однако под давлением социально-экономических потребностей в 1940 г. была создана система государственных трудовых ресурсов путем мобилизации молодежи, подготовки и централизованного распределения кадров. Профессиональной педагогике отводилась узкометодическая роль улучшения производственного обучения в ремесленных училищах и школах ФЗО. Была разработана операционно-комплексная система производственного обучения. Начал издаваться журнал «Производственное обучение».

Новый этап в развитии профессионального образования начинается с конца 1950-х гг. с принятием Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», благодаря которому профтехучилища вновь стали составной частью общей системы образования. В общеобразовательных школах стала осуществляться начальная профессиональная подготовка по массовым профессиям. В средине 1960-х гг. эта подготовка была отменена. Встала задача перехода ко всеобщему среднему образованию, всвязи с чем начали создаваться средние ПТУ, система профтехобразования стала одним из основных каналов осуществления этой задачи. Необходимо было возрождение и развитие теории профессионально-технического образования. Возникли крупные научные центры – ВНИИ профтехобразования в Ленинграде, Центральный учебно-методический кабинет в Москве, НИИ профтехпедагогики в Казани, НИИ развития профтехобразования в Москве и другие. Для подготовки педагогических кадров для системы профтехобразования в Свердловске был открыт инженерно-педагогический институт, в областных городах были созданы индустриально-педагогические техникумы.

В становлении и развитии профтехобразования значительную роль сыграли такие ученые, как П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, А.Н. Веселов, М.И. Мах-мутов, М.Н. Скаткин и др. Однако профессиональная педагогика, подчиняясь идеологическим канонам, часто отдавала дань абстрактному теоретизированию по оторванным от жизни проблемам.

В 1984 году была начата реформа общеобразовательной и профессиональной школы, согласно которой ставилась задача перехода ко всеобщему профессиональному образованию на основе слияния старших классов общеобразовательной школы с ПТУ и средними профессиональными заведениями. Но эта задача была нереальной и она не была решена.

Жизнь показала необходимость структурных изменений, создания и научного обоснования деятельности инновационных типов профессионального обучения: высших профессиональных училищ, колледжей, лицеев, образовательных комплексов и др., получивших широкое развитие в РФ после принятия Закона «Об образовании» (1992).

В конце 1990-х гг. под редакцией академика С.Я. Батышева были изданы учебник «Профессиональная педагогика», а также «Энциклопедия профессионального образования» в 3-х томах.

Словарь основных понятий

Производственное обучение – обучение в условиях производства, составной компонент профессионального образования.

Педология (от греч. pais – дитя, logos – учение) – течение в педагогике и психологии конца XIX – середина XX вв. (С. Холл, П.П. Блонский и др.), пытавшееся обобщенно использовать психологические, анатомо-физиологические, биологические подходы в изучении, обучении и воспитании детей. Преувеличивала роль наследственного фактора в развитии личности, хотя и накопила ценный эмпирический материал. В 1936 году вышло постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», согласно которому эта наука была признана ошибочной и запрещена, что задержало естественный процесс развития психологии и психодиагностики в нашей стране.

Абстрагирование – одна из умственных операций; процесс мышления, в результате которого человек, отвлекаясь от несущественного, образует понятия, восходя от конкретного к абстрактному.

Ремесло – древний, узкий вид трудовой деятельности (наряду с земледелием и скотоводством), основанный на примитивных, как правило, ручных способах обработки различных материалов. Ремесленным способом изготавливались орудия труда, оружие, предметы быта и украшения.

Общественно-педагогическое движение в России 60-89-х гг. XIX в., было направлено на демократизацию и расширение образования народных масс. Включало в себя революционно-демократическое (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов), буржуазно-демократическое (К.Д. Ушинский), либерально-буржуазное (Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов). Под напором этого движения царское правительство вынуждено было осуществлять ряд мер по реформированию начального, среднего и высшего образования в России.

§ 3. Современное состояние профессионального
образования за рубежом

Мнемосхема

1. Модели профессионального образования 2. Системы профессионального образования
- Рационалистическая - Гуманистическая - США - Англия - Германия - Франция

Модели профессионального образования

Рационалистическое направление в теории обучения является дальнейшим развитием технологической педагогики, опиравшейся на идеи бихевиоризма.

Теория бихевиоризма отвергает роль сознания в качестве регулятора человеческой деятельности, все психические процессы сводятся к внешним реакциям организма. Согласно этой теории, профессиональная деятельность определяется тем, каковы приобретенные человеком познавательные (когнитивные), эмоциональные и психологические навыки. Роль знаний здесь не учитывается.

Рационалистическая модель обучения предполагает осуществление профессиональной подготовки на репродуктивной основе в результате «технологического научения». При таком подходе не могут быть реализованы дидактические цели формирования самостоятельного мышления, творческой деятельности и коммуникативных способностей, составляющих сущность профессионального развития личности.

Гуманистическая модель образования имеет своей целью развитие личности как субъекта профессиональной деятельности. Идеи гуманизации образования повлияли на понимание недостаточности термина «квалификация» для обеспечения качества профессиональной подготовки и профессиональной деятельности человека.

В связи с этим введен более широкий термин «профессиональная компетентность», который включает помимо профессиональных знаний и умений, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, логическое мышление, предприимчивость и др.

Гуманистическая концепция профессионального образования в последние годы преодолевает эгоцентрическую направленность. В процессе профессионального обучения больше стало уделяться внимание развитию коммуникативных навыков, способности к кооперативной деятельности. «Я-концепция» заменяется на концепцию «Я и Мы».

Системы профессионального образования

В каждой стране создаются свои национальные системы профессионального образования. Мы охарактеризуем системы, сложившиеся в наиболее развитых странах.

США

В США ответственность за состояние дел в области образования вообще и профессионального образования в частности лежит на правительствах отдельных штатов. При управлениях образования каждого штата функционирует Бюро директора по вопросам профессионального образования. Штаты разрабатывают годовые и пятилетние планы развития профессионального образования. В каждом штате функционируют советы профессионального обучения.

На федеральном уровне имеется Бюро профессионального образования и образования взрослых с подчиняющимся ему национальным научно-исследовательским центром профессионального обучения. Работает Национальный консультативный совет по профессиональному образованию. Аналогичные консультативные комитеты созданы в каждом штате.

На базе 12-летней средней школы после 10 класса имеется три типа программ (профилей): общего, академического и профессионального направления. Профессиональный профиль дает подготовку по определенной профессии или группе профессий как начальный этап профессиональной карьеры.

«Послесреднее» образование – собственно система профессионального образования США – представлено на схеме:

Система профессионального образования США

 
 

 


Одна из исторически сложившихся форм подготовки рабочих кадров в США – обучение рабочих на производстве. Оно осуществляется, как правило, тремя различными способами: в виде ученичества, инструктирования на рабочем месте, обучения на рабочем месте под руководством опытного рабочего или техника. В системе ученичества США рабочие готовятся более чем по 300 профессиям и специальностям, которые объединяются в 90 групп.

В целом качество профессиональной подготовки молодежи в США удовлетворяет заказчиков, и ее система обладает способностью гибко реагировать на изменения ситуации на рынке труда.

Англия

Система профессионального образования Англии включает несколько ступеней: низшую, среднюю, высшую. Причем низшее профобразование организуется, главным образом, промышленными и коммерческими фирмами. Профессионально-техническое образование основывается, прежде всего, на системе ученичества непосредственно на предприятиях.

Под ученичеством понимается начальная профессиональная подготовка на предприятиях, которая длится 4-5 лет.

Движение в структуре профессиональной подготовки кадров среднего звена (так называемое дальнейшее обучение) реализуется в различных центрах, которые можно подразделить на следующие основные типы:

- государственные колледжи, политехнические высшие учебные заведения с действующими при них дневными курсами;

- районные колледжи, обучающие техников и рабочих;

- местные колледжи, которые организуют курсы для работников, проходящих обучение в системе ученичества. Эти курсы позволяют сдать экзамены на квалифицированного рабочего.

Профессиональному образованию в Англии предшествует средняя школа определенного типа: грамматическая, техническая, современная, общественная.

Высшее образование дается в университетах с 3-летним сроком обучения.

В последние годы в Англии создана новая структура консервативного образования и профессионального обучения, разработана общенациональная программа подготовки профессионалов. С этой целью разработана и внедрена новая профессиональная квалификация NVQ, состоящая из пяти взаимосвязанных уровней. Основная особенность новых стандартов профессиональной подготовки – гибкость. Реализация NVQ уже подтвердила свою эффективность.

Германия

Массовая подготовка кадров в Германии осуществляется в системе ученичества на предприятиях. В систему ученичества включается 65% выпускников народной школы и 12% – реальной. Эта система предусматривает профессиональное обучение на производстве вместе с обязательными занятиями в сопровождающей государственной профессиональной школе по 10 часов в неделю. Такая система профобразования в Германии называется «дуальной».

Государство контролирует обучение в профессиональной школе, а торгово-промышленная и ремесленная палаты – обучение на производстве. Права и обязанности предпринимателя и обучающегося регламентируется законом о профессиональном образовании.

Отбор учеников производят сами предприниматели в учебных центрах. При этом используются тесты, изучение аттестата, беседы с психологом. Обучение осуществляется на основе Договора о производственном ученичестве. Содержание и процесс обучения конкретной профессии регулируют инструкции, которые разрабатываются федеральным институтом профессионального образования и утверждаются соответствующим отраслевым министерством.

Учебным процессом на предприятии руководят мастера-наставники, которые должны быть старше 24 лет, обладать жизненным и профессиональным опытом, сдать соответствующий экзамен.

Дуальная система проявила способность к структурной перестройке. Профессиональная подготовка осуществляется по трем ступеням:

1 ступень – год начальной профессиональной подготовки (теоретические сведения об основах того или иного профессионального направления);

2 ступень – ознакомление с теоретическими и пр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...