Документ как информационный носитель.
Обязательным условием эффективного управления, обеспечивающего устойчивую конкурентоспособную деятельность предприятия, является его информационная обеспеченность. Выделяется два вида информации: - техническая, технологическая - методы изготовления продукции, программное обеспечение, основные производственные показатели, результаты испытаний и т.п.; - деловая - прогнозы, стратегия действий, результаты исследований, база данных и прочие.[15,с.16-20] Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Всякое управленческое решение всегда базируется на информации по рассматриваемому вопросу или управляемому объекту. От объективности, достоверности, оперативности и полноты информации зависят своевременность и правильность принятого решения. Носителем информации (т.е. результатом отражения фактов, событий, предметов, явлений объективной действительности и мыслительной деятельности человека) выступает документ. Документирование — это процесс создания и оформления документа. Государственный стандарт определяет документирование как «запись информации на различных носителях по установленным правилам».
Документы - это основные информационные ресурсы предприятия, работа с которыми требует правильной организации. Документы обеспечивают информационную поддержку принятия управленческих решений на всех уровнях и сопровождают ведение всех бизнес-процессов. Документ возник прежде всего чтобы зафиксировать информацию и придать ей юридическую силу. Латинское documentum - доказательство, свидетельство. Что же такое документ? Документы применяются в разных областях деятельности, отраслях знаний, сферах жизни и являются объектом исследования многих научных дисциплин. Поэтому содержание понятия «документ» многозначно и зависит от того, в какой отрасли и для каких целей он используется. Так, для юристов документ является прежде всего способом доказательства или свидетельства чего-либо, для историка - историческим источником, кибернетика-документалиста - носителем информации, а специалисты в области управления считают его средством фиксации и передачи управленческих решений.
Понятие “Документ” широко используется во всех сферах общественной деятельности и понимается по-разному в различных научных дисциплинах и поэтому необходимо всякий раз уточнять, какое именно значение в него вкладывается, для решения теоретических или практических задач. [27,с.25]. Ю.Н Столяров предложил своё определение документа: “Документ – объект, позволяющий извлечь из него требуемую информацию” [36,с.17] По определению специалистов - документоведов документ представляет собой результат отображения фактов, событий, предметов, явлений объективной действительности и мыслительной деятельности человека. Он создается посредством письма, графики, рисунка, фотографии, звуко- и видеозаписи. Документ изготавливается на специальном материале (бумаге, фотопленке и т.п.). Конец XX – XXI вв. – время информационного «бума», идет становление процессов информатизации общества и создание глобальных компьютерных сетей. Изменение ценностных ориентаций общества, перестройка системы книгоиздания повлекло за собой рост видового, а также содержательного разнообразия документов, появление новых объектов комплектования за счет материалов, отражающих реалии сегодняшней жизни (например, нетрадиционные носители информации, издания деструктивного содержания и т. д.). Все документы можно разделить на группы (виды) по разным признакам: способу их изготовления, материальной конструкции, периодичности и т. п. Все они подробно даны в ГОСТе 7.60-2003, где даются также новые видовые составы документов, такие как комбинированное издание, дайджест, электронное издание и т.д. [6] Основные виды электронных изданий, отражены в ГОСТе 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды.[10] Документы многообразны по содержанию, знаковой системе записи и воспроизведения информации, материальной основе и конструкции, т.е. они классифицированы и это закреплено в ГОСТ-стандарте. Документ классифицируется по: - способу изготовления - материальной конструкции - носителю информации - периодичности - каналу восприятия - вид документа по целевому назначению. Существует целый ряд вариантов классификации документов.
По происхождению - служебные, личные По срочности - срочные, несрочные По гласности - секретные, совершенно секретные, для служебного пользования, несекретные. По форме - типовые, индивидуальные По срокам хранения - временного хранения, долговременного, постоянного По характеру информационных связей - входящие, исходящие и внутренние По типу носителей - бумажные, электронные Особенно следует выделить класс управленческих документов, к которым относятся: - организационные документы (устав предприятия, штатное расписание, должностные инструкции сотрудников); - распорядительные (распоряжения, приказы, решения); - информационно-справочные (письма, факсы, докладные записки, телефонограммы); - документы по личному составу (трудовые книжки, контракты с сотрудниками, личные дела сотрудников). В настоящее время в управленческой практике используют главным образом документы, созданные каким-либо способом письма — рукописным, машинописным, типографским, компьютерным, а также с использованием графики, рисунка, фотографии, звуко- и видеозаписи и на специальном материале (бумаге, кино- и фотопленке, магнитной ленте, диске и др.). Преобладающим способом документирования является машинописная или компьютерная печать. Однако ряд документов, таких, например, как заявления, объяснительные записки, создается обычно рукописным способом. Документ, зафиксировав (отобразив) информацию, тем самым обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени. Как носитель информации документ выступает в качестве непременного элемента внутренней организации любого учреждения, предприятия, фирмы, обеспечивая взаимодействие их частей. Информация является основанием для принятия управленческих решений, служит доказательством их исполнения и источником для обобщений, а также материалом для справочно-поисковой работы. В управленческой деятельности документ выступает и как предмет труда, и как результат труда, так как принятое решение записывается, закрепляется в документе. [27,с.28]
Чтобы документ имел юридическую силу, процесс его создания регламентируется и осуществляется по установленным правилам. Это подчёркнуто и в определении термина документ в законе "Об информации, информатизации и защите информации": "документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими её идентифицировать". [2] Термины «документ» и «документированная информация» в законе рассматриваются как синонимы. Документированная информация определяется как зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Под реквизитом документа понимается «обязательный элемент оформления официального документа» [35,с.18-23] Некоторые исследователи, подчеркивая значение реквизитов документов, указывают, что под документированной информацией понимается такая организационная форма, которая определяется как единая совокупность: а) содержания информации; б) реквизитов, позволяющих установить источник, полноту информации, степень ее достоверности, принадлежность и другие параметры; в) материального носителя информации, на котором ее содержание и реквизиты закреплены. В данном случае, однако, следует иметь в виду, что вся зафиксированная на материальном носителе информация относится к тем или иным реквизитам и содержание информации складывается из отдельных реквизитов, таких, как "дата", "номер", "подпись", "печать" и др. Основную содержательную нагрузку несет реквизит "текст документа". В делопроизводстве существуют единые требования и правила оформления управленческих документов, которые установлены государственными нормативными актами [8] Выполнение единых правил оформления документов обеспечивает: -юридическую силу документов; -оперативное и качественнее составление и исполнение документов; -организацию быстрого поиска документов; -более активное использование ПЭВМ при составлении документов. Любой документ состоит из ряда составляющих его элементов (даты, текста, подписи и т.д.), которые называются реквизитами. Правила их составления и оформления, а также место расположения на документах фирмы должны соответствовать ГОСТу 6.30 - 2003. Каждый вид документа (акт, приказ, письмо) имеет определенный набор реквизитов. [9] Для более полной характеристики понятия «документ» следует раскрыть и понятие «реквизит».
К наиболее важным реквизитам документов, используемым в современной практике, относятся [Приложение 1] Особенно важным является правильное оформление таких реквизитов, как дата, подпись, печать, гриф утверждения, которые придают документу юридическую силу. Каждый документ можно разделить на три основные части: - заголовочную часть (в нее входят реквизиты, расположенные до текста); -основную часть (текст и приложения); -оформляющую часть (документы, расположенные ниже текста и приложения). Э мблема предприятия - условное (символическое) графическое изображение, зарегистрированное в установленном порядке. В качестве эмблемы организации может быть использован товарный знак, рисунок, аббревиатура, комбинированное буквенно-графическое изображение и т.п. [29,с.35] Юридическая сила документа — это свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления.[11,С.78] Из этого определения следует, что орган управления или должностные лица, выпускающие документ, обязаны: Все формы управленческой деятельности выражаются посредством соответствующих документов: планирование - посредством подготовки различных планов, учет - в виде составления и обработки статистической, бухгалтерской и оперативно-технической документации; руководство -изданием распорядительных документов; организация - организационных документов; инструктирование - в виде инструкций, методических указаний; контроль - путем сбора сведений в письменном виде и т.д. Таким образом, документация, будучи тесно связана со всеми формами управленческой деятельности, используется аппаратом управления в качестве способа и средства реализации возложенных на него функций. Кроме того, документирование во многих случаях является обязательным, предписывается законом и актами государственного управления. Но создав документ, с ним надо ещё много работать: учесть, зарегистрировать с тем, чтобы о нём можно было навести справку, передать исполнителю, проконтролировать его исполнение, сохранить и т.д.
Глава II. Теоретические основы построения документооборота на предприятии
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|