Возрастная психология. 1). Сущность и значение поэтапного анализа детства для развития представлений о предмете возрастной психологии и методологии этой дисциплины.
Стр 1 из 13Следующая ⇒ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 1). Сущность и значение поэтапного анализа детства для развития представлений о предмете возрастной психологии и методологии этой дисциплины. Возрастная психология - это область психологии, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных возрастных этапах. Делится на подразделы: детская, подростковая психология, психология юности, взрослости, старости (геронтопсихология). Предметом возрастной психологии является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, включая разносторонние содержательные психологические особенности детей разного возраста. СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Другой представитель этого направления - Эрих Фромм причины формирования личности видит в социально-экономических условиях, но при этом придаёт большое значение сфере бессознательного, то есть внутренним глубинным слоям психики. Значительное влияние на развитие ВП имел бихевиоризм. Самым видным его представителем был Беррес Скиннер (1904). В книге " За пределами свободы и достоинства" (1971) Скиннер утверждал, что характер поведения человека зависит от тех средств (поощрения или наказания), которые исходят от среды, поэтому воспитание ребёнка сводится к формированию стереотипов, которые приводят к нужным реакциям. В настоящее время в зарубежной психологии развивается ещё одно направление, получившее наименование " гуманистической психологии". Видным представителем этого направления был Абрахам Маслоу (1808-1876). Движущими силами развития личности Маслоу считал стремление к творчеству, актуализацию человеком своих возможностей. Особенное место в развитии детской психологии занимает теория швейцарского психолога Жана Пиаже (1896-1980). Ребёнок, по его мнению, это естественное существо, которое воспринимает окружающий мир как нечто чуждое для себя. Пиаже рассматривает психическое развитие ребёнка как следствие спонтанного усложнения взаимоотношений отдельного индивида с окружающей средой. . ^ 1. 3. СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ В настоящее время наибольшая часть работ о психическом развитии в дошкольном возрасте посвящена изучению восприятия и мышления (Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяков и др. ), общения дошкольников (М. И. Лисина). Видное место среди работ, посвящённых возрастным психологическим особенностям школьников, занимают исследования Б. Г. Ананьева, В. В. Давыдова, А. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, которые в течение ряда лет осуществляли экспериментальное обучение в школах. Задача этих учёных состояла в том, чтобы определить более богатые возможности развития как мышления младших школьников, так и всей учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Д. Б. Эльконин считает, что обучение детей должно быть ориентировано не на те особенности умственного развития ребёнка, которые уже сложились, а на те, которые только лишь складываются. Умственное развитие ребёнка в условиях специально организованного обучения явилось предметом исследования П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Н. Ф. Талызиной и их сотрудников. Изучаются вопросы обучения в его неразрывной связи с развитием учащихся в работах Н. А. Менчинской, Г. С. Костюка, А. А. Люблинской и др. Важное место среди проблем развития психики занимают вопросы формирования личности ребёнка и особенности взаимоотношений, получившие раскрытие в работах Л. И. Божович и А. В. Петровского. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ПРОВЕДЕНИЮ 1. Наблюдение Одним из наиболее распространённых в современной психологической науке является метод наблюдения. Наблюдением называют целенаправленное, организованное и определен- ным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение ведется в естественных условиях: трудовой, или игровой деятельности ребёнка. Сохранение естественности психических проявлений - первое требование к наблюдению как к методу научного исследования. Второе требование заключается в том, что наблюдение всегда должно быть целенаправленным, т. к. должны быть четко определены цели и задачи, которые следует решить в процессе исследования. Третьим требованием к методу наблюдения является фиксация его результатов. Фиксация результатов наблюдения предполагает овладение средствами и приемами регистрации фактов. Сравнивая наблюдение с другими методами, следует отметить, что его существенное преимущество - сохранение естественности психических проявлений человека. Основная функция наблюдения состоит в избирательном приеме сведений об изучаемом процессе в условиях, главным образом, обратной и в определенных случаях-прямой связи исследователя с предметом наблюдения - ребёнком.
2. Эксперимент При проведении эксперимента следует руководствоваться следующими требованиями: 1. Проведение предварительного целенаправленного наблюдения над изучаемыми явлениями с целью определения исходных данных и гипотезы (или серии взаимосвязанных гипотез). 2. Создание таких условий, в которых возможно экспериментирование, подбор объектов для экспериментального воздействия, по возможности их уравнения. 3. Тщательная разработка процедуры экспериментальной работы. 4. Систематические наблюдения за ходом развития изучаемого явления (объекта) и точные описания фактов. Наши описания достигают разной степени точности, а нужна в ряде случаев такая точность описания, когда зависимости между экспериментальным воздействием и получаемым результатом можно выразить математическим путем. 5. Проведение систематической регистрации (там, где возможно, измерений и оценок) фактов различными средствами и способами с применением соответствующих устройств, схем, анкет, тестов, психологических характеристик, математического аппарата. 6. Создание повторяющихся ситуаций, изменение характера условий и перекрестные воздействия, создание усложненных ситуаций с целью подтверждения (или опровержения) ранее полученных данных. 7. Переход от эмпирического изучения к логическим обобщениям, к анализу и теоретической обработке полученного фактического материала, факты всегда есть следствие причин, и эти причины устанавливаются на основе фактов. 3. Опрос 1. Способность исследователя вступать в личный контакт с испытуемым. Этот контакт должен быть установлен ещё до начала беседы. Напр., педагог, пользующийся уважением детей, проведёт исследовательскую беседу с гораздо большим успехом, чем исследователь малознакомый или даже впервые беседующий с ними. 2. Наличие тщательно продуманного плана беседы, который должен представлять не формальный перечень конкретных вопросов, с которыми предполагается обратиться к участникам беседы, а скорее, план задач, проблем, которые составят материал беседы. Активный опрос в виде собеседования предполагает постановку вопросов не только со стороны исследователя, но и со стороны опрашиваемых. Иногда вопросы опрашиваемых дают исследователю гораздо больше информации по изучаемой проблеме, чем их прямой ответ на поставленный вопрос. Наконец, конкретные вопросы, сохраняя общую направленность и основное содержание беседы, могут принимать различную форму в зависимости от состава участвующих в беседе лиц, условий, при которых она проводится и т. д.
^ 3. Умение исследователя ставить не прямые вопросы, а косвенные для получения интересующих его сведений. Напр., при изучении интересов и жизненных планов детей едва ли можно получить удовлетворительный материал, задавая прямые вопросы типа " Чем вы интересуетесь? К чему стремитесь в жизни? ". Значительно больших результатов можно добиться косвенным путём, побеседовав, напр., о том, как ребёнок предпочитает проводить свободное время, кого он считает выдающейся личностью. ^ 4. Способность исследователя уточнять интересующие его факты во время живой беседы, вносить в них ясность, не прибегая к протоколированию или стенографированию. Последние иногда неоправдано усложняют опрос и будучи всего лишь формальными записями, с трудом поддаются анализу. Протокол беседы составляется непосредственно после беседы, по живым впечатлениям. ^ 5. Выяснение достоверности полученных данных путём последующих наблюдений, с помощью дополнительных сведений, полученных от других лиц и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|