4). Психологическое понятие возраста и проблема периодизации психического развития.
4). Психологическое понятие возраста и проблема периодизации психического развития. Вопрос о возрасте, как и вопрос о периодизации ПР является очень сложным в психологии. Возраст – это закмкнутый цикл развития, имеющий свои структуру и динамику. Структура возраста включает в себя: 1 Социальную ситуацию развития. 2 Ведущий тип деятельности. 3 Основные психологические новообразования возраста. 4 Возрастные кризисы. Социальная ситуация развития (ССР) – исходный момент для всех динамических изменений, которые происходят в данном возрастном периоде. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действит-ти как из основного источника развития. Это главный компонент по выготскому, который характеризует исключительное единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью. Ведущий тип деятельности – подчеркивает связь субъекта с окружающей действительностью. Признаки: 1 Это такая деятельность, в форме которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности. 2 Внутри этой деят-ти закладываются основы деятельности, которая будет ведущей на следующем этапе. 3 Это такая деят-ть, в которой формируются и перестраиваются частные психические процессы.
Психологические новообразования возраста. Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. По мнению Л. С. Выготского, оно выступает «основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты». Вокруг основного новообразования формируются и располагаются все остальные частные новообразования. Возрастные кризисы – переломные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого. Возрастные кризисы: 1 Кризис новорожденности (отделяет эмбриональн. период развития от младенческого возраста). 2 Кризис одного года (отделяет младенческий возраст от раннего детства). 3 Кризис 3-х лет (переход к дошкольному возрасту). 4 Кризис 7 лет (роль мостика между дошкольным и школьным возрастом) 5 Кризис 13 лет (переход к подростковому возрасту) 6 Кризис взрослости 7 Кризис старости Если кризис протекает вяло, это приводит к глубокой задержке эмоционаьно-волевой стороны личн-ти реб-ка в последующем возрасте.
3. Ведущая деятельность – это деятельность, в которой происходит формирование новообразований возраста. Понять закономерности возрастного развития, специфику отдельных возрастных этапов позволяет разделение жизненного пути на периоды. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития. Л. С. Выготский различал три группы периодизаций', по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития. Еще один пример — периодизация Р. Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3—6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении.
Далее следует стадия начального школьного образования (6—12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12—16 лет), когда он получает общее образование; и позже — стадия высшего или университетского образования. Так как развитие и воспитание взаимосвязаны и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии. Сексуальное развитие, следовательно, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается З. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, — поглаживание, сосание, освобождение кишечника и т. д. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон — тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие. В третьей группе периодизаций периоды возрастного развития выделяются на основе нескольких существенных особенностей этого развития. Примером могут служить периодизации Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина, которые будут рассмотрены ниже. Д. Б. Эльконин развил представления Л. С. Выготского о возрастном развитии. Он рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир -мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребенок — вещь» и «ребенок — взрослый». Но вещь, обладая определенными физическими свойствами, заключает в себе и общественно выработанные способы действий с нею. Это по сути -общественный предмет, действовать с которым ребенок должен научиться. Взрослый тоже не только человек, имеющий конкретные индивидуальные качества, но и представитель какой-то профессии, носитель других видов общественной деятельности с их специфическими задачами и мотивами, нормами отношений, т. е. общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется его личность.
В деятельности первого типа главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребенка, т. е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них. Так как ребенок поочередно осваивает системы отношений «человек — человек» и «человек — вещь», происходит закономерное чередование и сфер, наиболее интенсивно развивающихся: в младенчестве развитие мотивационной сферы опережает развитие сферы интеллектуальной, в следующем, раннем возрасте мотивационная сфера отстает и более быстрыми темпами развивается интеллект и т. д. (рис. 1. 11).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|