Периодизация психического развития ребенка
Периодизация психического развития ребенка
(по Д. Б. Эльконину):
развитие мотивационно-потребностной сферы;
развитие иутеллектуально-познавательной сферы;
переходы от эпохи к эпохе;
переходы от периода к периоду
Д. Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».
Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация Д. Б. Эльконина — наиболее распространенная в отечественной психологии. Она легла в основу и той характеристики возрастных периодов, которая будет дана во втором разделе этой книги.
5). Психическое развитие в младенческом возрасте. Методы изучения особенностей психического развития в младенческий период.
Характеристика периода младенчества.
Младенческий возраст – от 2 мес. до 1 года.
Социальная ситуация развития.
МЫ – ребенок рассматривает себя слитно с матерью.
Лисина выделяет 2 вида общения:
1. Ситуативно-личностное (от 0 до 6 мес).
2. Ситуативно-деловое общение – развивается хватание; ребенок начинает общаться со взрослыми по поводу предмета; ребенок начинает воздействовать на маму.
Фрейд считал, что с периода младенчества начинается угнетение потребностей.
Пиаже считает, что ребенок полностью оторван от действительности, а включается в мир для удовлетворения потребностей.
Валлон показал несостоятельность этих взглядов: «Ребенок изначально включается во взаимодействие со взрослыми».
Выготский???????
·Гуление – начинается с 2–3 мес. до 5–6 мес. – произнесение всех гласных и согласных г, н, х.
·Лепет – с 5–6 мес. до года – произнесение отдельных звуков, слогов.
·К году ребенок произносит 4–15 слов (ребенок может, подражая, сохранить ритм).
·С 6–7 мес. ребенок начинает подражать звуковому составу.
Подражание звукам – эколалия.
Этот период – доречевой период развития речи.
Значение:
1. Развивается артикуляционный аппарат. Учится управлять им.
2. Ребенок должен научиться слышать себя.
3. Ребенок приучается контролировать дыхание. Начинает формироваться речевое дыхание.
Пассивный словарный запас.
В младенческом возрасте ребенок обращает внимание на интонацию.
С 4–5 мес. надо начинать создавать условия для развития понимания речи.
К 1 году – начинает устанавливаться связь между названием предмета и самим предметом.
К году ребенок знает название простейших предметов его окружения, но интонация играет большую роль.
Развитие действий и движений.
Ребенок овладевает своим телом.
·1 мес. – поднимает подбородок.
·2 мес. – начинает поднимать грудь, лежа на животе.
·3 мес. – держит голову в вертикальном положении.
·С 3-х мес. – пытается держать игрушку.
·5 мес. – самостоятельно поворачивается, хватает предметы. Ребенка начинают присаживать.
·6 мес. – начало ползания. С 6 мес. ребенка начинают садить.
·8 мес. – ребенок стоит с посторонней помощью. Садиться сам.
·10 мес. – первые шаги с помощью.
·11 мес. – ходит с помощью, с опорой, освобождаются руки. (или без помощи????? )Все психические процессы формируются как внешние, а потом переходят во внутренний план.
С развитием возникает ориентировка в пространстве.
Выготский: «Предмет учит руку, рука учит глаз».
В 8 мес. ребенок начинает жить в мире постоянных предметов.
Кризис 1-го года.
Начинается в 9 мес.
Этот кризис характеризуется первыми актами протеста.
Выражается – гипобулические неуправляемые реакции.
Божович говорит, что появляются первые предличностные образования – это аффект – но заряженные (мотивирующие) представления.
Важнейшие достижения:
1. Складываются 2 формы общения со взрослыми.
2. Появляются первые социальные реакции, направленные на взрослого человека.
3. Формируется потребность в общении.
4. Первое предличностное новообразование: с 3-х мес. – собственная активность ребенка (Авдеева, Мещерякова).
5. Представление о предмете, как постоянно существующем.
6. Формируется собственный опыт ребенка на основе развития памяти.
7. Предпосылки усвоения речи.
8. Появляются зачатки наглядно-действенного мышления.
Все действия и движения в этом возрасте можно разделить на:
– прогрессивные – нормально развивающие.
– тупиковые – замыкают ребенка на себе самом (сосание пальца, раскачивание на четвереньках, рассматривание ладошки).
К прогрессивным движениям относятся – манипулирование, хватание.
·В 7–8 мес. – ребенок начинает уверенно доставать игрушку, начинается противопоставление большого пальца.
·С 3–4 мес. – начинаются манипуляции ребенка с предметом.
·До 6 мес. – важно завладеть предметом; после 6 мес. – важен результат.
Ориентировка в окружающем.
Ориентировка носит нерасчлененный характер.
Начинают выделяться элементы мышления, восприятия.
·Развивается работа всех анализаторов и формируются межанализаторные связи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: