Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6). Раннее детство – сензитивный период для речевого развития.




6). Раннее детство – сензитивный период для речевого развития.

Наиболее активно ребенок осваивает коммуникативную функцию в возрасте от 0 до 6 лет. В этот временной отрезок малыш проходит несколько стадий развития речи. Первая продолжается от рождения до 4, 5 месяцев, когда человеческая речь становится средством адаптации к окружающему миру. Ребенок реагирует на голос матери, считывает информацию по губам, уделяя особое внимание мимике. Чуть позже дети начинают подражать звучанию голоса и издают звуки разной тональности.
Вторая стадия формирования речи наступает около года. В этот период формируется сознательная речь, однако понять, для чего она нужна, ребенок пока не в состоянии. Поэтому годовалому малышу очень трудно соотносить названия с явлениями и предметами.
Третья стадия наступает около 1, 5 лет. Ребенок пытается выразить свои эмоции, чувства, желания при помощи слов, но сталкивается с проблемой нехватки словарного запаса. В результате мы слышим непонятные слова, фразы, придуманные словоформы, которые часто воспринимаем за несуществующий «детский» язык. А теперь главное — никогда не следует сюсюкать с ребенком, особенно на стадии формирования речи. Именно отсюда проистекают все проблемы логопедического характера. Взрослые должны общаться с ребенком на нормальном, внятном языке, точно выговаривая каждый произнесенный звук. С 1, 5 лет можно начинать учить ребенка иностранному языку, однако процесс обучения не должен носить поучительно-назидательный характер. Все должно быть естественно, приближенно к условиям билингвизма.
Четвертая стадия активного становления речи наступает в 2, 5 года и продолжается до 3 лет. Малыш начинает говорить сам с собой, реализуя эгоцентрическую речь. Как только у ребенка формируется мысль, он тут же высказывает ее вслух. Это отличный способ проверки мыслительных процессов малыша. Отсутствие эгоцентричного периода речи — явный признак скрытности и замкнутости ребенка. Он настолько скован и закрыт, что не в состоянии расслабиться даже в ходе самостоятельной игры. Если искусственно не создать условия для прохождения данной стадии, застенчивость станет привычным его состоянием.
Пятая стадия — 3, 5-4 года. Формируется целенаправленная речь, ребенок пытается осознанно попросить о чем-нибудь, задать актуальный вопрос, выделить предмет из ряда прочих. Словарный запас детей в этом возрасте значительно увеличивается, поэтому им становится легче выражать свои мысли. Мало того, возникает интерес к графическому изображению звуковых символов, то есть буквам. Именно в этот период взрослые должны создавать условия для результативного изучения алфавита. Материал может быть представлен в виде таблицы, схемы, рисунка, активно воздействуя на зрительное и сенсорное восприятие ребенка.
Шестая стадия — возрасте от 4 до 4, 5 лет — отличается спонтанным и чаще всего неосознанным написанием слов. Дети отлично воспроизводят информацию, опираясь на зрительную память. М. Монтессори доказала, что сенсорное восприятие не уступает визуальному. Поэтому даже не совсем здоровый ребенок (инвалид по зрению) в состоянии запоминать и воспроизводить различные знаки.
Седьмой период показателен для настойчивых педагогов и требовательных родителей. Лишь в 5 лет у ребенка возникает осознанное желание научиться читать. Пытаться сделать это раньше бесполезно. А вот, упустив момент сензитивного периода обучения чтению, взрослый сталкивается с трудностями при дальнейшем обучении ребенка. Только к 5 годам формируется логика речевого развития, теперь ребенок в состоянии не только сложить буквы в слова, но и понять их смысл. Чтение становится познавательным процессом.
Важно, что каждый возрастной период имеет предрасположенность к какому-либо виду речевой активности. На определенных этапах взросления ребенок адаптируется, осваивает речевые нормы, учится мыслить логически. Только все это происходит без постороннего вмешательства, без назиданий и требований. Комплексы коммуникативного характера формируются именно из-за активного вмешательства взрослого в сензитивный процесс или по обратной причине — безразличия родителей и педагогов. Задача «больших людей» — предугадать наступление следующего сензитивного периода и подготовить все необходимое для его комфортного прохождения.

 

7) Основные психологические новообразования и личностное развитие в дошкольном детстве.

Каждый из возрастных периодов детства имеет свои особенности и границы, которые сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за развитием ребенка, анализируя его психологию и поведение. Дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной деятельности.

Весь процесс детского развития в целом можно разделить на три этапа: дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет), младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет, с первого по четвертый-пятый классы школы), средний и старший школьный возраст (от 10-11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы). Каждый из них состоит из двух периодов, открывающихся межличностным общением в качестве ведущего вида активности, направленного преимущественно на развитие личности ребенка и завершающегося предметной деятельностью, связанной с интеллектуальным развитием, с формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционально-технических возможностей ребенка.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психических и личностных качеств на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

В дошкольном периоде развитие психофизиологических функций происходит одновременно по разным направлениям; их социализация носит множественный и разнокачественный характер. По соотношению двух основных параметров -- произвольности и вербальности -- в развитии указанных функций могут быть выделены соответствующие типы, которые определяются разным характером и различной степенью выраженности процесса социализации. Индивидные естественные формы психики в этот период, подвергаясь социализации, сохраняют свою относительную самостоятельность и характеризуются своеобразием развития не только в дошкольном возрасте, но и в последующие годы жизни человека. Характерной чертой интересующего нас периода является интенсивное развитие тех психических функций, которые складывались в раннем детстве (сенсорики, перцепции, образной памяти, внимания, практического мышления, моторики) и которые в то же время являются базовыми для построения новообразований в познавательной сфере и в формировании произвольного поведения.

В дошкольном возрасте происходят значительные сдвиги в формировании личности ребенка. Изменяется его образ жизни, содержание и формы общения с другими людьми, резко возрастают возможности физического и психического развития, порождая новые потребности, интересы, а следовательно, и новые побуждения к все более разнообразным видам деятельности.

В этом возрасте, прежде всего, заметно изменяется режим жизни детей, даже тех, которые были в яслях. Уже в младшей группе короче становится время дневного сна, больше времени отводится играм и занятиям. Детей в группе больше, требования к самостоятельности ребенка выше.

Жизнь детей регламентируется многими правилами, которые дети знают и которым обязаны подчиняться. Изменяется и содержание жизни детей: с ними регулярно проводят короткие разнообразные занятия, более сложными становятся поручения. Дети имеют большие возможности для совместных игр, общения друг с другом.

Особенно большие изменения происходят в содержании, направлении и формах активности детей дошкольного возраста. Успехи дошкольников в познании окружающего мира поистине велики, хотя логическое мышление у них ещё не сформировалось. Этому в определённой мере мешает их эгоцентризм, когда ребенок считает, что он - центр вселенной и все вращается вокруг него, как планеты вокруг солнца. Препятствует этому и недостаточно развитое умение сосредоточиваться только на какой-то одной (или нескольких, но не всех) стороне события, явления или предмета. Кроме того, в 3-5 лет дети ещё не способны проследить все стадии изменений, происходящих с объектом, в их последовательности, хотя, как правило, верно фиксируют его начальное и конечное состояния.

Эгоцентризм. Как и дети в возрасте от года до 3 лет, дошкольники эгоцентричны: они ещё не понимают, что у других людей могут быть свои представления о чем-либо, отличные от их представлений, что вообще возможно существование разных точек зрения на один и тот же предмет. Как правило, в этом возрасте дети и не умеют взглянуть на объект с позиций другого человека.

Эгоцентризм накладывает отпечаток и на способ мышления, и на характер общения детей с другими людьми. Иногда дети начинают рассказывать о каком-нибудь событии не с начала, а с середины, словно предполагая, что окружающие думают в данный момент о том же, о чем и ребенок.

Центрация. Этот термин Пиаже ввел для обозначения тенденции сосредоточивать внимание на какой-то одной стороне события, явления, предмета. Если раньше дети могли воспринимать лишь целостный объект, то теперь в центре внимания может оказаться его часть.

Такое пока ещё ограниченное восприятие значительно сужает кругозор ребенка, и он формулирует свое мнение, основываясь не на том, какими вещи являются в действительности, а на том, какими они представляются ему. Для него три кусочка крекера выглядят чем-то большим (а он полагает, что и в реальности это именно так), нежели целый крекер; ему кажется, что две половинки бутерброда больше, чем целый бутерброд, а в высоком, но узком стакане сока больше, чем в низкой, но широкой чашке.

Неумение сосредоточиться на изменениях объекта. Дошкольники не способны уследить за тем, как меняется объект и как он переходит в другое состояние. Они прекрасно фиксируют в памяти лишь устойчивые ситуации, состояния - исходные и конечные, но от них ускользает сам процесс преобразования. В качестве иллюстрации этой специфики восприятия Пиаже использовал аналогию с кино: каждый кадр ребенок разглядывает как самостоятельный, не связанный с другими, в то время как взрослый воспринимает фильм как длящуюся во времени череду событий, связанных каким-то общим смыслом.

Необратимость мышления. Это понятие также принадлежит Пиаже и означает неспособность детей мысленно возвращаться к исходному пункту своих размышлений.

Уровень умственного развития ребенка определяется наличием или отсутствием у него любой из упомянутых характеристик. Постепенно эти факторы ослабевают. Ослабление эгоцентризма, например, позволяет лучше сосредотачиваться на простейших преобразованиях. А это, в свою очередь, создает основу для формирования у ребенка способности мысленно возвращаться к исходному пункту рассуждений.

Основные новообразования личности дошкольника
Дошкольный возраст - самый длительный и сложный с точки зрения психического развития этап раннего онтогенеза. Сложен он и как объект психологического исследования. Как показывает анализ научной литературы, многообразие событий, происходящих в психической жизни детей этого возраста, обладает разной степенью привлекательности для ученых, в связи, с чем дошкольный возраст исследован крайне неравномерно. Наименее изученным он остается со стороны процессов, интегрирующихся по его завершении в личностном новообразовании кризиса семи лет.
Одну из главных причин этого можно увидеть в том, что существующее в науке многообразие теоретических концепций кризисных фаз детского развития опирается на явно недостаточную экспериментальную базу.
Не отрицая наличия " переходных периодов", " скачков", " переломов в развитии" как особых моментов в психике ребенка, ученые стараются избегать самого термина " кризис" для их обозначения. Последний понимается как тяжело, неверно протекающий перелом в развитии 4. Подобный сдвиг в терминологии, замена термина " кризис" на " перелом", " скачок" приводит к тому, что в отдельных работах критический период оказывается утраченным, поглощенным стабильным периодом, а в других, там, где он преимущественно связывается с негативной симптоматикой в детском поведении, он фиксируется в нетипичных для него возрастах, например в 5, 5 лет.
Наметившиеся расхождения в позициях исследователей обусловлены слабой теоретической проработкой проблемы кризисов и не разработанностью критериев, по которым можно судить, является ли то или иное проявление психической активности формой существования личностного новообразования или мы имеем
дело с новообразованием стабильного возраста, возникающим в процессе развития отдельных сторон психики и личности ребенка. Ориентация на " плохое" поведение детей как основной критерий наступления кризисной фазы не является надежным показателем.
Проблема кризисных этапов и центральных новообразований личности, складывающихся в эти периоды, остается в значительной мере открытой.
Личность понимается как " особое сверхчувственное качество", формирующееся при жизни ребенка, как система отношений, общественных по своей природе и обращенных к предметному миру, к другим людям и к себе 6. Линия отношения к себе является определяющей в системе отношений субъекта к миру, задающей смысловые ориентиры жизнедеятельности человека.
Общение со взрослым является ведущим фактором развития ребенка в первые шесть - семь лет его жизни и, в том числе, становления его самосознания и личности. В ходе общения у ребенка складываются образ другого человека и образ самого себя, которые выступают как сложное аффективно-когнитивное образование, отражающее онтогенез самопознания и самооценки ребенка. В образе себя отражается весь опыт индивидуальной деятельности ребенка и его коммуникативный опыт, которые в совокупности определяют содержание психического облика ребенка и целостной системы его отношений к миру, т. е. его личности.
С учетом вышесказанного можно связать содержание развития в критические периоды с кардинальной целостной перестройкой личности ребенка, обнаруживающей себя в специфических возрастных новообразованиях. Их отличие от новообразований стабильных возрастов состоит в интеграции отношений, конституирующих личность, в усложнении их структуры и приобретении ими все более опосредствованного характера.

Преобразованные отношения задают направление развития всех сфер психической активности ребенка и, прежде всего, процессов его самопознания.
Своеобразие этих процессов на этапе кризиса состоит в том, что они
разворачиваются не во внутреннем плане, как акт самоанализа (интроспекции), а имеют развернутый вовне характер оценки своего достижения и сопоставления
своей оценки с оценкой окружающих, а тем самым себя с другими. Присвоенные точки зрения окружающих на себя как источник успеха или неуспеха в деятельности ложатся в основу отношения ребенка к себе, к своей личности, становятся критериями его конкретной самооценки. Самооценка ребенка, его образ себя выступают той сферой, в которой важно проследить возрастные изменения, объективирующиеся в личностном новообразовании кризиса развития.
В кризисном периоде, когда складывается личностное новообразование, происходит перестройка и взаимопроникновение периферических и ядерных структур образа себя: значимые знания и представления получают выраженную аффективную окраску и включаются в ядро образа; в свою очередь какие-то аспекты отношения к себе, содержащиеся в ядре, становятся незначимыми, теряют аффективную окраску и перемещаются на периферию образа себя. Наиболее значимой для формирования общей самооценки ребенка на определенном возрастном этапе выступает соответствующая ему ведущая деятельность.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Однако, накопление индивидуального опыта в дошкольном возрасте осуществляется не только в игре, но и во многих других, сугубо детских деятельностях: рисовании, конструировании, посильном труде, действиях по самообслуживанию, общении со сверстниками. Переживание успеха и неуспеха в этих видах деятельности, несомненно, вносит свой вклад в отношении ребенка к себе, а значит и в его личностное развитие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...