Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

25. Молодёжная культура как явление субкультуры.




25. Молодёжная культура как явление субкультуры.

Молодежь - социально-демографическая группа общества в возрасте от 16 до 30 лет, (подростковый, юношеский и первый период среднего возраста), выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Молодёжная культура - это культура, которая содержит черты, окружающие молодежь как социальную категорию и включающие:

1. Своеобразные моду и вкусы, особенно в музыке и одежде;

2. Отношения, сосредоточенные скорее на дружбе и группах сверстников, чем на семье;

3. Относительную первостепенность досуга, а не работы;

4. Вызов ценностям взрослых и индивидуальные эксперименты с образом жизни;

5. Качество бесклассовости в стиле досуга и поведении.

Субкультура - основные характеристики социальных ценностей, норм и предпочтений подростков, находящие отражение в социальной позиции и в других формах самореализации индивида.

Генерация (от лат. generatio — рождение, размножение) - поколение, группа организмов в популяции, одинаково отдалённых в родственном отношении от общих предков.

Массовая культура – это культура, продукты которой стандартизируют и распространяют среди широкой публики.

Все неформальные объединения молодёжи условно можно подразделить на объединения молодёжной субкультуры и молодёжные группы социально-политических инициатив.

Специфика молодости

•   Динамизм

•   Смена социальных ролей

•   Изменение ценностных ориентаций, психики

•   Происходит ускоренное физическое развитие

•   Физические изменения соприкасаются с социальной и нравственной сферой

•   Определение самореализации молодежи, ее отношение к культуре общества

•   Динамизм

•   Смена социальных ролей

•   Изменение ценностных ориентаций, психики

•   Происходит ускоренное физическое развитие

•   Физические изменения соприкасаются с социальной и нравственной сферой

•   Определение самореализации молодежи, ее отношение к культуре общества

•   Молодёжь эмоциональнее, динамичнее и непосредственнее в выражении своих чувств

•   Молодёжь независимее:

ü   у большинства ещё нет семьи

ü   нет профессии

ü   нет того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий зрелый человек.

 

Характеристика молодежной культуры

•   Стремление к глубокому личностному восприятию художественной информации, (идентификация себя с героями фильмов или своими кумирами)

•   Наличие своей массовой культуры и своих кумиров

•   Эмоционально-чувственное отношение молодёжи к культуре в целом и к художественной в частности

•   Контекст культурной жизни, культурная атмосфера становятся для молодёжи возможностью для эмоциональной самореализации и предметом чувственного обожания

•   Поиски эмоционально-нравственного, с одной стороны, и развлекательного содержания, с другой, в культурной сфере сопровождаются у молодежи явлением группового стереотипа и группового поведения в границах своего поколения

•    Отчуждение от старшего поколения, его культурных ценностей, идеалов

Ценностные ориентации молодёжи

В ряду наиболее значимых ценностей находятся:

• дело по душе, интересная работа;

• высокий заработок, материальное благополучие;

• хорошие, верные друзья;

• хорошие отношения в семье;

• удовлетворенность в интимной жизни, любви.

Наименее значимыми оказались для студентов слава, связи, знакомства, власть, возможность командовать людьми, спокойная жизнь.

Культурные потребности молодёжи

Наряду с обеднением культурных потребностей прослеживается тенденция к прагматизму. В потребностях молодежи превалирует ориентация на творческие виды деятельности (художественное, техническое творчество), а также сегодня на первый план выходят познавательные потребности (образование, чтение и т. п. ) и потребление различного рода культуры (театр, кино, музей, телевидение).

Влияние массовой культуры на молодёжь

•   Массовая культура помогает молодым людям в их стремлении отгородиться и защититься от сложных жизненных проблем. В период общественных катаклизмов важнейшими становятся компенсаторная и развлекательная функции искусства. Именно эти функции выполняет массовое искусство.

•   Культ моды, вещизма и потребления овладевает сознанием и приобретает универсальный характер. Классическая культура начинает терять ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной.

Молодежная субкультура

• В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура – это подкультура или культура в культуре.

• В более узком смысле субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

• Принято считать, что первые молодежные субкультуры современного типа возникли в середине XX в. в Великобритании. Причиной их возникновения, как странно это ни покажется на первый взгляд, явился рост благосостояния нации.

Молодежная субкультура, по мнению немецкого ученого Л. Хаузера, это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением». Другими словами, молодежная субкультура - это явление временное, это особая форма жизненного поиска.

Фролов С. С. предложил следующую типологию субкультур :

1. Романтико-эскапистские субкультуры – ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).

2. Анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).

3. Развлекательно-гедонистические – ориентированны на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы).

4. Криминальная субкультура – ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы).

В отечественной социологии принято выделять три основные субгруппы молодежи:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...