25. Молодёжная культура как явление субкультуры.
25. Молодёжная культура как явление субкультуры. Молодежь - социально-демографическая группа общества в возрасте от 16 до 30 лет, (подростковый, юношеский и первый период среднего возраста), выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Молодёжная культура - это культура, которая содержит черты, окружающие молодежь как социальную категорию и включающие: 1. Своеобразные моду и вкусы, особенно в музыке и одежде; 2. Отношения, сосредоточенные скорее на дружбе и группах сверстников, чем на семье; 3. Относительную первостепенность досуга, а не работы; 4. Вызов ценностям взрослых и индивидуальные эксперименты с образом жизни; 5. Качество бесклассовости в стиле досуга и поведении. Субкультура - основные характеристики социальных ценностей, норм и предпочтений подростков, находящие отражение в социальной позиции и в других формах самореализации индивида. Генерация (от лат. generatio — рождение, размножение) - поколение, группа организмов в популяции, одинаково отдалённых в родственном отношении от общих предков. Массовая культура – это культура, продукты которой стандартизируют и распространяют среди широкой публики. Все неформальные объединения молодёжи условно можно подразделить на объединения молодёжной субкультуры и молодёжные группы социально-политических инициатив. Специфика молодости • Динамизм • Смена социальных ролей • Изменение ценностных ориентаций, психики
• Происходит ускоренное физическое развитие • Физические изменения соприкасаются с социальной и нравственной сферой • Определение самореализации молодежи, ее отношение к культуре общества • Динамизм • Смена социальных ролей • Изменение ценностных ориентаций, психики • Происходит ускоренное физическое развитие • Физические изменения соприкасаются с социальной и нравственной сферой • Определение самореализации молодежи, ее отношение к культуре общества • Молодёжь эмоциональнее, динамичнее и непосредственнее в выражении своих чувств • Молодёжь независимее: ü у большинства ещё нет семьи ü нет профессии ü нет того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий зрелый человек.
Характеристика молодежной культуры • Стремление к глубокому личностному восприятию художественной информации, (идентификация себя с героями фильмов или своими кумирами) • Наличие своей массовой культуры и своих кумиров • Эмоционально-чувственное отношение молодёжи к культуре в целом и к художественной в частности • Контекст культурной жизни, культурная атмосфера становятся для молодёжи возможностью для эмоциональной самореализации и предметом чувственного обожания • Поиски эмоционально-нравственного, с одной стороны, и развлекательного содержания, с другой, в культурной сфере сопровождаются у молодежи явлением группового стереотипа и группового поведения в границах своего поколения • Отчуждение от старшего поколения, его культурных ценностей, идеалов Ценностные ориентации молодёжи В ряду наиболее значимых ценностей находятся: • дело по душе, интересная работа; • высокий заработок, материальное благополучие; • хорошие, верные друзья; • хорошие отношения в семье;
• удовлетворенность в интимной жизни, любви. Наименее значимыми оказались для студентов слава, связи, знакомства, власть, возможность командовать людьми, спокойная жизнь. Культурные потребности молодёжи Наряду с обеднением культурных потребностей прослеживается тенденция к прагматизму. В потребностях молодежи превалирует ориентация на творческие виды деятельности (художественное, техническое творчество), а также сегодня на первый план выходят познавательные потребности (образование, чтение и т. п. ) и потребление различного рода культуры (театр, кино, музей, телевидение). Влияние массовой культуры на молодёжь • Массовая культура помогает молодым людям в их стремлении отгородиться и защититься от сложных жизненных проблем. В период общественных катаклизмов важнейшими становятся компенсаторная и развлекательная функции искусства. Именно эти функции выполняет массовое искусство. • Культ моды, вещизма и потребления овладевает сознанием и приобретает универсальный характер. Классическая культура начинает терять ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной. • Молодежная субкультура • В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура – это подкультура или культура в культуре. • В более узком смысле субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней. • Принято считать, что первые молодежные субкультуры современного типа возникли в середине XX в. в Великобритании. Причиной их возникновения, как странно это ни покажется на первый взгляд, явился рост благосостояния нации. • Молодежная субкультура, по мнению немецкого ученого Л. Хаузера, это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением». Другими словами, молодежная субкультура - это явление временное, это особая форма жизненного поиска. Фролов С. С. предложил следующую типологию субкультур : 1. Романтико-эскапистские субкультуры – ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).
2. Анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки). 3. Развлекательно-гедонистические – ориентированны на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы). 4. Криминальная субкультура – ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы). В отечественной социологии принято выделять три основные субгруппы молодежи:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|