Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

20. Специфика СКД в детском лагере отдыха. 21. Взаимодействие школы, семьи и учреждений культуры в организации СКД с детьми и подростками.




Функции

Функции детского праздника взаимосвязаны между собой.

1. Информационно-просветительная / Образовательно-развивающая

           Детский праздник является культурно-образовательным явлением и способствует расширению кругозора, развитию личности (интеллектуальному, эстетическому, нравственному и др. ) 

2. Воспитательная

Главным средством воспитания выступает духовная культура во всех ее проявлениях. Ребенок обогащается духовно, усваивает нормы поведения. Участие в праздничном действии в существенной степени формирует инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность ребят.

3. Коммуникативная

           Участвуя в празднике, ребенок контактирует со сверстниками и взрослыми, получает навыки общения в коллективе. Праздник создает уникальную систему взаимодействия детей и взрослых.

4. Досуговая

           Праздник является одной из самых популярных и интересных форм проведения досуга.

5. Культурно-творческая

Функция носит преобразующий, созидательный характер. Развитию творческих способностей ребенка способствуют разнообразные виды деятельности, которые присутствуют на празднике (песни, танцы, рисование и др. )

6. Реабилитационная

Социально-психологическая адаптация детей.

7. Гедонистическая

           Праздник дарит детям положительные эмоции.

             

 

Детский утренник – комплексная форма клубной деятельности.

           Комплекс тематически объединенных и композиционно выстроенных идейно-художественных средств, имеющих целью всестороннее развитие личности.

Специфика утренника

· временная ориентация (проводится днем и непродолжителен по времени, так как внимание детей неустойчиво и они быстро утомляются)

· преобладание эмоционального элемента, включение эмоциональных образных средств искусства (у детей больше развито правое полушарие мозга, и они мыслят образно)

· использование игровых элементов (подвижность детей)

· социальная значимость утренника – выполнение воспитательных функций (формирование личности, развитие эмоциональной природы детей, общественная активность, культура общения и поведения в коллективе).

Воспитательный эффект усиливается, если дети сами участвуют в подготовке и проведении детского утренника.

Эффективность детского утренника зависит от соблюдения педагогических требований:

· содержание утренника должно иметь четкую тематическую направленность и определенную целевую установку

· содержание утренника должно соответствовать возрастным особенностям детей

· формы, средства и методы, используемые на детском утреннике, должны быть разнообразными и доступными для детей данного возраста

· в детском утреннике органически должны сочетаться рациональные и эмоциональные элементы с преобладанием последних

· воспитательный эффект зависит от четкой организации утренника, дисциплины и порядка

 

Список использованных источников:

1. Бочарова, Н. И. Организация досуга детей в семье: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. – М. : Академия, 2001. – 208 с.

2. Ерошенков, И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб. пособие для студентов вузов / И. Н. Ерошенков. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 221 с.

3. Ефимова, Т. В. Детский праздник. Игры, сценарии, идеи на каждый день / Т. В. Ефимова. – СПб. : Питер, 2010. – 192 с.

4. Лебедева, О. А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей / О. А. Лебедева // Реабилитация. Образование. Развитие. – СПб, 2008. – С. 16.

5. Новаторов, В. Е. Культурно-досуговая деятельность: словарь-справочник / В. Е. Новаторов. – Омск, 1992. – 183с.

6. Панченкова, О. Е. Специфика подготовки и проведения праздника для детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http: //festival. 1september. ru/articles/570820/

7. Степанова, И. В. Определение праздника. Проблемы терминологии / И. В. Степанова // Мир науки, культуры, образования. – 2008. – № 1 (8). – С. 46-47.

 

16. Организация совместного отдыха детей и родителей: цели и задачи, содержание, формы. 17. Пропаганда фольклора в учреждениях культуры для детей и подростков. 18. Патриотическое воспитание в детских учреждениях культуры. 19. Возрастные кризисы человека и их влияние на досуговые интересы и предпочтения.

Кризисы возрастные [греч. krisis — решение, поворотный пункт] — особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.
ДОСУГ - свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела. На досуге, на досугах. в свободное от дела время.
Возрастные рамки «среднего возраста» – 21-22 до 35(40)
Возрастные кризисы это некие временные периоды в развитии человека, при которых наблюдаются резкие психические изменения. Они длятся не долго, от нескольких месяцев до года и являются нормальным явлением в личностном развитии человека.
Длительность этих кризисов и их проявления зависят от индивидуальных особенностей и тех условий, в которых находится человек в тот или иной период времени. Под условиями понимается как семья, так и социальное окружение.
Мнения психологов по поводу возрастных кризисов расходятся. Одни считают, что кризис - это результат неправильного воспитания, что развитие должно проходить плавно и гармонично. Другие считают, что кризис - это нормальный процесс перехода на более сложный возрастной этап. Некоторые психологи считают, что человек, не переживший кризис, не будет развиваться дальше.
- кризис новорожденного
- кризис одного года
- кризис трех лет
- кризис семи лет
- кризис подрасткового периода
- кризис среднего возраста
- «узелковый период» кризис старости
Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия, происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная, она включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная, которая предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого - общение людей.
Кризис трех лет является одним из наиболее сложных жизненных периодов ребенка. Ребенок выделяет свое «Я», отдаляется от взрослых и пытается построить с ними другие «более взрослые» отношения. Известный отечественный психолог Л. С. Выгодский выделяет несколько характеристик кризиса трехлетнего возраста.
1. Негативизм.
2. Проявление упрямства.
3. Очень четко прослеживаются линия проявления самостоятельности.
Кризис семи лет может проявиться в промежутке приблизительно от 6 до 8 лет. Это еще один непростой период в жизни ребенка и его родителей. Явление это тесно связано с резким изменением условий жизни ребенка, его социального статуса - ребенок идет в школу. Еще одни обязанности, ответственность, новые правила, новые роли, новые люди, новые отношения.
Кризис новорожденного. Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Рождение - это всегда резкий переход к новому. Психоаналитики называют рождение травмой и считают, что вся последующая жизнь человека носит печать пережитой им при рождении травмы.
Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери и попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. При переходе к внеутробному существованию коренным образом меняется не только условия жизни, но само физиологические существование. Рождаясь, младенец попадает в мир контрастов и противоречий, и самое первое из них - первый вздох.
Кризис подросткового периода. Возрастные границы этого периода 10-11 и 15-16 годами.

Основные признаки:


- перестройка организма ребенка – половое созревание;

- Появляется чувство взрослости, родительский авторитет обесценивается;

- личностная нестабильность;

- отчаянные попытки «пройти через все»


Выделяют 3 основных направления:

1) Подростки свое свободное время предпочитают

20. Специфика СКД в детском лагере отдыха. 21. Взаимодействие школы, семьи и учреждений культуры в организации СКД с детьми и подростками.

Для оптимизации процесса взаимодействия семьи, школы и учреждений социально-культурной сферы в формировании культуры досуга подрастающего поколения необходимо полноценно включить семью в воспитательно-образовательную систему. Дело это не простое, ведь сейчас почти утрачены идеи народной педагогики, заботы о воспитании, рожденные народной мудростью, а знания родителями основ теории современного воспитания невелики и бессистемны.
Активное участие учреждений социально-культурной сферы и школы в организации семейного досуга, как показывает практика, позволяет смотреть на досуговую деятельность как важный фактор преодоления социальной пассивности некоторой части семей, нейтрализации внутрисистемных конфликтов, восстановления дефицита взаимного доверия, создание благоприятных возможностей для реализации множества альтернативных, в том числе домашних, видов досуга.
Основными задачами совместной деятельности семьи, школы и учреждений культуры по организации досуга подрастающего поколения всегда являлись:
• формирование гармонически развитой личности;
• нравственное, эстетическое и физическое совершенствование подростков;
• удовлетворение духовных запросов подростков и развитие их творческих способностей.
В настоящее время существует большое количество внешкольных учреждений (студий, клубов юных техников, станций юных туристов и многое др. ), которые ориентируются только на детей, а центры культуры и досуга проводят мероприятия в основном для молодежи и взрослых. Театры ставят спектакли или для детей, или для взрослых. Это вряд ли является социально и педагогически оправданным в современных условиях. Усилия учреждений культуры и школы должны быть направлены, прежде всего, на семью как коллектив, на организацию совместной социально-ориентированной досуговой деятельности родителей и детей - в этом одно из необходимых условий оптимизации такой работы.
Формы работы учреждений социально-культурной сферы и школы с семьей могут быть самые разнообразные. Так, например, в подростковых клубах стали традиционными семейные праздники, семейные вечера, индивидуальные формы обогащаются новым содержанием, опираются на интересы семьи.
Пример: Основная цель программы «Взрослые и дети»(г. Тамбов) - акцентировать внимание детей и родителей на целесообразность совместного времяпровождения.

Ведущими направлениями данной программы являются:


• нравственное и духовное возрождение семьи;

• социально-психологическая реабилитация семьи;

• личностная реабилитация подростков;

• обновление подхода к организации совместного досуга взрослых и детей;

• формирование здорового образа жизни.


В настоящее время все чаще создаются и становятся популярными конференции отцов, мужские клубы, встречи, консультации, беседы медиков, психологов, педагогов, совместный труд в мастерских, походы, экскурсии и т. д.
Ценность культурно-досуговых форм по работе с семьей заключается в том, что в них активно включаются такие механизмы общения, как: дети и дети, семья - дети, семья - семья, дети -подростки - взрослые. Эти контакты придают процессу общения особую привлекательность и задушевность. Возможность общаться взрослым вместе с детьми создает благоприятный психо-логический микроклимат в семье и укрепляет ее устои.
Эффективность использования социального потенциала семьи в большой степени зависит ог уровня педагогической культуры родителей. Повышению его способствуют усилия школы, социальных служб, клубных учреждений, библиотек и других центров. Сегодня педагогически оправданной остается идея объединения усилий всех социально-культурных институтов в педагогическом просвещении родителей. Необходимо создавать службы психологической помощи не только подросткам, но и семьям. К их работе могут быть привлечены учителя школ, социальные педагоги, воспитатели дошкольных учреждений, пси-хологи, медики, юристы, работники внешкольных учреждений, преподаватели и студенты вузов.
В организации досуга необходимо использовать те формы работы, которые наиболее популярны у населения и в которых

В организации досуга необходимо использовать те формы работы, которые наиболее популярны у населения и в которых есть потребность. Задача состоит в том, чтобы направить эти формы общения в социально ценное русло, способствующее воспитанию культуры. Нужно подумать, как это сделать в каждом клубе конкретно, с учетом традиций, нравов, привычек, ха-рактерных для данной местности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...