Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Социальные. 2. Асоциальные. 3. Антисоциальные. Характеристика субкультуры. Выводы. Список использованной литературы. 26. Сущность и особенности неформального молодёжного движения в молодёжной культуре.




1. Социальные

2. Асоциальные

3. Антисоциальные.

 

Характеристика субкультуры

•    Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом. Она всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения.

•    Субкультура - это не обязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент инаковости, непохожести, необщности в развитии ценностных предпочтений.

•   Выраженное эстетическое начало в молодежной субкультуре воплощается в его игровой природе. В молодежной субкультуре нередко происходит слияние границ между игрой и деятельностью.

Черты молодёжных субкультур

•   Отчуждение от старшего поколения, его культурных ценностей, идеалов.

•   Досуг - основная сфера жизнедеятельности, где реализуются коммуникативная, эстетическая, эмоциональная, познавательная, развлекательная функции

•   «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов.

•   Слабая индивидуализированность и избирательность культуры

•   Внеинституциональная культурная самореализация

Отсутствие этнокультурной самоидентификации

 

Выводы

1. Молодежную культуру характеризует эмоционально-нравственное самоутверждение молодежи наряду с поисками развлекательного содержания, под воздействием групповых стереотипов, отношений, установок и интересов.

2. Молодёжь становится практичнее, прагматичнее. Но сохраняется ориентация на творческий, интересный труд, возрастает значимость нематериальных ценностей.

3. Субкультура является компенсаторным механизмом, который снижает давление массовой («глобальной») культуры на индивида.

4. Всубкультуре участники тренируются в исполнении социальных ролей, развитии самосознания и солидарности.

5.  Молодежь, живет в общем социальном и культурном пространстве, поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры.

 

Список использованной литературы

1. Васильев, В. Г. «Отношение студенческой молодежи к религии». Социологические исследования / В. Г. Васильев, В. О. Мазеин, Н. И. Мартыненко. - №1, 2000. - стр. 119 – 120.

2. Вишневский, Ю. Р., Л. Я. Рубина «Социальный облик студенчества 90-х годов» / Социс. 1997 г.

3. Волков, Ю. Г. Социология. – М.: Гардарики, 2000.

4. Волков, Ю. Г., Добренков В. И. и др. Социология молодежи. 2001. стр. 163 – 165.

5. Жуховицкий, Л. Что же делать с этой молодежью? // Юность, 1988, №9.

6. Карпухин, О. И. «Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации». Социологические исследования. 2007 г. № 12. стр. 93.

7. Кравченко, А. И. Введение в социологию: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007. - 190 с.

 

26. Сущность и особенности неформального молодёжного движения в молодёжной культуре.

Степень исследованности проблемы: Исторический аспект: Л. В. Коротаев. З. М. Краюшкин, Т. А. Круглов, В. А. Мальцев
Философский аспект: С. И. Иконникова, М. С. Каган, В. Т. Лисовский
Психолого-педагогический аспект: Т. Г Киселева, Ю. Д. Красильников, И. П. Башкатов, В. Т. Лисовский, Д. В. Ольшанский, Н. П. Савченко
Общесоциологический аспект: А. Г. Антипьев, Н. Н. Захаров, В. Г. Попов, Ф. Д. Кадрия, Ю. г. Волков
Культурологический аспект: С. И. Левикова, В. Т. Лисовский, А. и. Мазурова, Л. И. Михайлова
Практический аспект: А. Запесоцкий, Д. в. Ольшанский, С. и. Левикова, С. а. Сергеев, А. Фаин, В. Н. Шкурин, К. Е. Игошева

Неформальная молодежное движение - это система символов, норм и ценностей и социальных институтов, определяющая самоидентификацию, поведение и деятельность индивидов и групп, регулируя, таким образом, значимую часть жизнедеятельности своих адептов.

Неформальное молодёжное объединение (НМО)следует рассматривать в 2 аспектах:
А)как общественное объединение – т. е. добровольное некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общей цели
Б) как молодёжную субкультуру – т. е. систему ценностей, установок, способов поведения, жизненных целей определенной социальной группы, отличающихся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанных с ней.

Движение социальное – Совместные действия различных социальных, демографических, этнических групп, которые объединены
1) Общей целью – изменить социальный статус
2) общинными ценностями (революционными или консервативными, разрушительными или позитивными)
3) общей системой норм, регулирующих и регламентирующих поведение его участников
4) неформальным лидером, роль которого изменяется по мере развития Д. с. его институционализации достижения лидером господства и власти
5) специфическими способами символизации своих ценностей в политической идеологии.

Для феномена молодежной субкультуры характерно следующее:
• молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней, то есть идентифицирует себя с ней. Члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения (например, киберпанки);
• вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон и т. п. );
• значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы:
— посредством нее молодые люди узнают «своих»;
— она выделяет данных молодых людей среди «чужих»;
— она работает на объединение и сплочение группы;
— она позволяет молодым людям демонстрировать и отстаивать свою позицию в социальной среде».

С правовой точки зрения, такая форма объединения не является юридическим лицом (юридическое лицо положено регистрировать в подразделениях Минюста) и не является официально созданным общественным объединением без образования юридического лица (подобная форма регистрируется подразделениями Минюста в уведомительном порядке).
У неформального объединения отсутствуют обязательные, юридически определенные атрибуты общественного объединения: устав, учредители и многое другое. Часто отсутствует сам факт объединения, так как под одним и тем же названием могут существовать разные формирования.
Неформальные объединения не стремятся регистрировать себя в качестве юридического лица, не желают уведомлять (по довольно сложной форме) о своем создании как общественного объединения без образования юридического лица, во многом выводя себя за рамки регулирования Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
С другой стороны, статьей 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в редакции Закона РФ от 25. 07. 2002 № 112-ФЗ порядок запрета деятельности общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, в целом, возможно, может быть распространен и на неформальные общественные объединения: «Порядок и основания ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности общественного объединения, не являющегося юридическим лицом».
По социально-правовому признаку выделяют:
1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды. 2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты. 3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т. п.
Классификация

По направленности интересов социолог М. Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы: - увлечение современной молодежной музыкой; - устремление к правопорядковой деятельности; - активно занимающиеся определенными видами спорта; - околоспортивные - различные фанаты; - философско-мистические; - защитники окружающей среды.

Профессор З. В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана: 1)со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты; 2) с социальной позицией - экокультурные; 3) с образом жизни - " системники" и их многочисленные ответвления; 4) с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.

Причины участия подростков в неформальных группах – это: (И. А. Невский).

стремление познать необычное, особенно современное западное искусство;
неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива;
отсутствие интереса к чему-либо,
бездеятельность, равнодушие к учебе;
потребность в эмоциональных впечатлениях;
отсутствие индивидуального подхода в школе, при наличии задержки в умственном развитии отдельных учеников;
невнимание к подросткам в семье, безнадзорность, одиночество, заброшенность, беззащитность;
оригинальность впечатлений, получаемых подростками в группах, внутренняя свобода;
возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях
Выводы:

Основные функции субкультур – это эмансипация, социализация и структурирование времени.
• Подростково-молодежные субкультуры существуют и развиваются обычно в условиях относительно либерального общества, при этом субкультура подразумевает достаточно жесткие рамки ценностной сферы.
• Все неформальные молодежные субкультуры имеют элемент протестного содержания. Кризис подросткового возраста отчасти связан с болезненным отказом от детских правил поведения и попыткой выработать новые, часто альтернативные - как «взрослым», так и детским.
• Субкультура предоставляет подростку возможность ощущать себя субъектом социального взаимодействия, регулируемого именно «альтернативными» правилами и пр.
• Существенное влияние на подрастающее поколение молодежные субкультуры оказывают только в крупных мегаполисах.
• По материалам исследований, в крупных мегаполисах в ареале субкультур может находиться до 40% всех подростков.
• Средний срок нахождения подростков в субкультурном неформальном молодежном движении составляет 3+/-1 год.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...