Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Сибирский государственный университет путей сообщения Е. Г. Шаланкова УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1-3 КУРСОВ Методические указания для студентов очной формы обучения направления 081100 «Государственное и муниципальное управление» Новосибирск УДК
Шаланкова Е. Г. Учебная и производственные практики для студентов 1-3 курсов – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2013 – 40 с.
Для студентов направления 081100 «Государственное и муниципальное управление». Методические указания содержат общие требования к порядку прохождения практик 1 -3 курсов, предусмотренных учебным планом по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление», программы учебной (ознакомительной), производственной (исследовательской), производственной (организационно-экономической) практик с объяснением способа выполнения заданий.
Методические указания рассмотрены и утверждены к печати на заседании кафедры «Государственное и муниципальное управление» СГУПСа 20.02.2013(протокол № 2).
Ответственный редактор проф. Е. В. Тюнюкова
Рецензент: Начальник отдела производственной практики СГУПСа С.А. Петрущенко
ã Шаланкова Е.Г., 2013. ã СГУПС, 2013. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩИЕ положения о прохождении практики студентами, получающими образование по напрАвлению 081100 "государственное и муниципальное УправлеНИЕ"……………………………………………………………………………………4 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ (ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ 1 KУРСА……..……………..………………………………………………………………………….9
ПРОграмма производственной (исследовательской) практики студентов 2 курса……………………………………………………………………………………………...17 ПРОграмма производственной (организационно-экономической) практики студентов 3 курса……………………………………………………………………………………………...26
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………33 Общие положения о прохождении практики студентами
1. Порядок прохождения практики студентами обучающимся по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление», согласуется с утвержденным 03.10.2001г. Порядком организации и проведения практики студентов Сибирского государственного университета путей сообщения, требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление» и учебными планами данной специальности, действующими на дневном отделении СГУПСа. Учебно-ознакомительная, производственные (исследовательская и организационно-экономическая) практики студентов по образовательной программе подготовки специалиста по направлению «Государственное и муниципальное управление» являются важной составной частью подготовки студентов к профессиональной деятельности. Система практического обучения способствует интеллектуальному развитию будущих специалистов, овладению предметными знаниями и умениями, развитию и повышению мотивации к профессиональной деятельности, осознанию себя как компетентного специалиста. Кроме того, она позволяет студенту попробовать свои силы в органах государственного и муниципального управления, научиться применять теоретические знания, полученные в ходе лекционных и семинарских занятий. 2. Выпускники специальности «Государственное и муниципальное управление» должны быть подготовлены для работы в таких организациях, как:
- областная Дума, Окружная Дума, городская Дума; - администрация области, автономного округа, органы исполнительной власти субъектов местного самоуправления, комитеты финансов, комитеты и департаменты; - администрации районов и органы местного самоуправления; - областная и окружные счетные палаты, аппараты КРУ; - фонды имущества области и автономных округов; - областные и окружные антимонопольные комитеты; - областная и окружная комиссии по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, штабы «Государство», городские пункты управления силами и средствами; - областные и окружные внебюджетные и валютные фонды при соответствующих администрациях; - государственная налоговая инспекция (территориальные подразделения любого уровня); - представительства федеральных органов государственной власти в области и автономных округах (Представительство Минэкономики РФ, Казначейства и т.п.), аппараты представителей президента РФ в области и округах; - подразделения судебных и правоохранительных органов, занятые управлением персоналом; - администрация программ развития, официально принятых органами власти и управления и т.п.. Практика студентов по направлению «Государственное и муниципальное управление» направлена на решение следующих основных задач: - закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения в университете, на основе глубокого изучения характера и результатов деятельности государственных и муниципальных органов власти; - формирование у будущих чиновников системы государственного и муниципального управления соответствующих профессиональных качеств; - овладение основами управления в сфере профессиональной деятельности органов власти; - формирование устойчивого интереса, чувства ответственности и уважения к избранной профессии; - выработка навыков самостоятельного анализа результатов работы органов власти; - выполнение конкретного исследования в соответствии с индивидуальным заданием руководителя практики; - систематизация и анализ собранных эмпирических материалов в целях написания курсовой или дипломной работы.
В соответствии с образовательной программой направления «Государственное и муниципальное управление» студенты в ходе учебно-ознакомительной практики должны приобрести и закрепить следующие знания, навыки и умения: - соблюдение правил внутреннего распорядка, правила техники безопасности, противопожарной защиты; - знание принципов принятия и реализации экономических и управленческих решений; - умение собирать, анализировать, обобщать и оформлять полученные результаты; - умение выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; - умение критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, социально-психологической и других) тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности; - умение систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности; - владение навыками работы с первоисточниками (анализ и интерпретация), умение работать с монографиями, научными статьями, периодической печатью, навыки работы со статистическими источниками (анализ и интерпретация); - владение компьютерной техникой в режиме пользователя для решения специальных профессиональных задач (в том числе специальными базами данных, сетевыми ресурсами). 3. Общая продолжительность практик для студентов дневного отделения составляет 12 недель и включает в себя 2 недели в течение 2 семестра (учебно-ознакомительной), 2 недели в конце 4 семестра производственной (исследовательской), 2 недели в конце 6 семестра производственной (организационно-экономической). 4. Наиболее целесообразным с точки зрения формирования профессиональных знаний, умений и навыков будущих специалистов в области государственного и муниципального управления является последовательное прохождение всех видов практик на одном предприятии (кроме той части учебной ознакомительной практики, которая направлена на формирование у студентов представления о различных сферах профессиональной деятельности специалиста в области госуправления). В таком случае обеспечивается развитие компетентности будущего специалиста, систематическое приращение знаний и умений, четкое структурирование представлений о содержании и технологиях работы в органах государственного и муниципального управления на конкретном примере. Также это позволяет целенаправленно подходить к выбору проблематики для дипломного проектирования при завершении всего курса обучения.
5. Студенты проходят практику строго в соответствии с заключенными договорами и приказом, издаваемым ректором СГУПСа не позднее, чем за три недели до начала практики. Изменение места прохождения практики допускается только в исключительных случаях (производственная необходимость, возникшая на предприятии и не допускающая присутствия студентов как посторонних лиц), и оформляется дополнительно издаваемым отдельным приказом. Самовольное изменение студентом места прохождения и сроков прохождения практики автоматически означает его отстранение от практики и невозможность защиты отчета по практике (что соответственно влечет за собой отчисление из университета ввиду академической задолженности). Для направления студента на учебно-ознакомительную практику сведения об организации – базе практики должны быть представлены студентом руководителю практики от кафедры в форме гарантийного письма. Во время прохождения практики студент имеет право: - выбирать базовую организацию или предприятие для прохождения практики из предложенных руководителем практики; - пользоваться в период прохождения практики специальной литературой, имеющейся в библиотеке СГУПСа; - получать необходимые консультации у преподавателей кафедры «Государственное и муниципальное управление» в установленное для этого время; - ставить вопрос об изменении утверждённых сроков и иных условий прохождения практики при возникновении уважительных причин. Обязанности студента: - не пропускать без уважительной причины практику, в случае болезни или иной уважительной причины заблаговременно поставить в известность руководителя практики и согласовать вопрос о восстановлении пропущенного дня; - своевременно заполнять и предоставлять руководителю необходимые документы: аттестационную книжку (кроме учебно-ознакомительной практики), отчет о прохождении практики; - соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, правила внутреннего распорядка, иные требования руководства предприятий и организаций, относящиеся к вопросам безопасности и секретности;
- бережно относиться к имуществу предприятий и организаций, к предоставляемой документации и иным материалам; - поддерживать деловую культуру в одежде, речи, поведении. 6. Для прохождения производственных видов практики на каждого студента заводится индивидуальная аттестационная книжка. Аттестационная книжка впервые заполняется студентами совместно с руководителями практики на вводном установочном занятии перед началом практики и является документом строгой отчетности. В случае ее утери студент обязан в кратчайшее время написать заявление на восстановление аттестационной книжки на имя декана факультета. Аттестационная книжка выдается студенту на руки только на период прохождения практики и сдается вместе с отчетом по практике руководителю, заполненная в соответствии с требованиями руководителем практики от предприятия. В период между практиками аттестационная книжка хранится на кафедре или в деканате. 7. Руководство практикой от СГУПСа осуществляет преподаватель, закрепленный за каждой учебной группой. Преподаватель – руководитель дает краткий отзыв о работе студента, отмечая его добросовестность, дисциплинированность, овладение профессионально-важными знаниями, умениями и навыками, а также иные заметные особенности. 9.По окончании практики студент составляет письменный отчет и сдает его преподавателю – руководителю практики одновременно со студенческой аттестационной книжкой по практике (производственной). В качестве приложений к отчету могут использоваться нормативные, распорядительные и иные документы, разъясняющие содержание текста отчета (подробнее - далее в разделе «Подведение итогов»). 10. Защита отчета осуществляется после проверки отчета преподавателем -руководителем. Результатом защиты становится выставление дифференцированного зачёта с учетом оценки, данной руководителем предприятия (организации), в которой студент находился на практике самостоятельно. 11. Студент, не выполнивший программу практики по уважительной причине, направляется на практику вторично, в свободное от учебы время. Студент, не выполнивший программу практики без уважительной причины (получивший неудовлетворительную оценку при защите отчета или не представивший отчет) отчисляется из СГУПСа за академическую неуспеваемость.
Учебно-методическое и информационное обеспечение практики Основная литература 1 Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учеб. рек. Отделением по философии, политологии и религиоведению УМО по классич. унив. образованию / Василенко И.А. – М.: Гардарики, 2005. – 317 с. 2 Зотов В.Б. Муниципальное управление: Учебник для вузов. / В.Б. Зотов, З.М. Макашева. – Ростов/н Дону: Феникс, 2010. – 5-е изд., доп. и перер. – 717 с. 3 Пикулькин А.В. Система государственного управления: учеб. для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 639 с. Дополнительная литература 1. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учеб. / И.А. Василенко – М.: Гардарики, 2005. – 317 с. 2. Выдрин И.В. Муниципальное право России: учебник для вузов. / И.В. Выдрин. – М.: НОРМА, 2005. – 520 с. 3. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления: учеб. по спец. «Государственное и муниципальное управление»: рек. Советом УМО вузов России по образованию в области менеджмента / В.И. Кнорринг. – М.: ЭКЗАМЕН, 2005. – 416 с. 4. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход / А.И. Радченко. – М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Дону; Издательский центр «МарТ», 2007. – 608 с. 5. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 336 с. Интернет-ресурсы www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики www.e-mordovia.ru – Официальный сайт органов государственной власти РМ.
Программа учебно-ознакомительной практики студентов 1 курса направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление»
1.Целью учебной практики является ознакомление с организацией государственного и муниципального управления в органах исполнительной государственной власти области и органах местного самоуправления, получение системного представления о структурах и тенденциях их развития, приобретение знаний о цели, задачах, функциях, оргструктуре управления, организации работы органа государственной власти или органа местного самоуправления (ОГВ или ОМС). Для решения этой цели в ходе организации и проведения учебной практики решаются следующие задачи: -углубить и закрепить теоретические знания, полученные в процессе обучения; -ознакомиться со структурой органов государственного управления и местного самоуправления; -ознакомиться с основными нормативными актами, регламентирующими деятельность данного органа власти, задачами и функциями органа власти, его структурными подразделениями; -освоить работу с нормативно-правовыми документами; -ознакомиться с особенностями взаимоотношений данного органа власти с другими региональными органами и иными ведомствами; -изучить делопроизводство по входящим документам (регистрации, хранение, исполнение, контроль) и по исходящим документам; -получить представления о формах и способах систематизации и обобщения информации, подготовке справок и обзоров по вопросам профессиональной деятельности, редактировании, реферировании и рецензировании текстов; -изучить методики и способы выявления социальных проблем при анализе конкретных ситуаций; -использовать основные и специальные методы научного анализа информации в сфере профессиональной деятельности; -ознакомиться с использованием компьютерной техники в режиме пользователя для решения социально- экономических задач; -изучить роль учреждений, где проводится практика, в системе государственного управления. 2. Порядок организации практики 2.1 Учебная (ознакомительная) практика проводится на I курсе в течение 2-го семестра. Продолжительность практики – 12 дней. С этой целью во 2-м семестре в расписании занятий студентов 1 курса еженедельно один день выделяется для проведения практик. Общая занятость студента в течение дня практического обучения не может превышать 6 академических часов. 2.2 В соответствии с поставленными задачами, базами практики являются предприятия и организации различных отраслей, организационно-правовых форм, форм собственности, научно-исследовательские и проектные институты, торгово-промышленные и финансовые компании, банки и иные кредитные организации, страховые компании, консультационные фирмы, министерства, комитеты, ведомства, их структурные подразделения и иные организации. Практика может быть организована в: -государственных и муниципальных органах, учреждениях, унитарных предприятиях; -подразделениях организаций различных отраслей и форм собственности, осуществляющих связь с органами власти и управления; -научно-исследовательских организациях, связанных с решением проблем государственного или муниципального управления; -учреждениях системы высшего и среднего профессионального обра- зования, среднего общего образования, здравоохранения, социальной за щиты населения, реализации молодежной политики, службах семьи и охраны материнства и детства, в том числе, на кафедрах и в иных под разделениях СГУПСа. 3. Содержание практики 3.1 В течение практики студент совершенствует и углубляет знания, полученные в рамках следующих дисциплин «Философия», «Экономическая теория», «Психология», Математика», «Логика», «Самоменеджмент специалиста», а также подбирает материал для выполнения курсовых работ и проектов следующего года обучения. 3.2 В процессе практики студенты должны изучить следующий перечень вопросов: - организационную структуру и правовое положение органов ГМУ; - принципы организации и основные направления деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих; - основную нормативную документацию, регламентирующая деятельность органов государственного и муниципального управления; - права, обязанности и функции основных структурных подразделений и работников органовгосударственного и муниципального управления; - систему разработки и принятия решений; - организацию и контроль выполнения управленческих решений; - уровень информационного обеспечения; - правила работы со служебными документами; - использование компьютеров и другой специальной техники; - систему учета и отчетности; - формы и способы участия общественности в деятельности органа, учреждения. В процессе прохождения учебно-ознакомительной практики студенту рекомендуются следующие способы сбора информации о предприятии: -интервьюирование работников предприятия; - изучение производственной документации; - наблюдение за трудовыми процессами (с заполнением бланка наблюдателя); - знакомство с информацией органов печати предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|