Неудобство ясного мышления 17 глава
ционные) кататонические подгруппы соответственно. Они добавляют: «Эти три альтернативы не единственные. Дело в том, что человек не может выбрать одну альтернативу, которая могла бы помочь ему раскрыть люлские намерения; он не может, без основательной помощи, обсуждать сообщения других. Будучи не способен сделать это, человек подобен саморегулирующей системе, которая потеряла свой регулятор; эта система спускается по спирали 13 никогда не закапчивающееся, по псегда систематически искаженное состояние» (18, р. 256). Как неоднократно указывалось ранее, шизофреническая коммуникация сама по себе парадоксальна и, следовательно, вводит парадокс в другие коммуникации, чем и заканчивает порочный цикл. 6.44. Парадоксальные предсказания В начале 40-х годов появился новый, не без обаяния парадокс. Хотя его первопричина остается неизвестной, он быстро привлек внимание, ему было посвящено несколько статей, около девяти из них появились в журнале Mind*. Этот парадокс имеет особое отношение к нашему исследованию, потому что в нем есть энергия и обаяние того факта, что он возможен только как поведенческая интеракция между людьми. 6.441. Объявление директора. Из нескольких версий парадокса мы выбрали следующую: Директор школы объявляет своим ученикам, что на следующей неделе состоится незапланированный экзамен, в любой день от понедельника до пятницы. Школьники -- которые оказались искушенными -говорят ему, что если он не изменит условия своего ' Обзор из некоторых ранних статей и обширное представление этого парадокса смотрите в работах Нсрлиха (Ncrlich) (1(1), Гарднера (Gardner) (54), в которой опубликовано блестящее резюме, сравнивающее наиболее разные версии этого парадокса.
-228- ГЛАВА Б. ПАРАДОКСАЛЬНАП КОММУНИКАЦИЯ объявления и не перенесет неожиданный экзамен на определенное время на следующей неделе, то экзамен не состоится. Они утверждают, что если экзамен не будет проведен в четверг вечером, тогда он не будет неожиданным в пятницу, поскольку это единственный день, который остается. Но если пятница может быть отменена как возможный экзаменационный день, то четверг может быть отменен по тем же самым причинам. Очевидно, что после вечера среды, останется только дна дня — четверг и пятница. Пятница, как уже указано выше, может выпасть. Тогда остается только четверг, так что экзамен в четверг не будет неожиданным. По тем же причинам, конечно, среда, вторник и, в конце концов, также и понедельник должны быть также исключены: экзамен в эти дни не будет неожиданным. Предположим, что директор молча выслушал их «доказательство» и, скажем, в четверг утром устроил экзамен. Объявляя, он предполагал провести экзамен в это утро. С другой стороны, они теперь были поставлены перед необходимостью сдавать совершенно неожиданный экзамен — неожиданный по той самой причине, что они убедили себя, что экзамен не может быть неожиданным. В вышеописанном нетрудно разглядеть хорошо знакомые черты парадокса. С одной стороны, ученики вовлечены в то, что оказывается жесткой логической дедукцией от предпосылки, установленной объявлением директора, до заключения, что не может быть неожиданного экзамена на следующей неделе. С другой стороны, очевидно, что директор мог провести экзамен в любой день недели, не нарушая ни в(малейшей степени сроков своего сообщения. Самый удивительный аспект данного парадокса — это факт, что при ближайшем рассмотрении видно, что экзамен мог быть даже проведен в пятницу и быть тем не менее неожиданным. В действительности сущность истории — это вечер четверга, поскольку выбор других дней недели только усложняет проблемы. К вечеру четверга пятница остается единственно возможным днем и это делает экзамен в пятницу совершенно ожидаемым. Ученики
-229- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ рассуждают следующим образом: «Он должен быть завтра, если экзамен вообще должен состояться, он не может быть завтра, потому что он не будет неожиданным». Т. с. ученики утверждают, что экзамен ожидаем и поэтому невозможен, однако тем самым предоставляют возможность директору провести неожиданный экзамен в пятницу или в любой другой день недели, в соответствии с его объявлением. Даже если ученики и поймут, что причиной, по которой можно провести экзамен неожиданно является то, что он не может не быть неожиданным, то это открытие им вряд ли поможет. Все это доказывает, что если в четверг вечером они ожидают, что экзамен состоится в пятницу, тем самым исключив его возможность, согласно собственным правилам директора, тогда он может быть проведен неожиданно, что делает его полностью ожидаемым, что делает его абсолютно неожиданным и так далее до бесконечности. Следовательно, он не может быть предсказанным. Здесь мы снова имеем дело с истинным парадоксом, поскольку: (1) объявление содержит предсказание на уровне объек (2) оно содержит предсказание на метаязыке, отрица
(3) два предсказания являются взаимно исключаю (4) директор может с успехом помешать ученикам Неудобство ясного мышления Если рассмотреть прагматические следствия предсказания директора, то можно сделать два удивительных вывода. Первый заключается в том, что для того чтобы подтвердилось предсказание, содержащееся в объявлении директора, оно нуждается в противопо-
-230- ГЛАВА В. ПАРАДОКСАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИИ ложном заключении, к которому пришли его ученики (т. е. то, что экзамен логически невозможен), только для того, чтобы ситуация, существующая в его предсказании неожиданного экзамена, могла бы подтвердиться. Но это все равно, что сказать, что дилемма могла возникнуть только благодаря искушенности учеников. Если их умы были бы не такими острыми, они возможно не заметили бы коварной сложности проблемы; они возможно ожидали бы экзамен как неожиданное событие и, таким образом, представили бы директора в абсурдном свете. Но так как они — сами пришли к тому, что неожиданное должно быть ожидаемым, никакой экзамен в промежутке между понедельником и пятницей не был бы для них неожиданным. Но так ли это будет, если искаженная логика сделает их точку зрения более реалистичной? Нет причины для того, чтобы не провести экзамен неожиданно в любой день недели, и только софистика студентов не заметила этот несомненный факт.
В психотерапевтической работе с интеллигентными больными шизофренией снова и снова возникает соблазн прийти к мысли, что им было бы намного лучше и они были бы более «нормальными», если бы они могли бы каким-то образом притупить остроту своего мышления и, таким образом, уменьшить парализующий эффект, который оно оказывает на их поступки. Их образ мышления отличается от мышления героя Достоевского из повести «Записки из подполья», который объясняет: Клянусь вам, господа, что слишком сознавать — это болезнь, настоящая, полная болезнь...' И далее: ...инерция задавила. Ведь прямой, законный, непосредственный плод сознания — это инерция, т. с. 'Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: В 10 т. М, 1956. Т. 4. Стр. 136.
-231- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ сознательное сложа-руко-сиденье. Я уже упоминал об этом выше. Повторяю, усиленно повторяю: все непосредственные люди и деятели потому и деятельны, что они тупы и ограничены, как это объяснить? А пот как: они вследствие своей ограниченности ближайшие и второстепенные причины за первоначальные принимают, таким образом скорее и легче других убеждаются, что непреложное основание своему делу нашли, ну и успокаиваются; а ведь это главное. Ведь чтоб начать действовать, нужно быть совершенно успокоенным предварительно и чтоб сомнений уже никаких не оставалось. Ну а как я, например, себя успокою? где у меня первоначальные причины, на которые я упрусь, где основания? Откуда я их возьму? Я упражняюсь в мышлении, а следственно, у меня всякая первоначальная причина тотчас же тащит за собою другую, еще первоначальнее, и так далее в бесконечность — такова именно сущность всякого сознания и мышления*.
Сравните с «Гамлетом»: ...То ли это Забвенье скотское, иль жалкий навык Раздумывать чрезмерно об исходе, — Мысль, где на долю мудрости всегда Три доли трусости, — я сам не знаю, Зачем живу, твердя: «Так надо сделать», Раз есть причина, воля, мощь и средства, Чтоб это сделать". Если, как мы видели в 6.435, двойная ловушка определяет внушенное поведение, сходное с параноидальной, гебефренической и кататонической подгруппами шизофрении, то возможно парадоксальные предсказания относятся к поведению, вызывающему типичную инерцию и абулию в случае простой шизофрении. 6.443. Неудобство доверия. Но второй вывод, сам по себе впечатляет и смущает гораздо больше, нежели эта ' Там же стр. 145—146. " Шекспир У. Собрание сочинений: В 8 т. М., Искусство. Т. 8. 1960. Стр. ПО.
-232- ГЛАВА G. ПАРАДОКСАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ очевидная апология* нечеткому мышлению. Дилемма равно также невозможна, если ученики не доверяют директору полностью. Их безупречная логика основана и терпит неудачу на предположении, что директору можно и нужно доверять. Любое сомнение в его честности не позволяет разрешить парадокс логически, но определенно разрешает его прагматически. Если ему нельзя доверять, тогда нет оснований относиться к его объявлению серьезно, и лучшее, что могут сделать ученики в этой ситуации, это ожидать экзамена в любое время с понедельника по пятницу. (Это значит, что они приняли только часть объявления, т. е. на уровне -объекта языка — содержания, например, «На следующей недели будет экзамен», и игнорируют метакомму-никационный аспект, связанный с его предсказуемостью.) Поэтому мы приходим к заключению, что не только логическое мышление, но также и доверие делает подобного рода парадоксы уязвимыми. 6.444. Неспособность принимать решения. Может показаться, что в реальной жизни такие парадоксы редки. Однако этот аргумент не подтверждается фактами из области шизофренической коммуникации. Человека с диагнозом «шизофрения» можно представить как играющего роль учеников и директора одновременно. Как ученики, он оказывается перед дилеммой логики и доверия, но в большой степени он играет роль директора, и подобно последнему вовлечен в нерешае-мые коммуникационные сообщения. Нерлич (Neriich), не осознавая насколько заключительные замечания его работы соответствуют предмету нашего исследования, прекрасно суммировал положение дел следующим образом: «Один из способов ничего не говорить — это противоречить себе. И если вы ухитряетесь противоречить себе, говоря что вы ничего не говорите, тогда
* Греч, «apologia» — защита кого-либо или чего-либо, часто предвзятая оценка, заступничество, восхваление. — Прим. ред. -233- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИИ вы себе вообще не противоречите и можете съесть одно пирожное дважды (111, р. 513). Если, как постулировано в 2.23 и 3.2, больной шизофренией попытается не общаться, тогда «решением» этой дилеммы является использование нереша-емых сообщений, которые сами по себе не сообщают ничего. 6.445. Примеры повседневной жизни. Но и вне области шизофренической коммуникации парадоксальные предсказания разрушают человеческие взаимоотношения, Это происходит, например, в случае, когда некто Р, которому всецело доверяет О, угрожает что-то сделать О, если тот поведет себя по отношению к Р некорректно. Следующий пример проиллюстрирует эту интеракцию. Супружеская пара нуждается в психотерапевтической помощи, потому что жена патологически ревнива, что делает жизнь каждого из них невыносимой. В свою очередь, муж — исключительный, жесткий моралист, очень гордится своим аскетизмом и жизненным кредо: «На протяжении всей своей жизни я никогда не давал повода сомневаться в моих словах». Жена, как правило, принимает комплиментарную ведомую позицию, и только в одной области — самостоятельна: она наотрез не желает отказываться от выпивки перед обедом, привычка, которая ему — трезвеннику отвратительна и которая была причиной бесконечных раздоров фактически с начала их семейной жизни. Дна года тому назад, он в ярости сказал ей: «Если не справишься со своим пороком, то у меня появиться один из моих», добавив, что он встречается с другими женщинами. Это не принесло каких-либо изменений о паттерне их взаимоотношений, и несколько месяцев до посещения терапевта, муж решил позволять ей выпивать ради спокойствия в доме. В то же самое время вспыхнула ее ревность, разумное объяснение которой в следующем: он абсолютно заслуживает доверие, поэтому он должен выполнить свою угрозу и быть неверным, т. е. не заслуживающим доверие.
-234- ГЛАВА 6. ПАРАДОКСАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ С другой стороны, муж, очевидно, пойманный в сети скоего парадоксального предсказания, не смог переубедить се в том, что его угроза была импульсивной и не должна восприниматься всерьез. Оба понимают, что попались в есть, сплетенную ими самими, но не видят пути выхода из нее. Структура угрозы мужа идентична объявлению директора. С его точки зрения он говорит: (1) я абсолютно заслуживаю доверие; (2)теперь я накажу тебя, будучи ненадежным (невер- ным, лживым); (3) следовательно, я собираюсь оставаться заслужива- ющим у тебя доверия, будучи не заслуживающим доверия, поэтому если я сейчас не нарушу твоего доверия в моей верности, я больше никогда не буду заслуживать доверие. С семантической точки зрения парадокс возникает из двух различных смыслов «заслуживающий доверие». В (1) понятие используется в метаязыке, чтобы обозначить свойство всех его действий, обещаний и установок. В (2) используется объект языка и угроза супружеской неверности. Аналогично используется два раза слово «ожидаемый» в объявлении директора. Все его предсказания вполне ожидаемы. Другими словами, ожи-даемость -- это общее свойство, определяющее класс предсказаний. Таким образом, если ожидасмость одного члена этого класса — т. е. одно особое предсказание — отрицается, то ожидаемость совсем другого — т. с. более низкого — логического типа, чем ожидаемость, кото-рос является свойством класса, обозначается одним и тем же понятием. С прагматической точки зрения, объявления как мужа, так и директора создают несостоятельные контексты. 6.446. Доверие — дилемма узника. В человеческих взаимоотношениях, все предсказания, тем или иным образом, связаны с доверием. Если человек Р вручает другому О личный чек, вопрос, является ли этот чек действительным, остается неясным для О в данный момент из-за отсутствия необходимой информации.
-235- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В этом смысле позиции Р и О совершенно различны. Р знает о своем чеке все, О может либо доверять, либо не доверять ему, и он не узнает о нем ничего, пока не обратится с чеком в банк. С этого момента его доверие или недоверие превратится в уверенность, которой Р обладал с самого начала*. В природе человеческой коммуникации нет способа сделать другого обладателем информации или восприятия, доступных исключительно тебе. Другой может в лучшем случае доверять или не доверять, но он может никогда и не узнать. С другой стороны, человеческая активность была бы фактически парализована, если бы на людей влияла бы только информация или восприятие из первых рук. Значительное большинство всех решений основано на доверии одного или иного рода. Таким образом, доверие всегда связано с дальнейшими результатами, или более специфично связано с их предсказуемостью. До сих пор рассматривались интеракции, в которых некто имел информацию из первых рук, а другой мог только доверять или не доверять этой информации. Директор знает, что он не собирается назначить экзамен на четверг утром; муж знает, что он не собирается изменять своей жене; человек, который выписывает чек, обычно знает, действителен ли он или нет. Теперь в любой интеракции типа «Дилемма узника» никто не имеет никакой информации из первых рук. Они оба вынуждены полагаться на доверие к другому, на опытную оценку их собственной надежности в глазах другого, и на их способности в предсказании образа действия другого, которое, как они знают, зависит, в основном, от его предсказания о том, что имеется. Эти предсказания, как будет показано ниже, неизменно становятся парадоксами. 'Доверие или недоверие О будет конечно определяться его последними контактами, если они были с Р. Результат настоящей проблемы повлияет на доиерие к Р в будущей ситуации. Но к дан-пому случаю это не имеет никакого отношения.
-236- ГЛАВА В. ПАРАДОКСАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ Дилемма узника может быть представлена следующей матрицей*: 5, 5 -5, 8
5 -3 -3 в которой два игрока А и В имеют каждый по два альтернативных хода. Т. с. А может выбрать или ар или а2, и В может выбрать или b, или Ь2. Оба полностью осознают, что выигрыш или проигрыш определяется матрицей. Таким образом, А знает, что если он выбирает а,, аВ-Ьр каждый из них выиграет по пять очков; но если вместо этого В выберет альтернативу Ь2, то А потеряет пять очков, а В- выиграет восемь очков. В находится в такой же ситуации с А. Их дилемма состоит в том, что каждый не знает какую альтернативу выберет другой, поскольку они должны делать выбор одновременно, но не могут говорить о своем решении. Обычно неважно сколько раз нужно сыграть в эту игру — один или сотню раз, чтобы добиться успеха, решение а2, Ь2 — самое безопасное, даже несмотря на то, что оно грозит потерей трех очков как для игрока А, так и для В. Наиболее разумным решением было бы, конечно, а]5 Ьр чтобы быть уверенным, что они оба выиграют пять очков, но это решение возможно только при условии взаимного доверия. Так, если скажем игрок А играет только для того, чтобы обеспечить максимальный выигрыш и минимальный проигрыш, Напомним, что дилемма узника — это игра с ненулевой суммой. Так что цель каждого игрока — свой абсолютный пыиг-рыш, независимый опт проигрыша или выигрыша другого. Таким образом, кооперация не только не исключается правилами (как это есть is правилах игры с нулевой суммой), но и является оптимальной стратегией. Произвольность ходов (в случае успешной игры) автоматически является нежелательной стратегией.
-237- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИИ и если у игрока А достаточно причин верить, что игрок В — доверяет ему и поэтому выбирает Ь]5 тогда у игрока А есть причина выбрать а2, т. к. объединение a2b, дает игроку А максимальный выигрыш. Но если А достаточно ясно мыслит, то он не может не предполагать, что В будет следовать аналогичной линии поведения, и поэтому сыграет Ь2, а не Ь,, особенно если В думает также, что поскольку А доверяет ему и у него самого достаточно доверия к А, то А должен сыграть а,. Печально, что такое заключение обманывает себя в том, что объединение выбора a2b2 с проигрышем для обоих игроков является единственным приемлемым выбором. Этот результат никоим образом не является только теорией. Элегантное представление проблемы возникает снова и снова в психотерапии брака. Супруги, ведущие совершенно безрассудный образ жизни, получающие минимальное удовлетворение от своего союза, давно известны психотерапевтам, Однако традиционно считалось, что причина их невзгод заключается в предполагаемой индивидуальной патологии одного из них, или обоих. Они могут быть диагностированы как депрессивные, пассивно-агрессивные, мазохисты, садомазохисты и так далее. Но эти диагнозы обычно сводятся к пониманию взаимозависимой природы их дилеммы, которая возможно существует отдельно от структуры их личностей и, по-видимому, заложена в природе их «игры» взаимоотношений. Вес это происходит так, как если бы они говорили: «Доверие сделает меня уязвимым, поэтому я должен выражать его осторожно», и, таким образом, следует следующее заключение: «Другие будут иметь преимущества передо мной». Существует стадия, на которой большинство супругов (или наций) перестают оценивать и определять свои взаимоотношения. Но те, кто мыслят конкретно, не могут остановиться там и именно в том месте, где становится более очевидным парадокс дилеммы узни-
-238- ГЛАВА В. ПАРАДОКСАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ка. Решение a2b2 становится неблагоразумным, как только А понимает, что это решение — меньшее зло, но зло еще и в том, и что В не может одновременно с ним понять это как зло. Тогда у В должно быть так же мало оснований желать такого же результата, как и у А - - вывод, определенно доступный объективному мышлению А. Как только А и В приходят к этому пониманию, то совместное решение a b, а не a2b2 становится единственно приемлемым. Но с выбором ajb, весь цикл начинается сначала. Не имеет значение, как они приходят к решению, но как только «наиболее разумное решение» выбрано, всегда появляется еще более резонное. Таким образом, дилемма узников подобна дилемме учеников, для которых экзамен предсказуем только в том случае, когда он непредсказуем. 6.5. РЕЗЮМЕ Парадокс -- это логически противоречивое последовательное заключение, возникающее из правильных предпосылок. Из трех типов парадоксов — логико-математического, семантического и прагматического — последний интересен здесь из-за его поведенческого применения. Основное отличие прагматического парадокса от простого противоречия в том, что выбор — это решение во втором случае, совершенно невозможное в первом. Существует два типа прагматических парадоксов -- парадоксальные предписания (двойные ловушки) и парадоксальные предписания. -239- J лава 7 ПАРАДОКС В ПСИХОТЕРАПИИ 7.1. ИЛЛЮЗИИ АЛЬТЕРНАТИВ 7.11. «Женл рыцаря из ордена Бани» В сказке «Жена рыцаря из ордена Бани» Чосер (Chaucer) рассказывает историю одного из рыцаря Короля Артура, который «однажды возвращаясь верхом после соколиной охоты» по дороге домой напал на девушку и изнасиловал ее. Это злодеяние, «в котором крик был столь пронзительным», едва не стоило ему жизни, если бы Артур не предоставил решать судьбу рыцаря королеве, а она и ее дамы не сжалились над ним. Королева гарантирует рыцарю жизнь, если он ответит на вопрос: «О чем больше всего мечтают большинство женщин?» На это она дает ему год и еще один день, и рыцарь соглашается справиться с задачей, понимая, что это единственная альтернатива смерти. Как можно себе представить, год прошел, наступает последний день, и рыцарь возвращается в замок, так и не найдя ответа. На этот раз он случайно натыкается на старуху («безобразную, насколько может подсказать фантазия, ведьму»), сидящую на лугу, которая обращается к нему с пророческими словами: «Сэр рыцарь, здесь нет прохода». Выслушав рассказ о его затруднениях, она говорит ему, что знает правильный ответ и что она откроет его ему, если он поклянется, что «о чем я затем вас не попросила, вы это выполните». Оказавшись опять перед двумя альтернативами (обезглавливанием или исполнением желания ведьмы, чтобы это ни было), он, конечно же, выбирает последнее, и она рассказывает ему секрет («Большинство женщин мечтают быть независимыми, помыкать мужьями и любить по своему усмотрению».) Этот ответ полностью удовлетворил придворных дам, но теперь ведьма,
-240-
ГЛАВА 7. ПАРАДОКС В ПСИХОТЕРАПИИ осуществив свою долю в сделке, требует, чтобы рыцарь на ней женился. Наступает брачная ночь, и рыцарь лежит в ужасе, не в силах преодолеть свое отвращение перед ее уродством. Наконец, ведьма опять предлагает ему две альтернативы, из которых он может выбирать: или он примет ее такой безобразной, и она будет для него верной и покорной женой всю свою жизнь, или же она превратится в молодую и прекрасную девушку, но никогда не будет ему верна. Долго рыцарь взвешивал эти альтернативы и в конце концов не выбрал ни одну из них, отказавшись от выбора как такового. Кульминация этой сказки в одной простой фразе: «Я не выбираю ни то, ни другое». В этот момент ведьма превращается не только в прекрасную девушку, но и в самую верную и послушную жену на свете. Для рыцаря женщина кажется невинной девушкой, королевой, ведьмой и блудницей, и се власть над ним остается под этими же масками до тех пор, пока он больше не чувствует, что, делая выбор вновь и вновь, оказывается в затруднительном положении, и в конце концов задается вопросом о необходимости самого выбора*. Сказка «Жена рыцаря ордена Бани» — это прекрасный пример женской психологии, и самый интересный ее анализ был сделан Штейном (Stein) (148). В рамках нашей концепции мы бы сказали, что до тех пор пока такой тип женщин способен захватывать мужчин двойной петлей, предлагая бесконечные иллюзии альтернатив (и, конечно же, до тех пока мужчины не смогут выпутываться сами), она не сможет освободиться и будет оставаться в плену иллюзии альтернатив,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|