Неудобство ясного мышления 18 глава
" Сравните это со знаменитым Дзен коаном (парадоксальной медитацией), предложенным Тай-ху, с бамбуковой палочкой: «Если ты называешь это палочкой, ты утверждаешь, если ты называешь это не палочкой, ты отрицаешь. Помимо утверждения или отрицания, как ты это мог бы назвать?».
-241- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ подразумевающей или: уродство, или неразборчивость в связях как единственный выбор. 7.12. Определение Понятие иллюзия альтернатив был впервые использовано Виклендом и Джексоном (161) в докладе по межличностным условиям на примере больного шизофренией. Они наблюдали, как пациенты, больные шизофренией, пытаясь сделать правильный выбор между двумя альтернативами, сталкиваются с типичной дилеммой: из-за природы коммуникационной ситуации они не могут принять правильное решение, потому что обе альтернативы являются неотъемлемой частью двойной ловушки, и поэтому пациента «критиковали, если он что-то делал, и критиковали, если он ничего не делал». Не существует таких альтернатив, из которых «должна быть» выбрана «правильная» — предположение заключается в том, что выбор -возможен, а то, что он должен быть сделан, -- иллюзия". Но осознание отсутствия выбора равноценно не только узнаванию очевидных «альтернатив», которые были предложены, но и природы двойной ловушки. Фактически, как было показано в 6.431, препятствие любому спасению от ситуации двойной ловушки и результат -- невозможность взглянуть на нее со стороны — являются необходимыми составляющими двойной ловушки. Люди в таких ситуациях запутаны как подсудимый, которого спрашивают: «Вы перестали бить свою жену?». Ему грозит обвинение в неуважении к суду, если он попытается отвергнуть обе альтернативы как несоответствующие, потому что он никогда не бил свою жену. Но если следователь в этом примере знает, что они применяют гадкие шутки, в реальных жизненных ситуациях это знание и намерение обычно от-
· Это, конечно же, основное различие между двойной ловушкой и простым противоречием (см. 6.434).
-242- ГЛАВА 7. ПАРАДОКС В ПСИХОТЕРАПИИ сутствуют. Парадоксальная коммуникация, как мы уже наблюдали, неизменно связывает все рассматриваемое: Ведьма настолько же в ловушке, как и Рыцарь, муж из примера, приведенного в 6.445, так же как и его жена, и т. д. В этих паттернах общее то, что никакое изменение не может возникнуть изнутри и что любое изменение может прийти только из паттерна, находящегося снаружи. Сейчас мы приступим к изучению этой проблемы успешной интервенции и привнесения изменения в такую систему. 7.2. БЕСКОНЕЧНАЯ ИГРА В качестве теоретического примера, представим следующее. Два человека решают сыграть в игру, состоящую в замене отрицания утверждением и наоборот во всем, по поводу чего они друг с другом общаются. Так «да» становится «нет», «Я не хочу» обозначает «Я хочу» и тому подобное. Заметим, что этот код их сообщений является семантическим договором, похожим на мириады других соглашений, применяемых двумя людьми, использующими общий язык. Однако не сразу становится очевидно, что как только игра вступает в силу, игроки уже не могут легко вернуться к своей «обычной» форме коммуникации. Если следовать правилу переворачивания смысла, сообщение «Давай прекратим играть» обозначает «Давай продолжим игру». Для того, чтобы прекратить игру, необходимо из нее выйти и поговорить о ней. Такое сообщение должно быть построено как метасообщенис, но что бы не пытался сделать для этой цели один из игроков, на его сообщение все равно будет влиять правило переворачивания смысла, и следовательно, оно — бесполезно. Сообщение: «Давай прекратим игру» — неопределенно: во-первых, оно многозначительно как на объективном уровне (как часть игры), так и на метауровне (как сообщение об игре); во-вторых, два смысла — противо-
-243- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ речивы и, в-третьих, специфическая природа игры не предлагает процедуру, позволяющую игрокам принимать решение на основе одного или другого смысла. Эта неспособность принимать решение делает для них прекращение игры невозможным, как только она началась. Такую ситуацию мы называем игрой без окончания бесконечной игры. Можно согласиться с тем, что нельзя избежать дилеммы и положить конец игре, просто используя противоположное сообщение: «Давай продолжим игру». Но тщательное изучение показывает, что оно не корректно со строго логической точки зрения. Как мы неоднократно видели, никакое утверждение, сделанное в тех же рамках (здесь, игра в переворачивание и смысла) не может в то же время быть, с точки зрения правил, обоснованным утверждением. Даже если один игрок передал сообщение «Давай продолжим игру» и, по правилу, другой игрок его понял как «Давай завершим игру», то он, если придерживаться строгой логики, все равно столкнется с сообщением, которое ничего не решает. Что касается правил игры, то они не предполагают метасообщения, а сообщение, предлагающее окончание игры должно быть обязательно ме-тасообщением. По правилам игры каждое сообщение является частью игры, и никакое сообщение не является исключением. Мы привели этот пример, потому что он является парадигмальным не только как драматические примеры, описанные в 5.43, но и как бесчисленные дилеммы взаимоотношений в реальной жизни. Он освещает важный аспект того типа системы, которую мы сейчас изучаем: как только будет достигнуто подлинное соглашение, относительно переворачивания смысла, игроки больше никогда не будут его менять, потому что изменив его, им придется общаться, а коммуникации и являются сутью игры. Следовательно, в такой системе изнутри не может произойти никакого изменения.
-244- ГЛАВА 7. ПАРАДОКС В ПСИХОТЕРАПИИ 7.21. Три возможности решения
Что могли сделать игроки чтобы решить дилемму? Существует три возможности: (1) Игроки, предвидя необходимость коммуни (2) Игроки могли заранее договориться о вре (3) Это приводит к третьей возможности, кото Терапевтическая особенность вмешательства посредника проясняется при сравнении с другим приме-
-245- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОМ М УНИК АЦИЙ ром бесконечной игры, в котором но условиям ситуации не существует медиатора. Конституция вымышленной страны гарантирует право на неограниченные парламентерские дебаты.
Очень быстро обнаружится, что это правило — непрактично, поскольку любая партия может помешать достижению какого-либо решения, просто приняв участие в бесконечных прениях. Очевидно, что необходимо внести поправку в конституцию, но принятие поправки само по себе является предметом того же права на неограниченные дебаты, которые предполагают внесение поправки, и, следовательно, может быть отсрочено на неопределенный срок из-за неограниченных дебатов. В результате этого государственный аппарат — правительство страны — парализован и не способен внести изменение в свои правила, потому что это бесконечная игра. Очевидно, что в этом случае нет посредника, который смог бы встать над правилами игры, воплощенными в конституции. Единственное изменение, которое может быть внесено, — это что-то яростное, например, революция, благодаря которой одна партия захватит власть и установит новую конституцию. Эквивалентами такого жестокого изменения в области взаимоотношений между людьми, занятых бесконечной игрой, являются разрыв, самоубийство или убийство. Как мы видели в пятой главе, мягкой вариацией на эту тему является «убийство» Джорджем своего вымышленного сына, которое разрушило старые правила и игру Марты в брак. 7.22. Парадигма психотерапевтического вмешательства С нашей точки зрения, эта третья возможность (внешняя интервенция) является парадигмой психотерапевтического вмешательства. Другими словами, терапевт как посторонний человек способен сделать то, что сама система не в состоянии: изменить свои правила. Например, в 6.445 пара играла в бесконечную
-246- ГЛАВА 7. ПАРАДОКС В ПСИХОТЕРАПИИ игру без окончания, основное правило которой заключалось в утверждении мужа о своей абсолютной надежности и абсолютном принятии этого самоопределения женой. В этой игре взаимоотношений в тот момент, когда муж грозит быть неверным, возникает необратимый парадокс. Необратимость ситуации заключается в том факте, что, как и в других играх без окончания, она была продиктована правилами, но в ней отсутствовали метаправила для их изменения. Можно сказать, что сущность психотерапевтического вмешательства в таком случае состоит в формировании новой, расширенной системы (муж, жена и терапевт), в которой возможно не только смотреть на старую систему (супружескую диаду) снаружи, но и еще и терапевт может использовать силу парадокса для ее улучшения: терапевт может привнести в эту новую игру взаимоотношений такие правила, которые пригодятся для его терапевтических целей*. 73. ПРЕДПИСАНИЕ СИМПТОМА 7.31. СИМПТОМ КАК СПОНТАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Терапевтическая коммуникация время от времени обязательно должна превышать пределы такого обсуждения, что часто, но безрезультатно делается са- · Однако наш собственный опыт и многие другие работы в этой области свидетельствуют, что успешное терапевтическое вмешательство зависит от важного фактора времени. У терапевта имеется ограниченный благоприятный период, чтобы осуществить свою цель, что скрыто в природе человеческих взаимоотношений, Новая система относительно скоро сама консолидируется до такой степени, что терапевт окажется в почти безвыходном положении и тогда вряд ли сможет осуществить изменение, возможное в самом начале лечения. Это особенно верно в отношении семей, один из членов которых болен шизофренией; их сила «поглощения» того, кто угрожает их жесткой стабильности, действительно впечатляет. Как правило, терапевт консультирует другого терапевта, как только тот почувствует, что вовлечен в игру со своим пациентом или пациентами. Только рассказав об этой проблеме другому терапевту, он сможет выйти за рамки, в которые заключен.
-247- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ мими главными героями, так же как и их друзьями, и родственниками. Предписания типа «Будьте внимательны друг к другу», «Не имей неприятностей с полицией» и подобные вряд ли могут считаться терапевтическими, хотя они наивно предлагают некие рецепты. Эти рекомендации основываются на допущении, что стоит только захотеть «небольшое желание» и все можно изменить, следовательно, человек или люди могут выбирать между здоровьем и страданием. Это допущение не что иное, как иллюзия альтернатив, поскольку пациент может все время отвергать его неприступным возражением: «Мне это не поможет». Добросовестные пациенты — так мы обозначаем людей, которые не притворяются, — обычно пытались и потерпели неудачу во всех видах самодисциплины и упражнениях по укреплению силы воли еще задолго до того, как поделились своим горем с другими, и им было сказано «возьмите себя в руки». По существу, симптом ~ это что-то ненамеренное и, следовательно, автономное. Но это просто иной способ сказать, что симптом — это часть спонтанного поведения, в самом деле настолько спонтанного, что даже сам пациент ощущает это как что-то неконтролируемое. Колебание между спонтанностью и насилием, которое делает симптом парадоксальным, проявляется как в переживаниях пациента, так и во влиянии его на других, Если какой-то человек хочет повлиять на поведение другого человека, существует два основных способа сделать это. Первый заключается в попытке заставить другого поступать по-иному. Этот подход, как мы только что видели, не воздействует на симптомы, потому что у пациента нет обдуманного контроля за своим поведением. Другой подход (в 7.5 приведены его примеры) заключается в том, чтобы заставить его поступать так, как он поступал и до этого. В свете вышесказанного это сводится к. парадоксу: «будь спонтанным». Если кого-то попросят принять участие в специфическом виде поведения, которое кажется спонтанным, этот человек
-248- ГЛАВА 7. ПАРАДОКС В ПСИХОТЕРАПИИ больше не сможет быть спонтанным, потому что требование делает спонтанность невозможной*. Кроме того, если терапевт инструктирует пациента представить свой симптом, он требует спонтанного поведения и этим парадоксальным предписанием навязывает пациенту изменение поведения. Симптоматическое поведение больше не спонтанно, и пациент, следуя предписанию терапевта, выходит за рамки симптоматической игры без окончания, которая до этого момента не имела метаправил для изменения собственных правил. Что-то происходит, и установка «потому что это не может мне помочь» и то же самое поведение — «потому что мой терапевт сказал мне так» — больше не различаются. 7.32. Удаление симптома Создается впечатление, что техника предписания симптома (как техника для устранения двойной ловушки) находится в остром противоречии с теми догматами психоаналитически ориентированных психотерапий, которые осуждают и запрещают прямое вмешательство в симптомы. Однако в последние годы накоплено много данных, подтверждающих предположение, что если исчезнет только один симптом, то за этим не последует никаких ужасных последствий — в зависимости, конечно, от того, какое симптоматическое поведение было достигнуто*'. Неизбежный эффект этого вида коммуникации можно легко проверить. Если Р вскользь замечает О: «Твоя поза в этом кресле, кажется очень расслабленной» и продолжает смотреть на О, то хотя он просто описал поведение, возможно О тот час же почувствует себя неловкой и зажатой, и ей придется изменить описанную позу, чтобы сноса почувствовать комфорт и расслабленность. Существует басня о том, как сороконожку спросили, каким образом она умудряется передвигать всеми своими ножками с такой элегантной легкостью и прекрасной координацией. С этого момента сороконожка больше не смогла сделать и шагу, " Единственный способ не достичь симптоматического поведения — вызвать изменение только в одном человеке, вовлеченном в близкие отношения (см.7.33).
-249- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ Нет сомнений в том, что, например, пациент, страдающий анорексией, которого кормили насильственным образом, становится депрессивным и стремится к суициду, но это не тот вид терапевтического вмешательства, который мы здесь описываем. Более того, должно быть ясно, что чьи-то ожидания по поводу результата вмешательства зависят от философии терапии. Например, так называемые, бихевиоральные терапевты (Уолп (Wolpc), Айзенк (Eysenek), Лацарус (Lazarus) и т. д.) по сравнению с представителями психоаналитической теории относят научение к эмоциональным нарушениям и, следовательно, очень не жалеют о возможных болезненных эффектах чисто симптоматического лечения. Их утверждение, что удаление симптома не создает новых и худших симптомов и что их пациенты не стремятся к суициду, заслуживает серьезного рассмотрения. Таким же образом, если пациенту дают инструкцию представить свой симптом, и в процессе этого осуществления он обнаруживает, что в состоянии избавиться от него, то это, с нашей точки зрения, поистине эквивалентно результату «инсайта» в классическом психоанализе, хотя кажется, что никакого инсайта не произошло. Но даже в реальной жизни, вездесущий феномен изменения редко сопровождается «инсайтом». Мы даже пойдем дальше, утверждая, что с коммуникационной точки зрения, наиболее традиционные виды психотерапии более симптомо-ориентиро-ваны, чем может показаться на первый взгляд. Терапевт, который последовательно, обдуманно игнорирует жалобы пациента на симптомы, сигнализирует, более или менее явным образом, что все хорошо и то, что стоит «за» симптомом — это единственное, что имеет значение. Такому противоположному отношению к симптому, как к целительному фактору, возможно уделяется слишком мало внимания. 7.33. Симптом в межличностном контексте Однако существует еще одна важная проблема, касающаяся психодинамического предостережения
-250- ГЛАВА "7. ПАРАДОКС В ПСИХОТЕРАПИИ против чисто симптоматического освобождения. Убедившись в эффективности бихсвиоральной терапии, в которой пациент рассматривается как монада, мы упустили в теории, так же как и в приведенных историях, какое-либо упоминание интеракционного эффекта радикального улучшения состояния пациента. В нашем опыте (4.44, 4.443) такие изменения чаще всего не сопровождаются появлением новых проблем или обострением существующего состояния другого члена семьи. Просмотрев литературу по бихевиоральной терапии, создается впечатление, что терапевт (рассматриваемый один на один со своим индивидуальным пациентом) не видит какой-либо взаимосвязи между этими двумя феноменами и будет вынужден рассматривать новую проблему опять в монадной изоляции. 7.34. Краткий обзор Долгое время техника предписания симптома применялась психиатрами интуитивно. Насколько нам известно, она была введена в литературу в 1925 году Данлапом (Donlap) (39, 40) в эпизоде, связанном с негативным утверждением. Его метод состоял в том, что для того чтобы заставить пациента что-то сделать, он сообщает ему, что он (пациент) не может это сделать. Франки (Frankl) (46, 47) относится к этому вмешательству, как к «парадоксальной интенции», но не предлагает логического обоснования ее эффективности. В психотерапии шизофрении подобная техника является важной тактикой прямого анализа Розена (Rosen) (129). Он относится к ней, как «reductio an absurum» или «повторное предписание психоза»; детальное описание его техники можно найти в пространном определении Шефлсна (137). Понятие «предписание симптома» было впервые представлено в работе Бейтсона по проекту «Семейная терапия в шизофрении». Эта группа точно вносит ясность в парадоксальную природу этой техники. Например, Хэйли (60, р. 20—59) показывает, что такой вид парадоксальных
-251- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ предписаний играет важную роль фактически во всех техниках трансовой индукции и приводит много примеров его применения в гипнотерапии как из его наблюдений за техникой Милтона Эриксона (М. Erickson), так и из собственного опыта. Джексон написал работу о применении этого метода исключительно с параноидальными пациентами (71, 72, 77), и эта работа будет детально позже в этой главе описана. В более раннем докладе Джексон и Викленд (75) обсуждают подобные техники и семейной терапии. 7.4. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ДВОЙНЫЕ ЛОВУШКИ Предписание симптома — это только форма многих различных парадоксальных вмешательств, относимых к понятию терапевтической двойной ловушки; в свою очередь, они, конечно же, являются только одним классом терапевтических коммуникаций, хотя существует много других подходов, традиционно применяемых в психотерапии. Если в этой главе мы и фокусируем внимание на парадоксальных коммуникациях, как на целебных факторах, то только потому, что с коммуникационной точки зрения существуют более сложные и сильные вмешательства, и поэтому трудно представить, что симптоматическая двойная ловушка может быть нарушена чем-то другим, противоположным двойным ловушкам или, что бесконечные игры завершаются чем-то менее сложным, чем контригрой (155). Similia similibus curantur — другими словами, было обнаружено, что то, что сводит людей с ума, должно, в конце концов, быть полезным в их движении к нормальности. Это не отрицает важности человеческого отношения терапевта к своему пациенту, или то, что твердость, понимание, искренность, теплота и сострадание не имеют место в этом контексте, ни того, что это подразумевает, а именно то, что все эти вопросы — хитрость, игры и тактики. Психотерапия немыслима без этих свойств в терапевте, и в последующих примерах
-252-
ГЛАВА 1. ПАРАДОКС В ПСИХОТЕРАПИИ видно, что более традиционные техники объяснения и понимания часто работают рука об руку с посредничеством двойных ловушек. Однако предполагается, что одни эти свойства не достаточны для того, чтобы иметь дело с парадоксальными сложностями нарушенной интеракции. По своей структуре терапевтическая двойная ловушка — это зеркальный образ ловушки патогенной (см. 6.431): (1) Это предполагает напряженные взаимоотно (2) В этом контексте дается предписание, которое (3) Терапевтическая ситуация защищает пациен · Это может показаться не очень убедительным, но фактически редко можно встретить пациента, который не примет, даже самые абсурдные предписания (например: «Я хочу, чтобы вы усилили вашу боль») без большого количества вопросов.
-253- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ Следовательно, даже если предписание — логически абсурдное, то это — прагматическая реальность: пациент не может не реагировать на это, но также не может реагировать своим обычным, симптоматическим, образом. Следующие примеры (7.5) показывают как терапевтическая двойная ловушка заставляет пациента выйти за рамки его дилеммы. Этот шаг, который он не в состоянии сделать сам, но который становится возможным, когда начальная система разовьется -- или из-за индивида и его симптома, или из-за двух или более человек и их бесконечной игры без окончания (но наиболее часто комбинация из того и другого) -в огромную систему, которая теперь включает и постороннего эксперта. Это не только дает возможность каждому участнику посмотреть на старую систему со стороны, но и позволяет ввести метаправила, которые старая система не в состоянии создать внутри самой себя. У терапевтических двойных ловушек существует очень много теоретических аспектов, практическое применение которых более сложный вопрос. Достаточно сказать, что выбор подходящего парадоксального предписания — крайне сложное занятие, и, если и остается незначительная лазейка, то у пациента обычно возникает сложность в ее опознании, и поэтому терапевту приходится планировать, как выбраться из неудачной ситуации. 7.5. ПРИМЕРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ДВОЙНЫХ ЛОВУШЕК Предлагаемая коллекция примеров не претендует ни на то, чтобы быть особенно репрезентативной, ни на то, чтобы быть более иллюстративной, чем примеры в 7.34. Однако она продемонстрирует некоторые возможности применения этой терапевтической техники, предлагая примеры как из индивидуального, так
-254- ГЛАВА 7. ПАРАДОКС В ПСИХОТЕРАПИИ и совместного лечения, включая множество диагностических процедур. Первый пример. В обсуждении теории двойной ловушки уже отмечалось, что параноидальный пациент часто сосредотачивается на абсолютно второстепенных и несвязанных феноменах, поскольку для него нереально правильное восприятие и комментирование центральной проблемы (парадокса). В самом деле, наиболее поразительное в параноидальном поведении — это крайняя подозрительность совместно с фактической неспособностью подвергнуть эту подозрительность определенной проверке, которая разрешит ее тем или иным образом. Таким образом, в то время как пациент кажется отчужденным и все знающим, он страдает от огромного пробела в жизненном опыте, и вездесущее предписание против правильного восприятия имеет двойной эффект; оно мешает ему заполнить эти пробелы соответствующей информацией, и оно усиливает его подозрительность. Джексон (72, 77), основываясь на понятии парадоксальной коммуникации, описал особенную технику интеракции с параноидальными пациентами, предлагая просто научить пациента быть более подозрительным. Предлагаем рассмотреть два примера. (а) Пациент боится, что кто-то установил микрофон в кабинете терапевта. Терапевт, вместо того чтобы развеять это подозрение, становится «соответствующим образом» встревоженным и ставит пациента в терапевтическую двойную ловушку, заявляя, что до конца сеанса они вместе смогут обыскать весь кабинет. Перед пациентом возникает иллюзия альтернатив: он может принять участие в поиске или отказаться от параноидальной идеи. Он выбирает первую альтернативу и во время тщательного поиска он становится вес больше и больше неуверенным и смущенным из-за своего подозрения, но терапевт не успокаивается до тех пор, пока каждый гвоздь и щель в кабинете не будут проверены ими вместе. Затем пациент перешел
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|