Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неудобство ясного мышления 21 глава




В теории доказательств, понятие процедура при­нятия решения относится к методам нахождения дока-

 

-284-


зательств истинности или лжи утверждения, или всего класса утверждений, сделанных внутри формализован­ной системы. Используемое понятие проблема реше­ния относится к вопросу, существует или нет процеду­ра того типа, который был только что описан. Следо­вательно, проблема решения имеет положительное ре­шение, если может быть найдена процедура решения, в то время как отрицательное решение состоит из до­казательства, что процедуры решения не существует. Таким образом, проблемы решения относятся или к вычисляемым или к нерешаемым.

Однако существует и третья возможность. Опре­деленное (положительное или отрицательное) реше­ние проблемы решения возможно только там, где про­блема в принципе лежит внутри области (области при­менимости) определенной процедуры принятия реше­ния. Если процедура принятия решения применена к проблеме вне се области, вычисление продолжится бесконечно, даже без указания, что никакого решения (положительного или отрицательного) не ожидается*.

Сейчас мы опять сталкиваемся с понятием нере­шаемости.

8.62. Доказательство Гелеля

Это понятие является центральным в выше упо­мянутой работе Гёдела, которая рассматривает фор­мально нерешаемые теоремы. Формализованная сис­тема, выбранная им для его теоремы, является «Principia Mathematica», монументальная работа, написанная Уайтхедом (Whitehcad) и Расселом (Russell) по изуче­нию основ математики. Гсдсл смог показать, что в этой или эквивалентной системе возможно сконструировать утверждение G, которое (1) доказывается из предпо­сылок и аксиом системы, но которое (2) объявляет

* Это так называемая останавливающаяся проблема в проце­дуре принятия решения: она аналогична нашему понятию беско­нечной игры в человеческой коммуникации (7.2).

 

 

-285-


ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ

себя недоказуемым. Это значит, что если G доказа­тельно в системе, его недоказательность (что оно и говорит о себе) также доказательно. Но если и доказа­тельность и недоказательность могут быть выведены из аксиом системы, и сами аксиомы совместимы (что является частью доказательства Гёдела), тогда G — не­доказуемо в понятиях системы так же, как парадок­сальное предсказание, представленное в 6.441, не спо­собно принимать решение в понятиях своей «систе­мы», которая является информацией, содержащейся в сообщении учителя и в контексте, в котором оно сде­лано*.

Доказательство Гёдела имеет следствия, которые выходят за пределы математической логики; в самом деле, она доказывает раз и навсегда, что любая фор­мальная система (математическая, символическая и т. д.) — неизбежно неполная в смысле, описанном выше, и, что, следовательно, логичность такой систе­мы может быть доказана, если прибегнуть к методам доказательств, более общим, чем тс, которые может генерировать сама система.

8.63. Tractatus Виттгенштейна и парадокс

СУЩЕСТВОВАНИЯ

Мы так подробно рассмотрели работу Гёдела, по­тому что мы видим в ней аналогию с тем, что мы называем основным парадоксом существования чело­века. Человек — это, в конце концов, субъект и объект поисков. В то время как вопрос, может ли его разум считаться чем-то похожим на формализованную сис-

" Заинтересованному читателю предлагаем обратиться к пре­восходному нематематическому объяснению теоремы Гёдсля Нэй-джелом и Ньюманом (108). К чести наших знаний на сходство между теоремой Гёдела и парадоксальным предсказанием впер­вые указал Нерлич (Nerlieh) (111), и мы верим, что парадокс -■ это возможно наиболее элегантная нематематическая аналогия теоремы, более предпочтительная даже, чем нечисловой поход Финдлея (Findlay) (44).

 

-286-


тему, как было определено в предыдущей абзаце, воз­можно является таким, на который невозможно отве­тить, его поиски понимания смысла своего существо­вания являются попыткой к формализации. В этом и только в этом смысле мы считаем, что определенные результаты теории доказательств (особенно в области рефлексии и неспособности принимать решения) име­ют отношение к делу. Это никоим образом не является нашим открытием; фактически, за десять лет до опуб­ликования Гёделом своей блестящей теоремы, другой великий ум нашего столетия уже сформулировал этот парадокс в философских понятиях, а именно Людвиг Виттгснштейн (L. Wittgenstein) в «Tractatus Logico-Philosophicus» (168). Возможно нигде этот экзистен­циальный парадокс не был определен более понятно или мистически не соответствовал более достойной позиции, как конечному шагу, превосходящему этот парадокс. Виттгенштейн показывает, что мы могли бы узнать что-то о мире в целом, только если мы сможем выйти за его пределы; по если бы это было бы воз­можно, то этот мир не был бы больше целым миром.

Однако наша логика ничего не знает о том, что находится вне его:

Логика наполняет мир: границы мира также се граница.

Следовательно, мы не можем сказать логически: Это и это есть в мире, а этого нет.

Для этого, очевидно, следует предположить, что мы исключаем определенные возможности, и это не может быть причиной, поскольку иначе логика долж­на выйти за пределы мира: т. е. если возможно — не­обходимо рассматривать эти границы и с другой сто­роны.

То, о чем мы не можем думать, мы не можем думать: следовательно, мы не можем сказать, о чем мы не можем думать (168, р. 149—51).

Тогда мир — конечен и в то же время безграни­чен, безграничен именно потому, что нет ничего сна­ружи и нет ничего внутри, что в совокупности созда-

 

-287-


ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИИ

вало бы границу. Но если так, тогда из этого следова­ло бы, что «Мир и жизнь — едины. Я — это мой мир» (р. 151). Таким образом, человек и мир больше не те сущности, чья функция взаимоотношения некоторым образом руководствуется вспомогательным глаголом иметь (то, что один имеет другого, содержит это или принадлежит этому), но существенным быть: «Субъект не принадлежит миру, но это — граница мира» (р. 151, курсив наш).

Внутри этого ограничения может быть задан мно­гозначительный вопрос, и на него может быть дан от­вет: «Если можно задать вопрос обо всем, тогда на него может быть дан ответ» (р. 187). Но «решение загадки жизни во времени и в пространстве лежит вне времени и пространства» (р. 185). Теперь абсолютно очевидно, что внутри рамок ничего не находится и об этих рамках даже ничего не может быть спрошено. Тог­да решение — это не поиск ответа на загадку суще­ствования, но реализация того, что не является загад­кой. Это сущность прекрасных, почти дзен буддист­ских, последних предложений «Traclatus»:

Ответ, который не может быть выражен вопро­сом, также не может быть выражен. Загадки не суще­ствует...

Нам кажется, что даже если на все возможные научные вопросы будут даны ответы, они попсе не коснутся проблем жизни. Конечно, тогда не останется ни одного вопроса, и это просто ответ.

Создается впечатление, что решение проблемы жизни находится в исчезновении этой проблемы. (Не эта ли причина, из-за которой человек, которому после долгих сомнений становится ясен смысл жизни, не может сказать, в чем этот смысл заключается?)

Это действительно невыразимо. Это показывает себя; это мистическое... то...

То, о чем нельзя говорить, нужно молчать (р. 187-189).

 

 

-288-


ГЛОССАРИЙ

Этот глоссарий содержит только те понятия, ко­торым не даны определения в тексте и которые не яв­ляются частью повседневного языка. Источники — Donald's Medical Dictionary (DMD) и Hinsie & Shatsky's Psechiatric Dictionary (H&S)

Folie a deux — французский эквивалент «двойного су­масшествия». Понятие, используемое в тех случаях, когда два человека, духовно связан­ные друг с другом, одновременно страдают психозом, и тогда создается впечатление, что один член пары оказывает влияние на дру­гого. Конечно же, это состояние не ограни­чено двумя личностями и может включать три и даже более личностей (folie a tros и т. д.).

Абулия (abulia) - - потеря или отсутствие силы воли (DMD).

Лнорексия (anorexia) — отсутствие или потеря аппети­та. Более детально, это нервное состояние пациента, который потерял аппетит и ест так мало, что это приводит к истощению (адап­тировано из DMD).

Аутизм (прил. аутичный) (autism, adj. autistic) — состоя­ние человека с доминированием субъектив­ных, эгоцентричных мысленных или пове­денческих тенденций (DMD).

Бихевиоральная терапия (behavior therapy) — форма психотерапии, основанная на теории науче­ния; поведение, включая симптоматичное поведение, которое рассматривается как ре­зультат процесса научения и, поэтому, под­верженное «разучению» (освобождению от условий).

Внешнее выражение подсознательных психических про­цессов (acting-out) — выражение эмоцио-

10 Прагматика человеческих коммуникации

 

-289-


ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ

нального напряжения в поведении в ситуа­ции, которая может не иметь ничего обще­го с источником напряжения; обычно от­носится к импульсивному, агрессивному или в целом, антисоциальному поведению (адап­тировано из H&S).

Вторичная выгода — психоаналитическое понятие, от­носящееся к косвенным, межличностным преимуществам, которые невротик извлека­ет из своего состояния, например жалобы, повышенное внимание, свобода от повсед­невных обязанностей и тому подобное.

Гештальт (geshtalt) — форма, паттерн, структура или конфигурация.

Гештальт психология (geshtalt psychology) — изучение психических процессов и поведения как це­лостных, а не как изолированных или фраг­ментарных единиц.

Деперсонализация (depersonalisation) — процесс посте­пенного распада, потеря идентичности, лич­ности, «Я». Психический феномен, харак­теризуемый утратой чувства реальности себя. Часто возникает вместе с потерей чувства реальности других и окружения (H&S).

Депрессия (depression) — сложное (комплексное) чув­ство, колеблющееся от неудовлетвореннос­ти до глубокой подавленности и безнадеж­ности; часто сопровождается более или ме­нее абсурдными ощущениями вины, прова­ла и недостойности, как при саморазруши­тельных тенденциях. Обычно ей сопутству­ют нарушения сна, аппетита и общее сни­жение многих физиологических процессов.

Диада (diad) — элементарная единица, относящаяся к взаимоотношениям между двумя организма­ми, в противоположность — монаде; подоб­ным же образом, «триада» — единица, со­стоящая из трех элементов.

 

-290-


i ni и ii;ai ц u i

Игра с ненулевой суммой (nonzero-sum game) - см. nir ория игр.

Игра с нулевой суммой (zero-sum game) — см. теория игр.

Истерия (hysteria) — невротическое состояние, харак­теризуемое превращением эмоциональных конфликтов в физические проявления — например, боль, потерю чувствительности, паралич, тоническую судорогу — без реаль­ного физического повреждения органа или органов.

Кинесика (kinesics) — (1) невербальная коммуника­ция (например, язык тела и т. д.); (2) изуче­ние этого.

Компульсивность (компульсивпое) (compulsion) (-ive) — непреодолимый импульс совершить дей­ствие вопреки мнению или воли (DMD).

Конфликт Эдипа (Эдипов конфликт) (Oedipus conflict) — Эдип Туранн, герой греческой мифологии, воспитанный приемными родителями, в ссо­ре убил своего настоящего отца и впослед­ствии женился на своей матери. Позже, когда он узнал об истинных взаимоотношениях, он ослепил себя (DMD). Этот миф был введен в психиатрию Фрейдом в качестве парадигмы тяготения между ребенком и родителем про­тивоположного пола, для особенных внутри­семейных конфликтов, происходящих из этого тяготения и его причастности к психосексу­альному развитию личности.

Мета (meta-) - - приставка, обозначающая «измене­ние в положении», «вне», «выше» «превы­шающий» и т. д. Здесь, в общем, использу­ется как ссылка на предмет знания о пред­мете знания или область изучения, напри­мер, метаматематика, метакоммуникация.

Монада (прил. монадный) (monad, adj.monadic) — эле­ментарная единица одного, рассматриваемая

 

 

-291-


ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ

в изоляции. Здесь, в основном, использует­ся для того, чтобы обозначить индивида вне его коммуникационной связи, в противо­положность диаде или триаде.

Патогеншсть (pathogenicity) — свойство вызывать или способность вызывать патологические изме­нения или болезнь.

Побег (runaway) — потеря стабильности в системе, вследствие неконтролируемого усиления от­клонения от равновесия.

Прогрессивный паралич (general paresis) — (прогрессив­ный паралич, паралитическое слабоумие, болезнь Бсйля). Психическое состояние, ха­рактеризуемое психическими и физически­ми симптомами, как следствие сифилиса центральной нервной системы (H&S).

Психогенный (психогениость) (psychogenrtic (psycho-genicity)) — имеет внутрипсихическос, атак же эмоциональное или психологическое происхождение (в отношении симптома), противоположное органическому основа­нию.

Психоневротик (psychoneurotic) — имеющий отноше­ние к эмоциональному расстройству, харак­теризуемый ими — психогенной природой и ее функциональными (скорее, чем органи­ческими) симптомами (например, фобия — истерия).

Психопатология (psychopathology) — (1) Общее поня­тие для обозначения эмоциональных и/или психических заболеваний или нарушений; (2) направление медицины, занимающееся этими состояниями.

Психосоматический (psychosomatic) — имеющий отно­шение к взаимоотношению души и тела; те­лесные симптомы психического, эмоцио­нального или душевного происхождения (DMD).

 

-292-


глогл;лпии

Психотик (psychotic) — имеющий отношение к пси­хозам, т. е. к психическим состояниям или органической или функциональной (психо­генной) природе такой степени, что инди­видуальное, интеллектуальное, профессио­нальное, социальное и т. д. функциониро­вание пациента ухудшено, в то время как у психонсвротичсского пациента это ухудше­ние только частичное и ограничено опреде­ленными сферами жизни.

Садомазохизм (садомазохистский симбиоз) (sado­masochistic symbiosis) — форма человеческих взаимоотношений, характеризуемая причи­нением физического и/или морального стра­дания одного партнера другому.

Совместная психотерапия (conjoint psychotherapy) — психотерапия пар или всей семьи, чьи чле­ны лечатся вместе во время совместных се­ансов (75).

Супружеская терапия (marital therapy) — см. совмест­ная терапия.

Теория игр (theory of games) — математический инст­румент, используемый для анализа соци­альных взаимоотношений людей; введен фон Ньюманом в 1928 году и первоначаль­но применялся для стратегий принятия ре­шений в экономике, сейчас распространя­ется на многие виды межличностных по­ведений. (1) Игры с нулевой суммой (zero-sum games): игровые ситуации, в которых выигрыш одного игрока и проигрыш его оппонента в сумме всегда дает ноль, т. е. это чистое состязание (конкуренция), по­скольку выигрыш одного игрока — это про­игрыш другого. (2) Игры с ненулевой сум­мой (nonzero-sum) — игровые ситуации, в которых выигрыш и проигрыш не являют­ся инверсионно фиксированными и, таким

 

 

-293-


ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ

образом, не обязательно в сумме имеют ноль; они могут быть прямо фиксирован­ными (чистая коллаборация) или только частично фиксированными (смешенные стратегии).

Терапия пар (couple therapy) — см. совместная терапия.

Трансфер (transfer) — в психоанализе — воспроизведе­ние забытых и представленных переживаний раннего детства. Воспроизведение в целом принимает форму видений или реакций, проявляющихся во время психоаналитичес­кого лечения (H&S).

Триада (triad) — см. диада.

Феноменологический (phenomenologic) — соответствие специфического подхода (феноменологии) к данным реальности, который изучает их, не делая никаких попыток объяснить их.

Фобия (phobia) — болезненный страх, ассоциируемый или с определенными предметами, или с определенными ситуациями.

Человек из индуцированного окружения (Identified pati­ent) — член семьи, которому поставлен ди­агноз психического больного.

Шизофрения (schisophrenia) — психическое состояние, в котором находится примерно половина па­циентов психиатрических лечебниц и при­мерно четверть всех пациентов больниц в США. Понятие было предложено швейцар­ским психиатром Э. Блсйлером и обознача­ет психоз, отмеченный фундаментальными нарушениями в представлениях пациента о реальности, в формировании понятий, аф­фектами, и поэтому его поведения в це­лом. Зависящая от специфической симпто­матики, шизофрения обычно подразделяется на различные подгруппы, например, пара­ноидную, гебефрсническую, кататоническую и простые формы.

 

 

-294-


ГЛОССАРИИ

Эмоциональная травма (emotional trauma) -- эмоцио­нальный шок, который оказывает последу­ющее влияние на психику (DMD).

Энтелехия (entelechy) — предполагаемое врожденное или потенциальное свойство живых существ развиваться вплоть до специфической конеч­ной стадии.

Этология (chology) -- изучение поведения животных (DMD).

 

 

-295-


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Albec, Edward, Who's Afraid of Virginia Woolf? New York:

Atheneum Publishers, 1962.

2. Aptcr, Julia Т., «Models and Mathematics. Tools of the

Mathematical Biologist». Journal of the American Medical Association, 194: 69-72, 1965.

3. Artiss, Kenneth L., ed. The Symptom as Communication in

Schizophrenia. New York: Gome & Stratton, Inc., 1959.

4. Ashby, W. Ross, Design for a Brain. New York: John Wiley &

Sons, Inc., 1954.

5. Ashby, W. Ross, An Introduction to Cybernetics. London:

Chapman & Hall, Ltd., 1956.

6. Bateson, Gregory, «Culture Contact and Schismogenesis». Man,

35: 178-83, 1935.

7. Bateson, Gregory, «Social Planning and the Concept of

"Deutero-Learning" in Relation to the Democratic Way of Life». Science, Philosophy and Religion, Second Symposium, New York: Harper & Brothers, 1942, pp. 81-97.

8. Bateson, Gregory, «A Theory of Play and Fantasy». Psychiatric

Research Reports, 2: 39—51, 1955.

9. Bateson, Gregory, «The Message «This is Play». In Transactions

of the Second Conference on Group Processes. New York: Josiah Macy, Jr., Foundation, 1956, pp. 145—242.

10. Bateson, Gregory, Naven, 2nd ed. Stanford: Stanford Univer-

sity Press, 1958.

11. Bateson, Gregory, «The New Conceptual Frames for Be-

havioral Research». Proceedings of the Sixth Annual Psy­chiatric Institute. Princeton: The New Jersey Neuro-Psychiatric Institute, 1958, pp. 54—71.

12. Bateson, Gregory, «The Group Dynamics of Schizophrenia».

In Lawrence Appleby, Jordan M. Scher, and John Gum­ming, eds., Chronic Schizophrenia. Exploration in Theory and Treatment. Glencoe, Illinois: The Free Press, 1960, pp. 90-105.

13. Bateson, Gregory, «Minimal Requirements for a Theory of

Schizophrenia». Archives of General Psychiatry, 2: 477— 91, 1960.

 

-296-


БИБЛИОГРАФИЯ

14. Bateson, Gregory, «The Biosocial Integration of the Schizo-

phrenic Family». In Nathan W. Ackerman, Frances L. Beatman, and San ford N. Sherman, eds., Exploring the Base for Family Therapy, New York: Family Service Association, 1961. pp. 116—22.

15. Bateson, Gregory, ed., Perceval's Narrative, A Patient's Ac-

count of his Psychosis, 1830—1832. Stanford: Stanford University Press, 1961.

16. Bateson, Gregory, «Exchange of Information about Patterns of

Human Behavior». Paper read at Symposium on Infor­mation Storage and Neural Control, Houston, Texas, 1962.

17. Bateson, Gregory, personal communication.

18. Bateson, Gregory; Jackson, Don D.; Haley, Jay; and

Weakland, John, «Toward a Theory of Schizophrenia». Behavioral Science, 1: 251—64, 1956.

19. Bateson, Gregory, and Jackson, Don D., «Some Varieties of

Pathogenic Organization». In David McK. Rioch, ed., Disorders of Communication, Volume 42, Research Publications. Association for Research in Nervous and Mental Disease, 1964, pp. 270—83.

20.Bavelas, Alex, personal communication.

21.Benedict, Ruth, Patterns of Culture. Boston: Houghton-Mifflin

Company, 1934.

22. Bcrdyacv, Nicholas, Dostoevsky. New York: Meridian Books,

1957.

23. Berne, Eric, Transactional Analysis in Psychotherapy. New York:

Grove Press, Inc., 1961.

24. Berne, Eric, Games People Play. New York: Grove Press,

Inc., 1944.

25. Benalanffy, Ludwig von, «An Outline of General System

Theory». British Journal of the Philosophy of Science, I: 134-65, 1950.

26. Bertalanffy, Ludvig von, «General System Theory». General

Systems Yearbook, 1: 1 — 10. 1956.

27. Bertalanffy, Luchvig von, «General System Theory — A Critical

Review». General Systems Yearbook, 7: 1—20, 1962.

28. Eirdwhistell, Ray L., «Contribution of Linguistic — Kinesic

Studies to the Understanding of Schizophrenia». In Alfred Auerback, ed., Schizophenia. An Integrated Approach. New York: The Ronald Press Company, 1959, pp. 99-123

 

-297-.


ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ

29. Bochenski, I. M., A History of Formal Logic. Notre Dame,

Indiana: University of Notre Dame Press, 1961.

30. Bolzano, Bernard, Paradoxien des Unendl/chen | Paradoxes of

the Infinite], 2nd ed., Fr. Prihonsky, ed., Berlin: Mayer und Muller, 1889.

31. Boole, George, Mathematical Analysis of Logic; Being an Essay

towards a Calculus of Deductive Reasoning. Cambridge: Macmillan, Barclay, & Macmillan, 1847.

32. Buber, Martin, «Distance and Relation». Psychiatry, 20: 97—

[04, 1957.

33. Carnap, Rudolph, Introduction to Semantics. Cambridge:

Harvard University Press, 1942.

34. Cherry, Colin, On Human Communication. New York: Sci-

ence Editions, 1961.

35. Gumming, John, «Communication: an approach to chronic

schizophenia». In Lawrence Appleby, Jordan M. Schcr, and John Gumming, eds., Chronic Schizophrenia. Exploration in Theory and Treatment. Glencoe, Illinois: The Free Press, 1960, pp. 106-19.

36. Davis, R. C, «The Domain of Homeostasis». Psychological

Review, 65: 8-13, 1958.

37. Dostoevsky, Fcdor M., The Possessed. New York: The Mac-

millan Company, 1931.

38. Dostoevsky, Fedor M., «Notes from Underground». In The

Short Novels of Dostoevsky. New York: The Dial Press, Inc., 1945, pp. 127-342.

39. Dunlap, Knight, «A Revision of the Fundamental Law of

Habit Formation». Science, 67: 360—2, 1928.

40. Dunlap, Knight, «Repetition in the Breaking of Habits».

Scientific Monthly, 30: 66-70, 1930.

41. Durrell, Lawrence, Clea. New York: E. P. Dutton & Co., Inc.,

1960.

42. Ferreira, Antonio J., «Family Myth and Homeostasis». Ar-

chives of General Psychiatry, 9: 457—63, 1963.

43. Ferreira, Antonio J., «Psychosis and Family Myth». Unpub-

lished manuscript.

44. Findlay, J., «Goedelian Sentences: a non-numerical approach».

Mind, 51: 259-65, 1942.

45. Frank, Lawrence K., «The Prospects of Genetic Psychology».

American Journal of Orthopsychiatry, 21: 506—22, 1951.

 

 

-298-


БИБЛИОГРАФИИ

46. Frankl, Victor E., The Doctor and (he Soul. New York: Alfred

A. Knopf, Inc., 1957.

47. Franki, Victor E., «Paradoxical Intention». American Journal

of Psychotherapy, 14: 520-35, I960.

48. Frege, Gottlob, Grundgesetze der Arithmetik begriffsschrifllich

abgeleitet | Basic Laws of Arithmetic], Volume 1. Jena; Vertag Hermann Penis, 1893.

49. Freud, Sigmund, New Introductory Lectures on Psychoanalysis.

New York: W. W. Norton & Company, Inc., 1933.

50. Freud, Sigmund, «The Interpretation of Dreams». In The Basic

Writings of Sigmund Freud. New York: The Modern Library, Inc., 1938.

51. From m-Reich man n, Frieda, «A Preliminary Note on the Emo-

tional Significance of Stereotypics in Schizophrenics». Bulletin of the Forest Sanitarium, 1: 17—21, 1942.

52. Fry, William F., Jr., «The Marital Context of the Anxiety

Syndrome». Family Process, 1: 245—52, 1962.

53. Fry, William F., Jr., Sweet Madness: A Study of Humor. Palo

Alto: Pacific Books, 1963.

54. Gardner, Martin, «A New Paradox, and Variations on it,

about a Man Condemned to be Hanged». In section «Mathematical Games», Scientific American, 208: 144— 54, 1963.

55. George, F. H., The Brain as a Computer. Oxford: Pergamon

Press, Ltd., 1962.

56. Godcl, Kurt, «Uebcr formal unentschcidbare Satze der

Principia Mathematica und verwandter Systeme I». Monatshefte fur Mathematik und Physik, 38: 173—98, 1931. [English translation: «On Formally Undecidablc Propositions of Principia Mathematica and Related Systems 1». Edinburgh and London: Oliver and Boyd, 1962.

57. Goliwitzer, Helmut, et a!., eds., Dying We Live. The Final

Messages and Records of the Resistance. New York: Pan­theon Books, Inc., 1956.

58. Greenburg, Dan, How to be a Jewish Mother Los Angeles:

Price/Stern/Sloan, 1964.

59. Haley, Jay, «Family Experiments: A New Type of Experi-

mentation». Family Process, 1: 265—93, 1962.

60. Haley, Jay, Strategies of Psychotherapy. New York: Grune &

Stratton, Inc., 1963.

 

 

-299-


ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ

61. Haley, Jay, «Research on Family Patterns: An Instrument

Measurement». Family Process, 3: 41—65, 1964.

62. Hall, A. D., and Fagen, R, E., «Definition of System». General

Systems Yearbook, 1: 18—28, 1956.

63. Harlow, H. F., «The Formation of Learning Sets». Psychlogical

Review, 56: 51-65, 1949.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...