Русское евгеническое движение
Евгеническое движение в СССР сформировалось в 1920 году на учредительном собрании Русского евгенического общества, председателем которого был избран профессор Н.К.Кольцов. В состав бюро общества вошли известные ученые: Т.И.Юдин, В.В.Бунак, Н.В.Богоявленский, А.С.Серебровский. В 1921 году образовалось Петроградское евгеническое общество, которое возглавлял заведующий кафедрой генетики Петроградского университета Ю.А.Филипченко. В Москве стал издаваться “Русский евгенический журнал”, а в Петрограде “Известия бюро по -евгенике”. В этих журналах публиковались статьи антропо- и медико -генетического плана и материалы, посвященные теоретической евгенике. Русское евгеническое движение отвергло “негативную евгенику” и выступило против законов о стерилизации, но каждый по-своему развивал идеи об улучшении человеческого рода методами “позитивной генетики”. Русская евгеника- это обсуждение круга тем и подходов в предвкушении чего-то. В случае Н.К.Кольцова и его евгеники дело идет о комплексном изучении человека, а евгеника Ю.А. Филипченко- это демографическая статистика. Кольцов (1) считал возможным рассматривать евгенику как религию. Он писал: “Идеалы социализма тесно связаны с нашей земной жизнью: мечта об устройстве совершенного порядка в отношениях между людьми такая же религиозная идея, из-за которой люди идут на смерть. Евгеника поставила себе высокий идеал, который также достоин того, чтобы дать смысл жизни и подвигнуть человека на жертвы и самоограничения: создать путем сознательной работы многих поколений высший тип человека, могучего царя природы и творца жизни”. И далее: “Евгеника – религия будущего, и она ждет своих пророков”.
А.С.Серебровский (2) не желал уповать на будущих пророков, а рекомендовал активно действовать: необходимо отделить любовь от деторождения. Следует создать банк сперматозоидов, полученных от высокоодаренных и неотягощенных наследственными болезнями лиц и применять в широком масштабе искусственное осеменение у человека, то есть организовать селекцию человека. В другой статье он писал: “Если подсчитать, какое количество сил, времени и средств высвободилось бы, если бы нам удалось очистить население нашего Союза от различного рода наследственных страданий, то, наверное, пятилетку можно было бы выполнить за 2,5 года”. Здесь он, несомненно, имеет в виду накопление “генетического груза” в популяции человека и верит в возможность снижения его уровня. Но из песни слов не выкинешь; еще многие годы его будут обвинять в том, что он пытался решить социальные проблемы биологическим путем. Очень скоро он отказался от своих утопических взглядов на селекцию человека. В 1929 г. советские генетики публично отказались от евгенических взглядов, учитывая негативное отношение к евгеническим мероприятиям в различных странах, однако, еще долгие годы их критиковали за евгенизм. Одновременно происходила дискредитация науки "генетики" в Советском Союзе. Другой выдающийся генетик Герман Мёллер (3) в 1936 году даже обратился с письмом к И.В.Сталину, в котором социалистические идеи причудливым образом сочетались с программой искусственного осеменения женщин, что по мысли автора, могло бы улучшить генофонд человеческой популяции и направить в желаемую сторону биологическую эволюцию человека. В предисловии к данной публикации И.А.Захаров (4) пишет: “Главный недостаток как программ Мёллера, так и всех других евгенических концепций состоит в невозможности научно обосновать критерии, по которым можно было бы определять выдающихся производителей в человеческом обществе”.
Есть еще один момент, едва ли не самый главный в обсуждаемой проблеме. Для популяции любого данного вида условием благополучия и приспособляемости к среде является сохранение значительного генетического разнообразия. То же самое справедливо для человеческого общества: его гармоничное и устойчивое функционирование возможно лишь при наличии в нем людей с самыми разными способностями, склонностями и темпераментами. Генетики отвергают методы отбора в человеческом обществе, но обращают внимание на увеличение "генетического груза", накопление летальных и дефектных мутаций в популяциях человека в связи с загрязнением окружающей среды мутагенными и канцерогенными факторами (радиация, химические соединения). Утопичность евгенических взглядов и мероприятий подчеркивается современными знаниями о генетических процессах в популяциях, которые свидетельствуют об очень низких сдвигах частот аллелей в генофонде популяции при снятии пресса отбора. Примером этому могут служить последствия применения закона о стерилизации в Германии в 30-х годах, когда сотни тысяч психических больных были выведены из процесса деторождения. Если в первое десятилетие частота психических заболеваний незначительно снизилась, то уже в 80-х годах 20 –го века она ни сколько не отличалась от уровня психических заболеваний в соседних европейских странах. Следует отметить, что вклад генетической компоненты в развитие психического заболевания даже меньше, чем компоненты среды. На страницах “Русского евгенического журнала” публиковались интересные генеалогические исследования, например, “Родословные наших выдвиженцев” Н.К.Кольцова (5), в которой анализировалось происхождение талантов российских деятелей литературы и культуры: Максима Горького, Леонида Леонова, Федора Шаляпина, Сергея Есенина и других. На основе этого делался вывод: “Рассмотренные нами генеалогии выдвиженцев ярко характеризуют богатство русской народной массы ценными генами”. В статье А.С.Серебровского (6) “Генеалогия рода Аксаковых” интересна тем, что в ней рассматриваются трудности выделения элементов, определяющих психические свойства человека. Если морфологические признаки (цвет глаз, форма носа и т.п.) можно изучать изолированно, то психические свойства такому изучению не поддаются. В другой статье “О задачах и путях антропогенетики” Серебровский выделяет следующие проблемы: 1. генетику физических особенностей, сравнительную генетику; 2. включение человека в список объектов, удобных для генетических экспериментов. Он отмечает, что при изучении психических свойств человека большое значение имеет как характер их наследования, так и характер их проявления (фен). При исследовании отдельных генов, определяющих физические особенности, рекомендует использовать сравнительный анализ фотографий разных поколений в одинаковом возрасте отдельно взятого больного семейства. Здесь же он высказывает пророческую мысль, что антропогенетика может быть использована для сравнительной генетики в узком смысле – для установления сходных генов у разных видов. В настоящее время этот подход широко используется при расшифровке генома человека, выявлении индивидуальных генов с помощью ДНК-зондов и т.д.
Кроме подобных аналитических и антропогенетических статей в “Русском евгеническом журнале” печатались многочисленные евгенические программы различных организаций зарубежных стран без каких - либо коментариев (“Программа Совета Английского евгенического общества”, “Руководящие положения немецкого общества расовой гигиены”, 1922). “Опубликование подобных материалов на страницах журнала без категорической и серьезной критики,- пишут Б.Л.Астауров и П.Ф.Рокицкий (7), - компрометировало имевшие разумное ядро взгляды Кольцова, как и постановку проблемы улучшения наследственности человека в целом, а в будущем оказывало отрицательное влияние на проведение исследований по генетике человека в СССР”. В 1929 году оба советских евгенических журнала перестали издаваться. Ошибки отечественных выдающихся ученых-генетиков в области евгеники еще задолго до генетических дискуссий 30-х и 40-х годов получили исключительно резкое общественно-политическое осуждение в нашей стране. Евгенические идеи и мероприятия осуждались учеными и общественностью стран западного мира за исключением Германии, где пышно расцвела расистская “философия” немецкого фашизма, ставшая государственной доктриной, призывающей к уничтожению целых народов.
Соблазны “евгенизма” живучи, они теплятся в недрах “позитивной” евгеники и время от времени напоминают о себе. Идеология евгенизма обладает особой привлекательностью для людей науки, врачей и представителей средних классов. Подспудно это есть стремление к достижению власти “достойных”; отсюда появление понятия “элита” и “антиэлита” в человеческом обществе, “классовый евгенизм”, “расистский евгенизм”. Спрашивается, под какой стандарт подгонять “улучшенную” породу человека? Под гения, спортсмена, кинозвезду или бизнесмена? А может быть под что-то среднеарифметическое? Если идти по пути евгенизма, то судьи будут назначаться диктаторами, криминальными кланами и очень богатыми организациями. И за этих судей будет идти ожесточенная борьба между партиями и группировками.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|