Классификация зубчатых передач
Зубчатые передачи классифицируются по ряду конструктивных признаков и особенностей.
На рисунке 1 представлены наиболее широко применяемые виды зубчатых передач: 1 - цилиндрическая прямозубая передача; В зависимости от вида передаваемого движения различают зубчатые передачи, не преобразующие передаваемый вид движения и преобразующие передаваемый вид движения. К последним относятся реечные зубчатые передачи, в которых вращательное движение преобразуется в поступательное или наоборот. В таких передачах рейку можно рассматривать, как зубчатое колесо с бесконечно большим диаметром. В зависимости от расположения зубьев на ободе колес различают передачи прямозубые, косозубые, шевронные и с круговыми (спиральными) зубьями.
В зависимости от формы профиля зубьев различают эвольвентные зубчатые передачи и передачи с зацеплением Новикова. В зависимости от взаимного положения зубчатых колес передачи бывают с внешним и внутренним зацеплением. Наиболее распространены передачи с внешним зацеплением. В зависимости от конструктивного исполнения различают закрытые и открытые зубчатые передачи. В закрытых передачах колеса помещены в пыле- и влагонепроницаемые корпуса (картеры) и работают в масляных ваннах (зубчатое колесо погружают в масло до 1/3 радиуса). В зависимости от числа ступеней зубчатые передачи бывают одно- и многоступенчатые.
В зависимости от относительного характера движения осей зубчатых колес различают рядовые передачи, у которых оси неподвижны, и планетарные зубчатые передачи, у которых ось сателлита вращается относительно центральных осей.
Рис. 178 Основные параметры зубчатых колес: 1. Делительными окружностями пары зубчатых колес называются соприкасающиеся окружности, катящиеся одна по другой без скольжения. Эти окружности, находясь в зацеплении (в передаче), являются сопряженными. На чертежах диаметр делительной окружности обозначают буквой d. 2. Окружной шаг зубьев Рt — расстояние (мм) между одноименными профильными поверхностями соседних зубьев. Шаг зубьев, как нетрудно представить, равен делительной окружности, разделенной на число зубьев z. 3. Длина делительной окружности. Модуль. Длину делительной окружности можно выразить через диаметр и число зубьев: Пd = Pt • r. Отсюда диаметр делительной окружности d = (Рt • z)/П. Отношение Pt/П называется модулем зубчатого зацепления и обозначается буквой т. Тогда диаметр делительной окружности можно выразить через модуль и число зубьев d = m • z. Отсюда m = d/z. Значение модулей для всех передач — величина стандартизированная. Для понимания зависимости между величинами Рt т и d приведена схема на рис. 178, II, где условно показано размещение всех зубьев 2 колеса по диаметру ее делительной окружности в виде зубчатой рейки. 4. Высота делительной головки зуба ha — расстояние между делительной окружностью колеса и окружностью вершин зубьев. 5. Высота делительной ножки зуба hf — расстояние между делительной окружностью колеса и окружностью впадин. 6. Высота зуба h — расстояние между окружностями вершин зубьев и впадин цилиндрического зубчатого колеса h = ha + hf.. 7. Диаметр окружности вершин зубьев da — диаметр окружности, ограничивающей вершины головок зубьев. 8. Диаметр окружности впадин зубьев df — диаметр окружности, проходящей через основания впадин зубьев. При конструировании механизма конструктор рассчитывает величину модуля т для зубчатой передачи и, округлив, подбирает модуль по таблице стандартизированных величин. Затем он определяет величины остальных геометрических элементов зубчатого колеса.
Зубчатыми называют механизмы (передачи), в которых движение между звеньями передается с помощью последовательно зацепляющихся зубьев. Простейший зубчатый механизм (рис. 1.32) состоит из двух звеньев (зубчатые колеса), соединенных со стойкой вращательными парами
Основы теории зацепления Для обеспечения постоянства передаточного отношения: Рассмотрим связь между угловыми скоростями двух звеньев (рис. 1.32), образующих высшую пару. Профили П1 и П2, жестко связанные со звеньями 1 и 2, вращаются с угловыми скоростями w1 и w2 относительно неподвижных точек О1 и О2, расположенных друг от друга на расстоянии аw. Проведем через точку С касания профилей общую к ним нормаль N-N и касательную К-К. Из центров вращения звеньев (точки О1 и О2) опустим на нормаль N-N перпендикуляры О1М1 и О2М2. Векторы
Рис. 1.32. Схема передачи вращения двумя звеньями
Спроецируем векторы
Если uN1 ¹ uN2, то профиль П1 либо должен проникнуть в профиль П2, либо отстать от него, что исключается. Из равенства этих составляющих:
w1 × О1М1 = w2 О2М2, следует
Из подобия треугольников О1М1W и О2М2W:
Окончательно имеем
Соотношение (1.82) выражает основной закон зацепления: общая нормаль N-N к профилям, проведенная в точке C их касания, делит межосевое расстояние аw на части, обратно пропорциональные угловым скоростям. При постоянном передаточном отношении ( Для обеспечения постоянства передаточного отношения теоретически один из профилей может быть выбран произвольно, но форма профиля сопряженного зуба должна быть строго определенной для выполнения условия (1.82). Наиболее технологичными в изготовлении и эксплуатации являются эвольвентные профили. Существуют и другие виды зацепления: циклоидальное, цевочное, зацепление Новикова, удовлетворяющие данному требованию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|