Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 8. Постнатальное развитие




В онтогенезе человека после внутриутробный, или пренатальный, периода наступает внеутробный, или постнатальный. Общепринятая в настоящее время периодизация жизни человека (таблица № 8.1). Периодизация сугубо условная, т.к. каждый человек индивидуален.

Таблица № 8.1

Периодизация постнатальной жизни человека

Периоды постнатального развития Границы и особенности периода
Период новорожденности 10 дней - 1 месяц, выстраиваются основные пути и приемы взаимодействия ребенка с окружающим пространством.
Грудной период от 1 месяц до 1 года, активируются все системы для дальнейшего приспособления к жизни, например двигательная
Период раннего детства от 1 года до 4 лет, знаковым моментом этого периода является формирование молочных зубов.
Период детства от 4 лет до 6 - 7 лет, революционное изменение нервной системы: - выстраивание межнейронных взаимодействий; - созревание нейроглии и бурный процесс миелинизации, формирование ассоциативных проводных путей.
Период препубертальный мальчики 8-12, девочки 7-11, скрытая подготовка к половому созреванию
Подростковый период (пубертат) мальчики 12-25, девочки 11-20, половое созревание.
Юношеский период мальчики 17-23, девочки 15-21
Зрелый период мужчины от 21-22 до 60, женщины от 21 - 22 до 55
Пожилой период мужчины 61 - 75, женщины 56 - 75
Старость мужчины и женщины 75 - 90 лет
Долгожители 90 лет и старше

 

После рождения в период продолжающегося роста человека, в каждом возрастном периоде отмечаются морфофункциональные особенности. У новорожденного голова округлая, большая, шея и грудь короткие - живот длинный; ноги короткие - руки длинные. Окружность головы на 1-2 см больше окружности груди, мозговой отдел черепа относительно больше лицевого. Грудная клетка бочкообразная. Позвоночник лишен изгибов, лишь незначительно выражен мыс. Кости, образующие тазовую кость, еще не сращены между собой. Внутренние органы крупнее, чем у взрослого человека. Так, масса печени у новорожденного составляет 1/20 массы тела, в то время как у взрослого 1/50. Длина кишечника у новорожденного в 2 раза больше длины тела, у взрослого - в 4 - 4,5 раза. Масса мозга у новорожденного составляет 13 - 14 %, а у взрослого человека - около 2 % от массы тела. Большими размерами у новорожденного отличаются надпочечники и тимус.

В грудном возрасте (10 дней - 1 год) тело ребенка растет наиболее быстро. Примерно с 6-го месяца начинается прорезывание молочных зубов. В течение первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная, дыхательная системы.

В период раннего детства (1 - 3 года) прорезываются все молочные зубы и происходит первое "округление": увеличение массы тела опережает рост тела в длину. Быстро прогрессируют психическое развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течение 2-3-го года жизни рост в длину преобладает над увеличением массы тела. В связи с быстрым развитием мозга, масса которого к концу этого периода достигает 1100 - 1200 г, быстро развиваются умственные способности, каузальное мышление, длительно сохраняется способность узнавания, ориентации во времени, днях недели. В раннем и в первом детстве (4 - 7 лет) половые отличия (кроме первичных половых признаков) почти не выражены. С 6 - 7 лет начинается прорезывание постоянных зубов.

В период второго детства (8 - 12 лет) вновь преобладает рост тела в ширину. К концу этого периода усиливается рост тела в длину, темпы которого больше у девочек. Прогрессирует психическое развитие. Развивается ориентация в отношении месяцев и календарных дней. Начинается половое созревание, более раннее у девочек, что связано с усилением секреции женских половых гормонов. У девочек в 8 - 9 лет начинают расширяться таз и округляться бедра, увеличивается секреция сальных желез, происходит оволосение лобка. У мальчиков в 10 - 11 лет начинается рост гортани, яичек и полового члена, который к 12 годам увеличивается на 0,5 - 0,7 см.

В подростковом возрасте (12 - 16 лет) быстро растут и развиваются половые органы, усиливаются вторичные половые признаки. У девочек увеличивается количество волос на коже лобковой области, появляются волосы в подмышечных впадинах. Увеличиваются размеры половых органов, молочных желез, щелочная реакция влагалищного секрета становится кислой, появляются менструации, увеличиваются размеры таза. У мальчиков быстро увеличиваются яички и половой член. Вначале оволосение лобка развивается по женскому типу, набухают молочные железы. К концу подросткового периода (15 - 16 лет) начинается рост волос на лице, теле, в подмышечных впадинах, на лобке - по мужскому типу. Пигментируется кожа мошонки, еще больше увеличиваются половые органы, возникают первые эякуляции (непроизвольные семяизвержения).

В подростковом возрасте развивается механическая и словесно-логическая память.

Юношеский возраст (16 - 21 год) совпадает с периодом созревания организма. В этом возрасте рост и развитие организма в основном завершаются, все аппараты и системы органов практически достигают морфофункциональной зрелости.

Строение тела в зрелом возрасте (22 года - 60 лет) изменяется мало, а в пожилом (61 - 74 года) и старческом (75 - 90 лет) прослеживается характерная для этих возрастных периодов перестройка, которую изучает специальная наука геронтология (от греч. gerontos - старик, см. ниже). Временные границы старения имеют широкие пределы у различных индивидуумов. В старческом возрасте происходят снижение адаптивных возможностей организма, изменение морфофункциональных показателей всех аппаратов и систем органов, среди которых важнейшая роль принадлежит иммунной, нервной и кровеносной системам.

Пубертатный период

Пубертатный возраст (лат рubertas, pubertatis - возмужалость, половая зрелость, синонимы - подростковый возраст, старший школьный возраст) - переходное от детства время, в течение которого организм достигает биологической половой зрелости. Соответствует периоду полового созревания у девочек в среднем с 12 до 16 лет, у мальчиков - с 13 до 17-18 лет. На его протяжении происходит активация половых желез, обусловливающая быстрое соматическое и половое развитие девочки и мальчика. К концу периода полового созревания организм в анатомическом и функциональном отношении готов к продолжению рода. В последние годы во всех странах отмечается выраженная тенденция к ускоренному развитию детей и более раннему наступлению половой зрелости, чем это наблюдалось 80-100 лет назад (акселерация, см. ниже). Причина этого явления несовсем ясна. Предполагают, что акселерация связана с цивилизацией и урбанизацией населения, изменением характера питания, чрезмерным потреблением белков и сахара.

Пубертатный период является крайне важной – рубежной фазой развития человека, когда организм подвергается ряду изменений, способствующих наступлению его половой и физической зрелости. Пубертат контролируется комплексом нейроэндокринных факторов, обеспечивающих ряд физических и психических изменений, приводящих к физической, психической и репродуктивной зрелости организма. От того, насколько полноценно у подростка протекает и насколько благополучно завершается пубертат, во многом зависит окончательное становление репродуктивных функций, фертильность и детородный прогноз, финальный рост и метаболический статус у взрослого поколения.

В силу особенностей функционирования многих органов и систем в пубертатном периоде у ребенка возможно развитие явлений, стоящих на границе между нормальными физиологическими вариациями и патологическим состоянием. Это большая группа физиологических отклонений, которые в той или иной форме могут касаться почти всех важнейших систем и органов. Физиологические отклонения большей частью связаны с конституциональными вариациями функций желез внутренней секреции и множеством устранимых экзогенных воздействий, лишь временно нарушающих гармоническое развитие созревающего организма. Эти физиологические отклонения, за немногими исключениями, постепенно сглаживаются и преодолеваются по окончании полового созревания.

Наблюдаемые в пубертатном периоде морфофункциональные изменения основных систем организма и перестройка регуляторных механизмов совпадают с новыми социальными нагрузками: последний этап школьного образования, профессиональное самоопределение и обучение, ранний труд, изменение образа жизни и поведения, интеграция во взрослое общество и т.д. Усиленный рост, повышенная двигательная и нервно–психическая активность приводят к значительному напряжению в работе нервной системы (в особенности вегетативной нервной системы), эндокринных желез и обмена веществ. В результате этого физиологического для данного возраста напряжения и некоторых неблагоприятных внешних воздействий в пубертатном возрасте весьма часто наблюдается вегетативная дистония, лабильность психики и поведения.

Данные состояния характеризуются выраженной неустойчивостью и противоречивостью отдельных сторон нервно–психического склада, эмоциональной лабильностью – "пубертатная лабильность настроения", а также стремлением к самостоятельности, независимости с сомнениями и даже отрицанием прежних авторитетов и особенно негативистическим отношением к авторитету лиц из ближайшего окружения (семья, учителя и т.д.) – период "отрицания", "протеста против отцов", "стремления к самостоятельности". В настоящее время в пубертате произошли существенные изменения – значительно снизился возраст наступления пубертата. Возраст менархе в странах центральной Европы и в США в последние 100 лет снижается каждое десятилетие на 2 – 3 месяца. Особенно заметно это снижение в последние 50 лет, что связано со стабильностью социально–экономических условий, повышением качества жизни и общего здоровья популяции.

Изменения в социальной сфере, а также негативное экологическое влияние обусловили формирование двух полярных по признакам течения пубертации групп подростков. С одной стороны, это группа, имеющая более или менее выраженную тенденцию к раннему, активному пубертату и половой социализации и которая с каждым годом становится все меньше. Другой полюс составляют дети с ретардацией (задержкой) полового и психосексуального развития. Ускоренное и замедленное половое развитие наблюдалось и раньше, однако сегодня выросло число малодифференцированных конституциональных форм, не обусловленных конкретными органическими причинами. В целом число детей с нормально протекающим пубертатным развитием в популяции уменьшилось. Группу подростков с относительной ретардацией полового развития составляют дети из семей с формирующимся или устойчивым дефицитом питания. В пищевом рационе таких детей выявлена нехватка жирорастворимых витаминов и витаминов группы "В".

Напряженный характер учебы, значительный объем учебной нагрузки, дефицит времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими факторами для ребенка, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает стрессорное воздействие на развивающийся детский организм. Длительное пребывание детей в таких условиях способствует "закреплению" негативных сдвигов в физиологических реакциях организма, что формирует невротические расстройства с последующей их соматизацией и преобладанием в клинической картине висцеральных синдромов в виде нарушений деятельности сердца, желудка, кишечника и других органов. За последние годы возросло число детей с нарушениями психического здоровья и пограничными психическими состояниями, формирующими социальную недостаточность подростков. Более 70 % учащихся системы общего и среднего образования испытывают трудности в усвоении базовой школьной программы. Отмечается режим роста дезадаптации подростков – девиантные формы поведения, связанные с минимальными мозговыми дисфункциями, с неврозами, характерологическими аномалиями личности, психопатоподобным состоянием. Среди подростков четверть имеет различные психические заболевания, частота которых растет каждые 10 лет на 10 – 15 %. Лишь 10 % выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, у 40 – 45 % из них имеются хронические заболевания и у 45 – 50% – серьезные морфофункциональные отклонения, при этом у каждого второго школьника наблюдается сочетание нескольких хронических заболеваний с рядом функциональных нарушений, что существенно ослабляет организм.

Характерным для подростков нашего времени становится "трофологический синдром", характеризующийся дисгармоничным физическим развитием, снижением функциональных резервов, задержкой полового развития. В современной популяции школьниц увеличивается процент девушек, отстающих по биологическому возрасту от календарного. Так, среди 13 – 14–летних девочек их 32 %, среди 15 – 16–летних – 25 %, среди 17 – 18–летних – 22 %. Это является неблагоприятным прогностическим признаком в плане дальнейшего ухудшения физического развития и репродуктивного здоровья детей. Об этом свидетельствует и сокращение в популяции числа девушек с ранним появлением менархе – до 12,5 лет, за последние 10 лет с 33 до 10 %.

Таким образом, в пубертатном периоде на современном этапе произошли существенные изменения, которые выражаются в следующем: – формирование двух полярных по признакам течения пубертации групп (группу, имеющую более или менее выраженную тенденцию к раннему, активному пубертату и половой социализации, и группу с ретардацией полового и психосексуального развития); – ухудшение состояния здоровья и рост инвалидности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...