Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Транспортный комплекс мировой экономике




Транспортный комплекс – одна из основных отраслей материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов. Исходя из различия функций транспорт разделяется на пассажирский и грузовой. Он составляет основу внутригосударственного и международного разделения труда.
Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему, в рамках которой взаимодействуют отдельные виды транспорта, страны и региона.
Мировая транспортная система неоднородна. Прежде всего в ней можно выделить транспортные системы развитых и развивающихся стран.
Транспортные системы развитых стран составляют 78% общей протяженности мировой транспортной сети, 74% мирового грузооборота; плотность транспортной сети – 50-60 км на 100 км2 территории; характеризуется высоким техническим уровнем, тесным взаимодействием всех видов транспорта, сложной конфигурацией транспортной сети, высокой «подвижностью» населения. Транспортные системы развивающихся стран составляют 22% общей протяженности мировой транспортной сети, 26% мирового грузооборота;; характеризуется невысоким техническим уровнем, преобладанием одного-двух видов (железнодорожного, трубопроводного) транспорта, преобладанием транспортных линий, соединяющих главный центр (порт, столицу) с районами экспортной специализации, низкой «подвижностью» населения.

Транспортный комплекс – одна из основных отраслей материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов. Исходя из различия функций транспорт разделяется на пассажирский и грузовой. Он составляет основу внутригосударственного и международного разделения труда.

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему, в рамках которой взаимодействуют отдельные виды транспорта, страны и региона.

Наиболее развитыми являются транспортные системы Северной Америки и Западной Европы. Северная Америка занимает первое место по общей длине дорог (30% всех мировых путей сообщения) и по грузообороту основных видов транспорта. Западная Европа лидирует по густоте сети и частоте движения, хотя сильно уступает Северной Америке по дальности перевозок. В Северной Америке, в Западной Европе ведущая роль принадлежит автомобильному, трубопроводному и воздушному транспорту. В развитых странах наблюдается тенденция к сокращению железнодорожной сети, в развивающихся, напротив, – к расширению.

Виды транспорта группируются следующим образом: сухопутный (сухопутный и трубопроводный), водный (морской и речной) и воздушный.

По структуре мирового грузо– и пассажирооборота лидирует автомобильный транспорт, на который приходится 8% грузооборота и 80% пассажирооборота от общего мирового объема (на железнодорожный – 16% грузооборота и 11% пассажирооборота, на трубопроводный – 11% грузооборота, на морской – 62% грузооборота и 1% пассажирооборота, на речной – 3% грузооборота и 1% пассажирооборота, на воздушный – менее 1% грузооборота и 8% пассажирооборота).

Автомобильный транспорт является наиболее дорогим видом транспорта, обладающим большой маневренностью, скоростью движения и возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям. Общая протяженность автомобильных дорог – 24 млн км (70% общей длины всех путей сообщения). Плотность автодороге мире – 180 км на 100 км2 территории.

Самая большая протяженность автодорог в США, Индии, Японии, Китае, России, Франции; самая густая сеть автодорог в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии, Испании; самый высокий уровень автомобилизации в США (600 автомобилей на 1000 жителей). Здесь же и самый высокий грузооборот автомобильного транспорта.

19) Сущность ТНК и их место в организации мировой экономики

Начало возникновения транснациональных корпораций относится ко второй половине XIX столетия, когда на мировом рынке доминировали британские фирмы. В 1939 г. специалисты уже насчитывали примерно 300 ТНК американского, французского, британского, германского и японского происхождения. К 1985 г. их количество достигло 12 тыс., а в настоящее время оно оценивается, как уже отмечалось выше, в 40 тыс. только головных компаний, имеющих более 270 тыс. филиалов и дочерних предприятий в 150 странах мира.

На долю ТНК приходится до 90% прямых инвестиций, 80% патентов и лицензий на новую технику, 63% внешнеторгового оборота и примерно 50% промышленного производства мира. Своеобразным ядром мировой экономики являются примерно 500 ТНК, которые контролируют важнейшие сферы МЭО, Именно они создают эффективные каналы международного обмена факторами производства, важнейшими из которых становятся информация и высокие технологии.

Развитие транснациональных корпораций оказывает глубокое влияние на мировую экономику отдельных государств. Как свидетельствуют отчеты экспертов ЮНКТАД, международные гиганты глубоко внедрились в хозяйственную структуру развивающихся государств. Многие из них, учитывая обострение сырьевого и энергетического кризиса, идут на сотрудничество с правительствами или предпринимателями этих стран в развитии предприятий в добывающих отраслях экономики. Оценивая стремление развивающихся государств; покончить с экономической отсталостью, международные корпорации создают в этих странах филиалы и дочерние компании в обрабатывающей промышленности. При этом, исходя из своих интересов, ТНК переносят в развивающиеся государства трудоемкие, энергоемкие и материалоемкие производства, а также экологически опасные производства.

Транснациональные гиганты воздействуют на материальное производство: они подчинили себе целые отрасли производства в масштабе как отдельных стран и регионов, так и мирового хозяйства. ТНК в настоящее время контролируют более одной трети промышленного производства мира. В то же время растет роль международных корпораций в мировой торговле. Значительная ее часть приходится на встречные поставки сырья, готовых изделий и промежуточных продуктов между различными звеньями одной и той же компании, а также между их филиалами и подвластными им фирмами. В целом под контролем ТНК оказалось более половины мировой торговли товарами и около 80% патентов на новую технику и технологию.

Велика роль транснациональных корпораций и в вывозе капитала, особенно в форме прямых зарубежных инвестиций. Если в 1960 г. объем зарубежных инвестиций составлял 66 млрд долл., то уже ко второй половине 80-х гг. он превысил 700 млрд долл. При этом около 80% зарубежных капиталовложений приходилось на 500 наиболее крупных ТНК. Транснациональные корпорации при поддержке своего государ- * ства способствуют достижению стоящих перед ним целей в сфере международных отношений, прежде всего экономических. Используя политическую поддержку своего государства, ТНК в его интересах вовлекают в хозяйственный оборот природные и людские ресурсы других стран. Но на этом их деятельность не замыкается. Транснациональные корпорации оказывают благоприятное влияние и на международные отношения, прежде всего на состояние международной безопасности, так как они способствуют развитию взаимозависимости и взаимопонимания различных государств.

Политическое и экономическое значение транснациональных корпораций столь велико, что и в исторически обозримом времени они останутся одним из важных факторов усиления воздействия промышленно развитых стран на многие регионы мира. Отсюда вытекает вывод, что забота о превращении ведущих отечественных корпораций в транснациональные стала осознанной целью внешней политики государств, стремящихся к усилению своего влияния в международном масштабе. В этом плане Россия не должна быть исключением. Создание российских транснациональных корпораций в рамках СНГ и в дальнем зарубежье представляется не только экономически важной, но и политически актуальной задачей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...