Теория Самуэльсона и Столпера
В середине XX в. (1948 г.) американские экономисты П. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали теорию Хекшера — Олина, представив, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Авторы основывают свою концепцию на модели Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина и рассматривают торговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами. 36. Структура и динамика развития международной торговли: Мировая торговля развивается и изменяется неравномерно как территориально, так и по видам продукции, товарным формам и видам торговых отношений. Современные тенденции в структуре и динамике мировой торговли обусловлены динамикой развития общественного разделения труда в мировом хозяйстве. Современная МТ структурируется в соответствие с различными признаками, так например: Возможна структуризация мировой торговли в трех направлениях: - географическая структура: по странам, по типам стран, внутри блоков; - товарная структура: по основным группам и видам продукции, по товарным формам; - структура по уровням торговых потоков (между странами и наднациональная). Географическая структура международной торговли. Она представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, которые выделяются либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура торговли обычно обобщает данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света (Африка, Азия, Европа) либо к укрупненной группе стран (индустриальные страны, развивающиеся страны). Организационная географическая структура показывает распределение международной торговли либо между странами, принадлежащими к отдельным итерационным и иным торгово-политическим объединениям (страны Европейского союза, страны СНГ, страны АСЕАН), либо между странами, выделенными в определенную группу в соответствии с тем или иным аналитическим критерием (страны — экспортеры нефти, страны — чистые должники).
Географическая структура мировой торговли. Значительная доля – 30% – мировой торговли приходится на группу развивающихся стран, в регионах которых происходит формирование новых молодых центров экономической силы и торгово-экономического притяжения, прежде всего в Азии и Латинской Америке. Группа стран с переходной экономикой (Россия, другие участники СНГ) потеряли (в мировом измерении) свое торговое значение, что само по себе исключительно важный факт, даже если иметь в виду кратковременность этого явления (на них приходится около 2% мирового торгового товарооборота). Основной объем мирового экспорта (65%) приходился на развитые страны, около 35% – на развивающиеся страны и чуть более 4% – на страны с переходной экономикой. Товарная структура мировой торговли. Наиболее крупные изменения, происходящие в последнее десятилетие в товарной структуре мировой торговли, – это дальнейшее сокращение доли сырьевых товаров при возрастании доли готовых изделий. Эти изменения обусловлены развитием факторов производства, уровнем международного разделения труда и сдвигами в структурах национальных экономик, вызванными в решающей степени технологическими переворотами. Товарная структура торговли. Наиболее быстрыми темпами развивались экспорт и импорт топлива; на втором месте – готовые изделия, за которыми следуют продовольственные товары, сельскохозяйственная продукция и, наконец, промышленное сырье. Если до 70-х годов в международном товарообмене преобладала торговля промышленной продукции, с одной стороны, а сырьем – с другой, то начиная с 80-х годов все более утверждается обмен промышленными изделиями, сложной наукоемкой продукцией (электроника, информационная техника, технологические системы и целые заводские комплексы, не говоря уже о комплектующих к машинам, узлам и т.д.), главным образом между промышленно развитыми странами, т.е. между ведущими экономическими державами мира, к которым присоединяются Китай и Индия.
Динамика МТ: Со второй половины XX века, когда международный обмен по определению М. Пебро приобретает «взрывной характер», мировая торговля развивается высокими темпами. ВТО констатирует, что последние десятилетия объём мировой торговли растёт значительно быстрее, чем всё мировое производство. Так, за 1950—2000 гг. мировая торговля выросла в 20 раз, а производство — в 6 раз. В 1999 г. общий объём экспорта составил 26,4 % от мирового производства по сравнению с 8 % в 1950 г. В период 1950—1998 гг. мировой экспорт вырос в 16 раз. По оценке западных специалистов период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. В 70-е годы мировой экспорт снизился до 5 %, ещё больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х он продемонстрировал заметное оживление. Со второй половины XX века проявилась неравномерность динамики внешней торговли. В 90-е годы Западная Европа — главный центр международной торговли. Её экспорт почти в 4 раза превышал экспорт США. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по фактам конкурентоспособности. В этот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии — Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. Экспорт товаров и услуг в мире в 2007 году по данным ВТО составил 16 трлн долл. США. Доля группы товаров составляет 80 %, а услуг 20 % от общего объёма торговли в мире. Годовой оборот торговли товарами и сырьём к 2012 году составляет около $20 трлн.[3] На современном этапе международная торговля играет важную роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества:
1) внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста; 2) зависимость стран от международного товарообмена значительно повысилась. Основные факторы, влияющие на рост международной торговли: 1) развитие международного разделения труда и интернационализация производства; 2) НТР; 3) деятельность транснациональных корпораций. 37. Международная производственная кооперация и инвестиционное сотрудничество: Производственная кооперация предполагает устойчивый обмен между странами производимыми ими продуктами с наибольшей экономической эффективностью. Все более полное и последовательное обособление из общего производства на предприятии отдельных стадий технологического производства, выпуска составных частей конечного продукта и передача их другим предприятиям означают существенный прогресс в разделении труда, повышении его эффективности. Вступая в кооперацию, хозяйствующие субъекты преследуют определенные общие цели, не забывая и свои частные интересы, достижение которых не под силу или не эффективно в одиночку. Существуют самые различные подходы к классификации международной производственной кооперации. В общем виде такую классификацию можно представить в следующем виде: 1) по видам (экономическая кооперация, промышленное сотрудничество, производственное кооперирование, научно-техническое кооперирование, кооперирование в области проектирования и строительно-монтажных работ, кооперирование в сфере услуг и других сферах хозяйственной деятельности); 2) по стадиям (предпроизводственная, производственная, коммерческая); 3) по методам (реализация совместных проектов, договорная специализация, создание совместных предприятий); 4) по структуре связей (внутри- и межфирменная, внутри- и межотраслевая, горизонтальная, вертикальная, смешанная); 5) по числу сторон (дву- и многосторонняя); 6) по числу объектов (одно- и многопредметная); 7) по территории (внутрирегиональная, межрегиональная, межстрановая, всемирная).
В свою очередь по классификации Европейской экономической комиссии ООН формами производственной кооперации являются: 1) предоставление лицензий с оплатой продукцией, выпускаемой по этим лицензиям; 2) поставка производственных линий и заводов с оплатой производимой на них продукцией; 3) совместное производство на основе специализации; 4) подрядная кооперация; 5) совместное предприятие двух и более иностранных партнеров. Приведенные классификации не отражают всего многообразия задач, решаемых в рамках международной производственной кооперации. Одной из важнейших тенденций является интеграция различных форм и методов кооперации. Так, в рамках производственно-технологического сотрудничества могут решаться такие вопросы, как: 1) передача лицензий и использование прав собственности; 2) разработка и согласование проектно-конструкторской документации, технологических процессов, технического уровня и качества продукции; 3) строительно-монтажные работы и модернизация кооперирующихся предприятий; 4) совершенствование управления производством, стандартизация, унификация, сертификация, распределение производственных программ и др. Важной формой интегрированной кооперации являются совместные предприятия. При такой организационной форме объединяется капитал нескольких участников для реализации отдельных, взаимно согласованных целей. В условиях России одна из форм организационной кооперации представлена в виде предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ). В 1999 г. их насчитывалось 5104, 2000 г. – 5300; среднесписочная численность работников, соответственно – 904 и 1299 тыс. чел. В 1999 г. объем производства товаров и услуг на ПИИ составил 448 млрд. руб. В отраслевой структуре производства товаров и услуг лидирует промышленность (66%), транспорт и связь (17%), торговля и общественное питание (10%). В целом следует признать, что роль ПИИ в российской экономике пока незначительна. При этом надо учитывать, что не все ПИИ несут в себе прогрессивные принципы международной производственной кооперации. Существенные ограничения вызваны и тем, что отечественное законодательство до сих пор не располагает нормативной базой, регламентирующей деятельность иностранного капитала в отраслях народного хозяйства. В условиях глобализации мировой экономики другой формой проявления производственной кооперации являются транснациональные корпорации (ТНК). Это, собственно, международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. Во всем мире их сегодня насчитывается более 63 тыс. Этим родительским компаниям принадлежат 700 тыс. филиалов, расположенных на всех континентах.
Одной из новых для России и пока недостаточно применяемых форм производственной кооперации является франчайзинг, когда компания одной страны разрешает предприятию (фирме, компании) другого государства производить продукцию под своим фирменным наименованием, предоставляя технологию, комплектующие изделия, помощь и консультации. В мировой практике франчайзинг применяется достаточно широко. Так, например, 1/3 всей американской розничной торговли осуществляется при использовании франчайзинга. Несмотря на трудности, объясняемые во многом отсутствием необходимой законодательной базы, франчайзинг постепенно активизируется в России. Классическим примером является компания Хеrох, эффективно функционирующая у нас с 1994 г. На сегодня этой компанией создано около 50 центров, оказывающих клиентам копировальные, печатные и другие услуги. Международное инвестиционное сотрудничество: Инвестиционное сотрудничество в развитии и выпуске экспортной продукции происходит при наличии двух главных факторов: побудительных мотивов и эффективного регулирования. Каждый процесс вложения средств осуществляется и развивается в специфических внутренних и внешних социально-экономических и политических условиях. В настоящее время процесс инвестирования в развитие и выпуск экспортной продукции бурно развивается. Закономерным фактором осуществления внешнего инвестирования является экономическая стабильность. Существует четкая взаимосвязь между экономическим ростом ми темпами поступления прямых иностранных инвестиций. В зависимости от направления инвестиций подразделяются на реальные (инвестиции в материально-вещественные значимые активы – землю, постройки, оборудование) и финансовые (не связанные с материально-вещественной формой, существующие в виде записей на счетах предприятий и в электронном виде). В развитии и выпуске экспортной продукции участвуют и реальные и финансовые инвестиции. Прямые инвестиции – вложения, дающие право собственности, возможность влиять на стратегию корпорации. Прямыми признаются инвестиции, когда иностранный собственник владеет контрольным пакетом акций. Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику гос-ва являются: 1) привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе – путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций гос-ных акционерных обществ); 2) регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу; 3) привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции; 4) создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны. 38. Сущность мировой транспортной системы и ее роль в обеспечении международной торговли и производственной кооперации: 38. Сущность мировой транспортной системы и ее роль в обеспечении международной торговли и производственной кооперации: Все пути сообщения и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. Она сформировалась в XX в. В ней можно выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран, а также региональные транспортные системы. Наиболее высокого уровня развития достигла региональная транспортная система Северной Америки. На нее приходится около 30% общей протяженности мировых путей сообщения, а по таким видам транспорта, как автомобильный и трубопроводный, эта доля еще выше. [2, с.107] Северная Америка занимает первое место и по грузообороту большинства видов транспорта. Региональная транспортная система зарубежной Европы уступает системе Северной Америки по дальности перевозок, но зато превосходит ее по густоте сети и частоте движения. На региональную систему стран — членов СНГ приходится всего 10% мировой транспортной сети, однако по объему грузооборота она занимает первое место в мире. Доля транспорта в мировом ВВП колеблется от 4 до 9%. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится свыше 100 млрд. т. грузов и более 1 трлн. пассажиров. В этих перевозках участвуют свыше 650 млн. автомобилей, 40 тыс. морских судов, 10 тыс. рейсовых самолетов, 200 тыс. локомотивов. Количество этих транспортных средств растет. Важнейшим критерием оценки работы транспорта является транспортоемкость производства, выражающая соотношение между перевозками и производством. Что касается путей сообщения, то протяженность железных и шоссейных дорог в 70—90-е гг. в целом стабилизировалась. Более того, в США и странах Западной Европы в последние годы имеет место сокращение сети железных дорог вследствие конкуренции со стороны автомобильного транспорта. В общем происходит не столько количественное, сколько качественное изменение транспортной сети мира: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большого диаметра. В мировом грузообороте лидирует морской транспорт, значительно уменьшилась доля железнодорожного транспорта, быстро растет доля трубопроводного транспорта. Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы, млн. т: сырая нефть — 1000, нефтепродукты - 300, железная руда - 340, каменный уголь - 370, зерно - 250. Из других грузов морской торговли выделяются генеральные, или тарно-штучные грузы, т.е. готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продовольствие. Их годовой объем оценивается в 700 млн. т. Одной из важнейших тенденций в развитии мирового грузового транспорта является формирование контейнерной системы. В контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов. Складываются трансконтинентальные контейнерные «мосты» — комбинация морского транспорта с маршрутными железнодорожными составами и автопоездами-контейнеровозами (Транссибирский; Япония — Восточное побережье США; Трансамериканский; Западная Европа — Ближний и Средний Восток). [2, с.109] Все более широкое распространение получают так называемые интермодальные перевозки, в которых участвуют два и более видов транспорта. Для этих перевозок характерно точное соблюдение сроков и ритмичности доставки грузов. В 90-х гг.началось создание транспортных коридоров, объединяющих на определенных направлениях сразу несколько видов транспорта для перевозок грузов через территорию нескольких стран, В Европе намечено создание девяти транспортных коридоров. По территории России должны быть сформированы два транспортных коридора: Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород (с продолжением до Екатеринбурга) и Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Киев - Одесса. Таким образом, перевозка грузов между разными странами все больше превращается в единый технологический процесс, причем он часто осуществляется на условиях единого транспортного документа, с постоянным отслеживанием продвижения груза на всем пути от отправителя до получателя. 39. Основы международных финансов: Международные финансы – это совокупность экономических отношений, основанных на международных соглашениях в области наличного и безналичного оборота валютных ценностей, а также институциональных образований, обслуживающих реальный денежный оборот в сфере международных операций и расчетов. Участниками международных отношений являются юридические и физические лица, правительства иностранных государств, международные финансовые организации, неформальные объединения (клубы), совершающие операции с валютными ценностями и принимающие решения по важнейшим вопросам координации и управления мировыми финансовыми потоками. Мировые финансовые потоки формируются под влиянием таких факторов, как состояние мировой торговли, экономическое и финансовое состояние государств, создание и функционирование транснациональных корпораций, различие в темпах инфляции, рост платежного дисбаланса отдельных стран, процессами в экспорте и импорте капиталов и др. Международные финансы выполняют следующие функции: 1) Опосредование международной торговли и обмена товарами, услугами и капиталами; 2) Обеспечение экономической интеграции национальных экономик в единую международную систему; 3) Адаптации национальных экономик к международной экономической и финансовой ситуации; 4) Координации проведения национальной финансовой политики государств. Ведущая роль в регулировании мировых финансовых потоков принадлежит международным финансовым институтам таким, как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ). Международный банк реконструкции и развития (МБРР).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|