Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Транснациональные банки (ТНБ) в мировой экономике




Под транснациональными банками и финансовыми транснациональными корпорациями понимаются корпорации, действующие в кредитно-финансовой сфере мирового хозяйства и имеющие те же признаки, что и производственные либо сбытовые ТНК. По сути они отличаются от традиционных ТНК только сферой деятельности и специфическими инструментами, соответствующими данной сфере. В своей деятельности ТНБ проявляет международный подход к форми­рованию и развитию своей транснациональной сети филиалов, отделений и представительств с единым центром принятия решений в стране базиро­вания головного банка

В начале XXI в. масштабы деятельности финансовых ТНК и ТНБ значительно увеличились благодаря открытию восточноевропейского и постсоветского пространств, росту Китая как мировой фабрики по производству электроники, обуви и текстиля, а теперь и легковых автомобилей и крупнейшего рынка сбыта, либерализации международной торговли и движения капитала прежде всего в форме ПИИ в акционерный капитал. По статистике общее количество финансовых ТНК и ТНБ оценивается более чем в 150 единиц. Они располагают более чем 5 тыс. отделений.

В 2005 г. перечень 50 крупнейших транснациональных банков возглавляет компания “Ситигрупп” (США), за ней следует “ЮБС” (Швейцария) и “Альянц” (Германия). В совокупности финансовые ТНК из Франции, Германии, Японии, Великобритании и США занимают 74% ведущих позиций списка.

В Клубе 500 транснациональным банкам принадлежат 74 позиции. Их совокупная капитализация составляет свыше 3 трлн. долл. США. Здесь первенство также держат банки США, но транснациональные банки расположены сегодня на всех континентах земного шара. В Европе крупнейших из них насчитывается 32, в Северной Америке — 21, в Юго-Восточной Азии — 10, в Африке -5, в Австралии — 4, в Южной Америке — 2. Кроме того, в Клуб 500 включены 18 компаний, оказывающих специализированные финансовые услуги. Общая их капитализация составляет почти 570 млрд. долл. Из них 14 финансовых ТНК принадлежат США и по одной — Италии, Японии и Тайваню (провинция Китая).

Современные транснациональные банки отличаются тем, что их внеш­няя деятельность стала заметным генерирующим фактором расширения и развития процесса глобализации хозяйственных связей большинства стран мира. Принципиальное отличие ТНБ от национальных банков со­стоит главным образом в обладании собственной, созданной ими разветв­ленной международной банковской сети, которая позволяет им оперативно, вовремя и к месту реагировать на запросы клиентов в лице ТНК и менее крупных инвесторов (вплоть до фирм малого бизнеса), удовлетворяя их потребности в финансовых ресурсах для эффек­тивного ведения международного бизнеса.

Транснациональные банки, которые в основном сформировались на базе крупнейших коммерческих банков промышленно развитых стран, господствуют на национальных и международных рынках ссудных капиталов.

Особенности деятельности транснациональных банков

Рассматривая деятельность ТНБ, следует подчеркнуть их особенности.

1. К ТНБ относятся, как правило, крупнейшие банковские монополии, которые играют доминирующую роль на национальных рынках. Это в первую очередь крупнейшие коммерческие банки, располагающие огромными собственными капиталами и депозитной базой, а также ведущие деловые банки, которые уступают коммерческим банкам по масштабам привлекаемых средств, но имеют большой опыт работы в специальных сферах банковской деятельности. Будучи монополистами на собственном рынке, ТНБ полностью контролируют операции на мировом рынке ссудных капиталов.

2. Деятельность ТНБ носит международный характер, что связано с высокой долей зарубежных операций в их совокупной деятельности, а также зависимостью их от внешнего рынка в отношении мобилизуемых и используемых средств.

3. ТИБ осуществляют международные операции через сложную сеть тесно связанных заграничных филиалов, отделений и агентств, находящихся в основных финансовых центрах мира, а также на национальных рынках ведущих капиталистических стран.

4. Особое значение приобретает создание зарубежных отделений ТНБ в так называемых налоговых гаванях с целью сокрытия прибылей от налогообложения и сделок, запрещенных законом. К таким налоговым гаваням относятся Сингапур, Панама, Бахрейн, острова Карибского моря, Гонконг и Каймановы острова, где ТНБ создали такое число филиалов, которое почти не уступает их числу в Западной Европе.

Более половины зарубежных подразделений приходится на ТНБ США, Великобритании, Японии, Франции, ФРГ, Швейцарии и Канады.

Структура доходов ТНБ характеризуется устойчивой и растущей долей прибыли от операций за рубежом в совокупном доходе, а также воздействием этих доходов на результативность деятельности банка в целом. Например, крупнейшие ТНБ США («Сити- корн» и «Бэнкамерика корпорейшн») присваивают зарубежный доход в размере более 500 млн долл.

Экономическая мощь ТНБ стала основной финансовой опорой западных государств. ТНБ путем покупки государственных займов кредитуют западные государства на длительные сроки. Так, государственный долг США 1989 финансового года составил 2,9 трлн долл., 80% которого было размешено в ТНБ страны. Кроме того, ТНБ через свою зарубежную сеть организуют покупку государственных займов иностранными инвесторами.

Таким образом, покупая государственные ценные бумаги, ТНБ помещают свои капиталы в надежную сферу, которая не только гарантирует сохранность капитала, но и приносит высокие проценты.

Вопрос.

Международные экономические организации – система образований различного вида, создаваемых на основе договоров между правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации хозяйственных действий, кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники.

В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.

Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями.

Для современных международных организаций характерны дальнейшие расширение их компетенции и усложнение структуры.

Международные организации создаются государствами. Процесс создания международной организации проходит в три этапа: принятие учредительного документа, создание материальной структуры организации, созыв главных органов.

Первый шаг предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора. Его наименование может быть различным, например, статут (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, ОАЕ), конвенция (ВПС, ВОИС).

Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специально подготовленные органы, которые подготавливают проекты правил процедуры будущих органов организации, перерабатывают весь круг вопросов, касающийся создания штаб-квартиры и др.

Созыв главных органов завершает мероприятия по созданию международной организации.

Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске. Так, 1 июля 1991 г. Участники Варшавского Договора подписали Протокол о прекращении действия Договора о дружбе от 14 марта 1955 г. Таким же образом был ликвидирован СЭВ.

В основе правовой природы международных экономических организаций лежит наличие общих целей и интересов государств-членов, причем существенным является то, что ее цели имеют согласованную договорную основу. В настоящее время широко признается положение, что государства, создавая международные организации, наделяют их определенной правовой дееспособностью. Этим признанием государства создают новый субъект международного права. Однако это не означает их приравнивание к государствам. [5]

15 июня 1993 г. Было заключено Соглашение между Правительством РФ и ООН об учреждении в Российской Федерации Объединенного представительства ООН и ее органов

Международные организации пользуются привилегиями и иммунитетами.

Они несут ответственность за правонарушения и нанесения ущерба своей деятельностью. Международные организации наделяются также правом набирать персонал на контрактной основе.

Каждая международная организация имеет финансовые средства, которые расходуются в ее интересах.

Международные организации действуют также со всеми правами юридического лица по внутреннему праву государств.

Под функциями следует понимать внешние проявления процессов ее деятельности по выполнению возложенных на нее задач. При этом организация вправе осуществлять свои функции только в пределах закрепленной за ней компетенции. [8]

Исходя из характера членства можно выделить органы межправительственные, межпарламентские, административные, состоящие из лиц в личном качестве, с участием представителей различных социальных групп.

Наиболее важными являются межправительственные органы, которые состоят из представителей государств-членов.

Межпарламентские органы характерны для Европейского Союза. Они состоят из делегатов парламентов, выбираемых пропорционально численности населения. Одним из органов Совета Европы является Парламентская ассамблея.

Административные органы состоят из международных должностных лиц, находящихся на службе в международной организации и ответственных только перед ней. [6]

Довольно существенную роль играют органы, состоящие из лиц в личном качестве (например, арбитражные и судебные органы, комитеты экспертов).

В практике деятельности международных организаций все большее распространение находит процедура принятия решения на основе консенсуса. Согласованный текст решения объявляется председателем органа без проведения голосования и при отсутствии возражений против принятия решения в целом. [7]

1.2 Классификация международных экономических организаций

В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций, из них более 300 – межправительственные. В центре их находится ООН.

По характеру членства международные организации делятся на межгосударственные и неправительственные.

Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета; государств-членов.

С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация – это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы и действующие в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета.

Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста и др.).

По кругу участников международные организации подразделяются на универсальные (ООН, ее специализированные учреждения) и региональные (Организация африканского единства, Организация американских государств).

Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Например, Европейский Союз. С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием с согласия учредителей). [3]

Также существует иная классификация международных экономических организаций: в зависимости от направлений деятельности они делятся на универсальные и специализированные.

К универсальным международным экономическим организациям относятся:

Экономический и Социальный совет ООН (ЭКОСОС)

Всемирная торговая организация (ВТО)

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

другие универсальные экономические организации

К специализированным международным экономическим организациям относятся организации, в сферу деятельности которых входит определенный более узкий круг экономических отношений. Примерами таких организаций являются:

Всемирная организация интеллектуальной собственности

Международная ассоциация воздушного транспорта

Всемирная туристическая организация

Международный союз газовиков

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)

Международный институт статистики

другие специализированные экономические организации

В особую группу международных экономических организаций можно выделить международные финансовые организации:

Международный валютный фонд (МВФ)

Группа Всемирного банка

Европейский банк реконструкции и развития

Азиатский банк развития

Арабский валютный фонд

Евразийский банк развития

другие международные финансовые организации

Вопрос

К специализированным международным экономическим организациям относятся организации, в сферу деятельности которых входит определенный более узкий круг экономических отношений. Примерами таких организаций являются:

· Всемирная организация интеллектуальной собственности

· Консультативная служба по международным инвестициям

· Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)

· Международная ассоциация воздушного транспорта

· Международная морская организация

· Всемирная таможенная организация

· Всемирная туристическая организация

· Международный автотранспортный союз

· Международный газовый союз

· Международный союз железных дорог

· Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК)

· Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)

· Международный институт статистики

· Международный институт унификации частного права (УНИДРУА)

Вопрос

Международная финансовая организация — организация, создаваемая на основе межгосударственных (международных) соглашений в сфере международных финансов. Участниками соглашений могут выступать государства и негосударственные институты.

Структура МФО-

· Международный валютный фонд (МВФ)

· Группа Всемирного банка

· Банк международных расчетов

· Европейский банк реконструкции и развития

· Европейский инвестиционный банк

· Азиатский банк развития

· Африканский банк развития

· Арабский валютный фонд

· Исламский банк развития

· Межамериканский банк развития

· Черноморский банк торговли и развития

· Евразийский банк развития

· Базельский комитет по банковскому надзору


Их роль

В современных условиях важную роль в мировой экономике играют международные финансовые организации (МФО). Их деятельность во многом способствует укреплению мирохозяйственных связей и активиза­ции участия стран в международных валютно-кредитных отношениях. МФО являются ключевым элементом институциональной основы между­народной финансовой системы. Обладая значительным объемом финан­совых ресурсов, они оказывают заметное влияние на экономическое раз­витие и изменяют условия организации международного бизнеса в странах и регионах мира.

Вопрос

Организа́ция Объединённых На́ций, ООН — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Целями ООН, закрепленными в ее Уставе, являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Специализированные учреждения ООН — самостоятельные международные организации, связанные с Организацией Объединённых Наций специальным соглашением о сотрудничестве. Специализированные учреждения создаются на основе межправительственных соглашений.

В настоящее время действуют 16 специализированных учреждений ООН. Некоторые из них возникли и действовали еще до создания ООН. Ниже приводятся краткие данные о существующих специали­зированных учреждениях. Нам нужны только экономические. их 3.

· Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)- Цели ЮНИДО — содействовать промышленному развитию и ин­дустриализации развивающихся стран, финансированию соответству­ющих проектов, подготовке национальных кадров, а также способство­вать международному и региональному сотрудничеству государств и координировать их деятельность в этой области.

· Международный банк реконструкции и развития (МБРР)- Целью МБРР является содействие реконструкции экономики го­сударств-членов путем предоставления им для этого займов. Условия принятия соответствующих решений те же, что и в Международном валютном фонде.

· Международная финансовая корпорация (МФК)- Цель МФК — содействие экономическому развитию государств-членов путем стимулирования деятельности их частных производст­венных предприятий.

Вопрос

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была создана в 1961 г. после ратификации Конвенции об ее учреждении всеми странами, ставшими членами. В мае 2006 г. в составе ОЭСР 30 разви тых стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Гер мания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швей цария, Швеция, Южная Корея и Япония. Штаб-квартира ОЭСР размещена в Париже (Франция).
Главной функцией ОЭСР считается координация экономической поли тики стран-членов в интересах регулирования международной торговли, стабилизации мировой валютно-кредитной системы, решения проблем взаимоотношений с развивающимися странами. Принимаемые по этим вопросам резолюции носят чисто рекомендательный характер и редко вле кут за собой согласованные действия. Финансирование деятельности ОЭСР осуществляется за счет вкладов членов организации.
Основными целями ОЭСР признаны:
содействие устойчивому экономическому и социальному разви тию как участвующих, так и не участвующих в организации стран;
разработка эффективных методов координации их торговой и эко номической политики;
содействие достижению наиболее высокого уровня устойчивого экономического роста, занятости и уровня жизни в странах-членах при сохранении финансовой стабильности;

содействие развитию мировой торговли на многосторонней недис криминационной основе в соответствии с международными обязатель-ствами;
стимулирование и координация действий в области оказания помощи развивающимся странам.
Главными направлениями деятельности ОЭСР следует считать:
оказание помощи странам-членам в формулировании целей поли тики, направленной на достижение экономического и социального разви тия;
содействие проведению скоординированной политики, содейству ющей обеспечению экономического роста, а также внутренней и внешней финансовой стабильности;
содействие устранению препятствий на пути обмена товарами, услугами, а также текущих платежей; дальнейшая либерализация движе ния капиталов;
содействие эффективному использованию экономических ресур-сов;
поощрение исследований и профессиональной подготовки кадров в области науки и техники;
содействие развитию развивающихся стран путем предоставления им технической помощи;
осуществление отношений со всеми уровнями государственной власти стран-членов.
Руководящий орган ОЭСР — Совет, в который входят по одному пред ставителю от каждой страны-члена. Совет собирается либо в составе посто янных представителей, либо в составе министров стран-членов. Совету подчинен Исполнительный комитет в составе 14 человек. Администра тивную и оперативную работу осуществляет Секретариат во главе с гене ральным секретарем, назначаемым Советом на 5 лет.

В составе ОЭСР функционируют более 20 специализированных коми тетов по экономическим, финансовым и социальным вопросам. Комитеты определяют обще экономическую политику стран-членов, осуществляют наблюдение за их экономическим и финансовым положением, готовят ежегодные экономические обзоры по всем странам — членам ОЭСР, выно сят рекомендации по вопросам международного меж государственного регулирования экономических процессов, оказывают консультации пра вительствам стран-членов по вопросам предоставления займов, субсидий и других финансовых средств развивающимся странам, а также предос тавляют им техническую помощь.

Вопрос

Регулирование международной торговли на межгосударственном уровне представляет собой совместно принимаемые правительствами разных стран на основе компромиссов договоренности (правовые положения, нормы, процедуры, согласованные взаимные обязательства, рекомендации) в области экономической политики и практики, отражающие интересы стран – участниц. Регулирование нацелено на создание определенных предпосылок, способствующих дальнейшему развитию мирохозяйственных связей между заинтересованными государствами, в частности, путем достижения стабильности и предсказуемости режима доступа на рынке. Основной международной организацией, целью которой является регулирование международной торговли является Всемирная торговая организация (ВТО).

Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

Центральная задача ВТО — либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности она исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.

Основополагающими принципами ВТО так же, как и ГАТТ, являются предоставление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставления национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; «прозрачность» торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций, переговоров и т.д.

Вопрос

Цели ЕС – основные направления создания и деятельности ЕС. К числу целей ЕС относятся:

1) в сфере прав и свобод человека – содействие утверждению мира, общих ценностей и благосостояния народов. ЕС призван обеспечить своим гражданам свободу, безопасность, законность, которые утверждаются на всем пространстве ЕС независимо от внутренних границ. В отношениях с внешним миром ЕС провозглашает целью продвижение и защиту своих ценностей и интересов;

2) в сфере экономики – ЕС ставит своей целью построение единого внутреннего рынка и обеспечение свободной и добросовестной конкуренции. К числу важнейших целей ЕС отнесены прогрессивное и устойчивое развитие, обеспечивающее сбалансированный экономический подъем, построение социальной рыночной экономики, содействие занятости и социальному прогрессу, защита иулучшение качества окружающей среды, обеспечение научного и технического прогресса;

3) в социальной сфере – борьба против социального отчуждения, дискриминации, содействие справедливости и социальной защите, обеспечение равноправия мужчины и женщины, солидарность поколений и защита прав ребенка. Среди важнейших целей ЕС фигурируют экономическая, социальная и территориальная сплоченность и солидарность между государствами-членами. ЕС призван также уважать богатство и разнообразие национальных культур и языков и обеспечивать защиту и развитие общеевропейского культурного достояния.

Исходя из поставленных целей формулируются и конкретные задачи, которые решаются ЕС в ходе его функционирования:

а) построение общего и единого внутреннего рынка;

б) создание экономического и валютного союза;

в) экономическое и социальное сплочение;

г) содействие исследованиям в научной сфере и технологическому прогрессу;

д) осуществление ряда задач в социальной сфере, таких как повышение занятости;

е) вклад в достижение высокого уровня здравоохранения и образования;

ж) профессиональное обучение и развитие культуры;

з) меры по защите окружающей среды и защите прав потребителя;

и) обеспечение гармонизации национального законодательства.

Цели и задачи ЕС осуществляются на принципах субсидиарности и пропорциональности – ЕС при осуществлении своих полномочий, если он действует вне сферы исключительной компетенции, должен принимать на себя реализацию необходимых мер только в том случае, если они не могут быть должным образом и эффективно осуществлены на уровне государств членов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...