Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К главе 8. C) были внесены изменения в семейный Кодекс. Литература. Основная литература. Дополнительная литература. Глоссарий




К главе 8

1. После второй мировой войны в странах Западной Европы

a) были внесены изменения в социальное законодательство

b) были внесены изменения в уголовный кодекс

c) были внесены изменения в семейный кодекс

2. В основе возникновения общества потребления лежало

a) развитие трудового права

b) развитие социального благосостояния

c) развитие взглядов на семью и брак

3. К изменению взгляда на социальную работу в конце 50-х годов привело

 

a) развитие философии

b) развитие социологии

c) осознание того, что провозглашение социальных прав граждан ещё не является гарантией их реализации

4. Отчуждение порождает

a) одиночество и отклоняющееся поведение

b) чувство патриотизма

c) анархию производства

5. Национальная ассоциация социальных работников взяла на себя выполнение функции

a) борьбы за мир

b) развития профессиональной помощи нуждающимся

c) поддержки правительственных начинаний

6. Этический кодекс социального работника включает в себя

a) требования к внешности социального работника

b) требования к манерам социального работника

c) моральные нормы, отражающие специфику профессии социального работника

7. Международная федерация социальных работников была основана

a) в 1956 г.

b) в 1957 г.

c) в 1958 г.

8. Превращение социальной работы в общественный институт указывает на то, что

a) современное общество погрязло в пороках

b) современное общество не может нормально развиваться без профессиональной помощи нуждающимся

c) современное общество пришло к краху

 

К главе 9

1. Развитие социальной помощи в дореволюционной России

a) существенно отличалась от западного пути

b) было таким же, что и в странах Запада

c) шло примерно тем же путём, что и в странах Запада

2. К явлению нищелюбия привело

a) акцентирование внимание на значении социальной помощи для оказывающего её

b) отсталость русского народа

c) экономические неурядицы в стране

3. За годы советской власти

a) была ликвидирована дискриминация женщин

b) были достигнуты успехи в решении проблем охраны здоровья населения, а также защиты материнства и детства

c) была решена жилищная проблема

4. Переход в России к профессиональной помощи нуждающимся был обусловлен

a) ростом коррупции

b) мировым экономическим кризисом

c) крахом экономики

5. Причинами отсутствия в советское время социальной работы были

a) огосударствление общественной жизни и негативное отношение к благотворительной деятельности

b) некомпетентность политического руководства

c) суровый климат

6. Развитие социальной работы в России связано

a) с заимствованием опыта других стран

b) со следованием демократическим принципам

c) с возвратом к тоталитаризму

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная литература

 

1. Бадя Л. В. Благотворительность и меценатство в России. Краткий исторический очерк. М., 1993.

2. Басов Н. Ф. История социальной работы. М., 2008.

3. Егошина В. Н., Елфимова Н. В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. М., 1994.

4. Исторический опыт социальной работы в России / Под ред. Л. В. Бади. М., 1994.

5. Кузьмин К. В. История социальной работы. М., 2005.

6. Кузьмин К. В., Сутырин Б. А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX века). М., 2005.

7. Материалы по истории социальной работы в России / Под ред. П. Я. Циткилова. Новочеркасск, 1996.

8. Нещеретний П. И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М., 1993.

9. Панов А. М. Социальное обслуживание и социальная работа за рубежом. М., 1994.

10. Романова П. В. Нужда и порядок. История социальной работы в России, XX в. М., 2005.

11. Социальная работа за рубежом / Под ред. П. Я. Циткилова. Ростов-на-Дону, 1999.

12. Фирсов М. В. История социальной работы в России. М., 1999.

13. Фирсов М. В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России. М., 1992.

14. Холостова Е. И. Генезис социальной работы в России. М., 1995.

15. Циткилов П. Я. История социальной работы. Ростов-на-Дону, 2006.

 

Дополнительная литература

16. Агапов Е. П. Введение в социономию. Ростов-на-Дону, 1997.

17. Агапов Е. П. Социальная работа как феномен культуры. Ростов-на-Дону, 1999.

18. Баркер Р. Словарь социальной работы. М., 1994.

19. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1992.

20. Ван Путерен М. Д. Исторический обзор призрения внебрачных детей и подкидышей и настоящее положение этого дела в России и в других странах. СПб., 1908.

21. Ведомство учреждений императрицы Марии (1797-1897). СПб., 1897.

22. Ляшенко А. И. Организация и управление социальной работой в России. М., 1996.

23. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. М., 1997.

24. Социальная работа. Словарь-справочник / Под ред. В. И. Филоненко. М., 1998.

25. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. М., 2001.

26. Теория и практика социальной работы / Под ред. С. Г. Фурдея. Ростов-на-Дону, 2003.

27. Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. М., 1998.

28. Теория социальной работы / Под ред. С. Г. Фурдея. Ростов-на-Дону, 2006.

29. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. М., 2000.

30. Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова. Ростов-на-Дону, 1999.

 

 

ГЛОССАРИЙ

А

Аболиционизм – возникшее в 18 в. движение за отмену рабства.

Акт относительно наказания здоровых бродяг и нищих – принятый в Англии в 1536 г. закон, основная идея которого заключалась в необходимости дифференцированного подхода к нуждающимся, поскольку одни из них действительно не могли зарабатывать себе на жизнь, а другие – просто не желали.

 

Американская ассоциация социальных работников – преемница Национальной биржи социальных работников, ставшая в 1921 г. первой организацией, которая получила – посредством регистрации в министерстве юстиции – официальное признание.

 

Анонимные алкоголики – появившаяся в 1935 г. в Акроне (штат Огайо) первая из организаций самопомощи, членами которых были люди, желавшие решить свои проблемы.

 

Армия спасения – созданная в 1876 г. протестантским священником Уильямом Бутсом общественная организация, для которой было характерно сочетание пропаганды христианского учения с помощью нуждающимся.

 

Ассоциация за улучшение положения бедных – основанная в 1843 г. Робертом Хартли организация, члены которой убеждали бедных людей отказываться от употребления алкоголя, быть более дисциплинированными и следовать принципам рабочей этики.

Б

Благотворительность – безвозмездная помощь нуждающимся.

 

Бодхисаттва – в буддизме человек, отказавшийся от достижения нирваны ради того, чтобы помочь другим людям достичь её.

 

Бретоторофии – в Византии приюты для детей, которые лишились родителей.

 

В

Варны – категории, по которым распределялось всё население Индии.

 

Ведомство учреждений императрицы Марии – созданное в 1797 г. ведомство, имевшее в своём ведении Воспитательное общество благородных девиц, императорские воспитательные дома, коммерческое училище для мальчиков, а также различные благотворительные учреждения.

 

Великая хартия вольностей – грамота английского короля Иоанна Безземельного, предоставлявшая с 1215 г. некоторые права феодалам, а также другим имущим сословиям.

 

Волонтёры – члены общественных благотворительных организаций.

 

Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт) – первое в России учебно-воспитательное заведение для девушек, основанное в 1764 г. по указу Екатерины II.

 

Г

Геронтокомии – в Византии приюты для престарелых.

 

Гомстед-акт – принятый в 1862 г. закон, предоставлявший каждому американскому гражданину право на получение за небольшую плату участка земли, который через пять лет переходил в его собственность.

 

Гуманизм – с эпохи Возрождения понимание человека как высшей ценности на земле.

 

Групповой брак – брак, при котором все мужчины одной группы могли иметь половые отношения со всеми женщинами другой.

 

Д

Дервиши (суфии) – члены мистических мусульманских братств.

 

Детские приюты – приюты, в которые помещались сироты и подкидыши.

 

Диагностическая школа – направление в социальной работе, представители которого рассматривали её как лечение, проводимое экспертом на основе поставленного им самим диагноза.

 

Дифференциация социальной работы – разделение её на относительно самостоятельные области, имеющее в своей основе разнообразие проблем, с которыми сталкиваются социальные работники.

 

Дома призрения (богадельни) – приюты, предназначенные для больных и стариков.

 

Дружеские посетители – члены Обществ организации благотворительности.

 

Ж

Женское патриотическое общество – благотворительная организация, созданная после войны 1812 г., когда многие люди, лишившись крова в результате пожара в Москве, находились в крайне бедственном положении.

 

З

Закон о поселении и перемещении – принятый в Англии в 1662 г. закон, ставивший возможность получения нуждающимися помощи в зависимость от их местожительства.

 

Законы о бедных – появившиеся в 16 в. в Англии законы, направленные на решение проблемы нищенства.

 

Закупы – у древних славян разорившиеся общинники, которые попадали во временную зависимость к богатым землевладельцам, имевшим вотчины.

 

Закят – обязательная милостыня в исламе.

 

И

Императорское человеколюбивое общество – созданная в 1802 г. при содействии Елизаветы Алексеевны, жены Александра I, благотворительная организация, в ведении которой находились богадельни, дома с бесплатными и дешёвыми квартирами, ночлежные приюты, народные столовые, швейные мастерские, а также амбулатории и больницы.

 

Индустриальное общество – общество, отличительными чертами которого французский учёный Раймон Арон считал рыночное производство и демократический строй.

 

Институт брака – совокупность форм контроля за половыми отношениями.

 

Институционализация – превращение той или иной деятельности в социальный институт.

 

К

Каноническое право – собрание решений вселенских соборов и постановлений римских пап.

Карма – в ведической традиции совокупность поступков, совершаемых человеком.

 

Коллегии – в Древнем Риме профессиональные объединения людей.

 

Колониализм – в широком смысле хозяйственное освоение пустующих или слабозаселённых земель, а также оседание на заморских территориях мигрантов из стран Европы, которые были носителями западной культуры, вступавшей в активное взаимодействие с восточной; в узком смысле стремление европейских стран навязать всему остальному миру привычный им образ жизни, определявшийся господством частной собственности.

 

Контрреформация – реакция католической церкви на возникновение про­тестантизма.

 

Концепция государства благосостояния (государства всеобщего благоденствия) – сформулированная американским учёным Джоном Гэлбрейтом концепция, согласно которой достигнутый странами Запада к середине 50-х годов уровень экономического развития позволяет им эффективно решать возникающие социальные проблемы, руководствуясь принципом социальной справедливости при перераспределении национального дохода в интересах всех членов общества.

 

Концепция постиндустриального общества – связанная прежде всего с именем американского социолога Даниела Белла концепция, согласно которой отличительной чертой новой стадии общественного развития, устраняющей различие между социализмом и капитализмом, является переход от промышленности к сфере услуг, где ведущая роль принадлежит уже не бизнесменам, а учёным и техническим специалистам.

 

Корпорации – в Древнем Риме сообщества людей, объединившихся по тому или иному признаку для достижения общей цели.

 

Ксенодохии – в Византии странноприимные дома, в которых на медицинскую и иную помощь могли рассчитывать чужеземцы.

 

Л

Лига детского благосостояния Америки – федерация, объединившая в 1920 г. ряд американских агентств, которые защищали интересы детей, а также помогали местным властям в выработке программы помощи им.

 

Локальная группа – коллектив охотников или собирателей, во главе которого стоял руководитель, пользовавшийся наибольшим авторитетом среди его членов.

 

Люмпен – люди, потерявшие всякую связь с социальными группами, к которым они принадлежали.

 

М

Медицинская модель социальной работы – восходящая к Мери Ричмонд система взглядов, согласно которой помощь нуждающимся определяется диагнозом, поставленным социальным работником на основании изучения как своего клиента, так и его окружения.

 

Международная федерация социальных работников (МФСР) – основанная в 1956 г. организация, в деятельности которой большое внимание уделяется организационным, образовательным и моральным аспектам профессиональной помощи нуждающимся.

 

Международный совет по социальному благосостоянию – основанный в 1926 г. в Париже представителями семи стран первый международный координирующий орган в области социальной работы.

 

Методология – система принципов и способов организации деятельности.

 

Меценатство – помощь представителям творческих профессий.

 

Милосердие – готовность помочь тем, кто находятся в нужде.

 

Миссионерство – деятельность по распространению христианского учения.

 

Мокша – в ведической традиции освобождение от перерождения, являющееся высшей целью человека.

 

Моральная статистика – существовавшее в 19 в. направление эмпирических исследований, представители которого ставили себе целью сбор количественных данных, касавшихся нравствен­ных и интеллектуальных характеристик различных слоёв населения

 

Н

 

Настоящие бедные – в средневековой Англии старики, инвалиды, вдовы и маленькие де­ти.

 

Национальная ассоциация социальных работников (НАСР) – созданная в 1955 г. организация, взявшая на себя выполнение ряда функций (содействие профессиональному развитию её членов, установление и поддержание стандартов их поведения, а также проведение разумной социальной политики), которые определяли её роль в развитии профессиональной помощи нуждающимся как в Соединённых Штатах Америки, так и во всём мире.

 

Национальная биржа социальных работников – созданная в 1917 г. в Соединённых Штатах Америки первая организация, выражавшая профессиональные интересы социальных работников.

 

Национальная городская лига – созданная в 1910 г. американскими социальными работниками и представителями других профессий общественная организация, члены которой, имевшие дело в основном с цветными людьми, помогали им в таких вопросах, как безработица, жильё, образование, благосостояние, планирование семьи, юридическое консультирование и организация бизнеса.

 

Ненастоящие бедные – в средневековой Англии здоровые, но не работающие люди.

 

Нищелюбие – характерное для допетровской эпохи возведение нищенства в культ, имевшее своим результатом увеличение числа нуждающихся, для многих из которых попрошайничество стало своего рода профессией.

 

Новый курс – обнародованная в 1933 г. президентом США Франклином Рузвельтом система мер против депрессии, включавших в себя четыре программы, которые предназначались для борьбы с бедностью и безработицей.

 

Нокосомии – общественные лечебницы в Византии.

 

Номоканон – собрание норм христианской морали и указов византийских императоров, положенное князем Владимиром в основу церковного устава, который возлагал заботу о нуждающихся на высшее духовенство.

 

О

Общества организации благотворительности – организации, созданные в 19 в. в Англии и Соединённых Штатах Америки с целью координации усилий по сбору средств, а также распределения их среди нуждающихся.

Общественная благотворительность – благотворительная деятельность, которая характеризуется тем, что помощь нуждающимся в ней оказывают люди, объединённые в добровольные организации.

 

Общины (задруги, верви) – у древних славян территориальные объединения живших по соседству людей, создававшиеся ими для осуществления общих дел, к числу которых относилась помощь нуждающимся.

 

П

План Маршалла – названный по имени государственного секретаря США план экономического возрождения западноевропейских стран, согласно которому все страны Западной Европы в 1948-1951 гг. получали американскую помощь в виде кредитов и безвозвратных субсидий, шедших на восстановление экономики.

 

Помочь (у украинцев – толока, у белорусов – талака) – уходящая своими корнями во времена древних славян общественная помощь, представлявшая собой приглашение соседей на спешную работу, по окончании которой им не предлагали плату, а обильно угощали.

 

Попечительство о домах трудолюбия и работных домах – учреждённая в 1895 г. под покровительством императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая II, благотворительная организация, имевшая своей целью предоставление трудовой помощи, под которой подразумевалось содействие в поисках заработка.

 

Потлач – дарение, которое облегчало главе семьи доступ к выборным должностям в общине.

 

Пресвитеры (старейшины) – выборные руководители христианских общин, возводившиеся в должность апостолами посредством обряда рукоположения, в результате которого на них нисходила божественная благодать.

 

Приказы общественного призрения – созданные в 1776 г. губернские учреждения, которые занимались вопросами помощи нуждающимся.

 

Принцип реципрокности – зависимость авторитета члена группы от его вклада в добычу пищи.

 

Притан (председатель) – в древнегреческом полисе член городского совета, избиравшийся по жребию сроком на один месяц для выполнения текущих обязанностей, которые включали в себя созыв народного собрания, подготовку его решений, ведение межгосударственных переговоров и другие дела, в том числе организацию благотворительности.

 

Пританей – место пребывания пританов.

 

Приюты – со средних веков специальные заведения, в которые помещались нуждающиеся.

 

Проблема отчуждения – одна из выдвинувшаяся в индустриальном обществе на первый план проблем, связанная с превращением деятельности человека, а также её результатов в самостоятельную силу, которая не только господствует над ним, но и враждебна ему.

 

Промискуитет – неограниченные половые отношения.

 

Промышленный переворот – замена ручного труда машинным, в результате которой в конце 18 – начале 19 в. в странах Европы и Америки окончательно утвердились буржуазные отношения.

 

Профессия – деятельность, требующая определённой подготовки от тех, кто ею занимается, и являющаяся для них источником существования.

 

Психология социального иждивенчества – вера в то, что именно государство должно решать проблемы своих граждан, а не они сами.

 

Р

Работные дома – с Нового времени закрытые заведения для нуждающихся, в которые в принудительном порядке помещались те, кто могли, но не желали зарабатывать себе на жизнь.

 

Редистрибуция – перераспределение имущества семьи, общины или государства.

 

Ритуал – строго регламентированные действия.

 

С

Садака – добровольная милостыня в исламе.

 

Сангха – религиозная община в буддизме.

 

Сансара – в ведической традиции перерождение человека, определяемое его поступками.

 

Сбор на приходских бедных – введённый в Англии в 1572 г. государственный налог, взимание которого сопровождалось регистрацией людей, которые нуждались в помощи, а также поиском работы для здоровых нищих.

 

Сегрегация – возникшая в конце 19 в. в Соединённых Штатах Америки форма расовой дискриминации, предполагавшая раздельное существование негров и белых.

 

Семья – малая социальная группа, основанная на браке и занимающаяся хозяйственной деятельностью.

 

Сеттльменты – возникшие в конце 19 в. в крупных английских и американских городах центры социальной помощи окрестному населению, названные по аналогии с европейскими кварталами в колониях.

 

Система тайного приноса – сложившаяся при Петре I система, которая позволяла сдавать детей («зазорных младенцев») в приюты абсолютно анонимно.

 

Соседская община – объединение сельскохозяйственных производителей, связанных не столько родственными узами, сколько территориально.

 

Социальная гигиена (социальная санитария) – возникшее в 19 в. направление эмпирических исследований, цели которого заключались в том, чтобы, во-первых, восполнить недостатки официальной информации о положении город­ского трудящегося населения и, во-вторых, способствовать оздоровлению жиз­ни неимущих слоёв.

 

Социальная защита – в узком смысле политика государства, направленная на улучшение положения тех, кто находятся в наиболее тяжёлом положении и не в состоянии сами улучшить его; в широком смысле создание таких общественных отношений, при которых человек может сам заботиться о себе.

 

Социальный дарвинизм – возникшее в 19 в. течение в социологии, представители которого считали социальные проблемы результатом борьбы за существование между людьми.

 

Социальный институт – исторически сложившиеся формы организации совместной деятельности людей, отличающиеся устойчивостью.

 

Становление – процесс формирования какого-либо объекта, предполагающий переход возможности в действительность.

 

Статут о рабочих – закон, принятый в Англии в 1349 г. для регулирования отношений между землевладельцами (лордами) и крестьянами, работавшими у них в поместьях (манорах).

 

Стоглавый собор – состоявшееся в 1551 г. собрание высшего духовенства Русской православной церкви с участием Ивана Грозного и членов Боярской думы, высказавшееся за то, чтобы государство создавало богадельни, в которые помещались бы все нуждающиеся.

 

Ф

Феминизм – возникшее в 18 в. движение, направленное против дискриминации женщин.

Филантропины – учебно-воспитательные учреждения, основанные на принципах природосообразности и человеколюбия.

 

Филантрописты – возникшее в 18 в. в Германии движение, представители которого сочетали в своей деятельности педагогику с благотворительностью.

 

Филантропия – у Эсхила любовь к людям, которой отличался Прометей, научивший их пользоваться огнём, а также заниматься ремёслами и искусствами; в дальнейшем благотворительная деятельность вообще.

 

Функциональная школа – направление в социальной работе, рассматривавшее её как помощь, осуществление которой существенным образом зависит от желания клиента изменить своё положение.

 

Х

Халифат – форма теократического правления, при которой правителем государства был глава мусульманской церкви.

 

Ханаки – в странах Ближнего и Среднего Востока странноприимные дома, в которых имелись кельи и мечети.

 

Холопы (челядины) – у древних славян разорившиеся общинники, которые попадали в постоянную зависимость к богатым землевладельцам, имевшим вотчины.

 

Ц

Церковная благотворительность – благотворительная деятельность религиозных организаций.

Церковь – религиозная организация, которая отличается иерархическим характером управления, а также развитыми системами культа и догматики.

 

Ч

Чартистское движение – возникшее в Англии в 30-х годах 19 в. общественное движение, основное требование которого сводилось первоначально к предоставлению всем мужчинам избирательного права; в дальнейшем выдвинуло также ряд требований, выражавших специфические интересы трудящихся.

 

Частная благотворительность – благотворительная деятельность отдельных лиц.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...