Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ рентабельности капитала предприятия, рентабельности продукции




 

Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты как относительные величины. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

Показатели рентабельности являются важными характери­стиками факторной среды формирования прибыли предприя­тий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительно­го анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используют­ся как инструмент инвестиционной политики и ценообразо­вания.

Наиболее часто используемыми показателями являются показатели рентабельности активов предприятия, как оборотных, так и в целом по предприятию, рентабельности собственного капитала, рентабельности продаж и прибыльности продукции.

Выделяют следующие группы показателей рентабельности:

1. Показатели рентабельности капитала (активов):

Рентабельность Авансированных средств = прибыль /активы

Рентабельность оборотн активов = прибыль / оборотные активы

Рентабельность собств капит = прибыль / собственный капитал

2. Показатели рентабельности продукции:

рассчитывается как отношение показателей прибылей к объему продаж организации

R продаж = ПР прод /ВП

R пр до нал = ПРдон/ВП

R ЧП = ПРч/ВП

3. Показатели рассчитанные на основе потоков наличных средств:

Рассчитывается как отношение чистого денежного потока к валовым продажам, совокупному капиталу, собственному капиталу

R валов продаж =ЧДП/ВП

R сок кап-ла =ЧДП/ВА

R ск =ЧДП/СК

Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей повышения рентабельности. Каждый из показателей может быть разложен в факторную систему с различной степенью детализации.

Модели отражают влияние факторов на рентабельность.

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывают влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов:

- уровень организации производства и управления

- структура капитала и его источников

- объем качество и структура продукции

- затраты на себестоимость изделий

- прибыль по видам деятельности и видам её использования

Анализ таких моделей выполняется методом цепных подстановок

Анализ деловой активности

Деловая активность проявляется в динамичности развития организации, достижении ею поставленных целей, что отражают абсолютные стоимостные и относительные показатели. Деловая активность в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств.

Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов, они важны по следующим причинам:

а) от скорости оборота средств зависит размер годового оборота;

б) с размерами оборота, а следовательно, и с оборачиваемостью связана относительная величина условно-постоянных расходов: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится этих расходов;

в) ускорение оборота на той или иной стадии кругооборота средств влечет за собой ускорение оборота и на других стадиях.

Финансовое состояние организации прямо пропорционально скорости превращения средств, вложенных в активы, в реальные деньги. На длительность нахождения средств в обороте оказывают влияние разные внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам относятся:

- отраслевая принадлежность; сфера деятельности организации;

- масштаб деятельности организации; влияние инфляционных процессов;

- характер хозяйственных связей с партнерами.

К внутренним факторам относятся:

- эффективность стратегии управления активами;

- ценовая политика организации;

- методика оценки товарно-материальных ценностей и запасов.

Оборачиваемость средств, вложенных в имущество организации, может оцениваться скоростью оборота, то есть количеством оборотов, которое делают за анализируемый период капитал организации или его составляющие, и периодом оборота, то есть средним сроком, за который возвращаются денежные средства вложенные в производственно-коммерческие операции.

Деловая активность в финансовом аспекте находит свое отражение в оборачиваемости средств предприятия, которые выражаются при помощи относительных показателей и которые очень важны для организации потому, что от скорости оборота средств зависит размер годового оборота с размерами оборота, а, следовательно, с оборачиваемостью связана относительная величина условно-постоянных расходов. Чем быстрее оборот, чем меньше на каждый оборот приходится этих расходов

Анализ деловой активности заключается в изучении уровня оборачиваемости и затем динамику разнообразных финансовых коэффициентов

Формирование этих коэффициентов осуществляется с использованием отношения объема продаж к величине авансированных средств.

nА = ВП/А

n обА = ВП/ОБА

n ДЗ = ВП/ДЗ

п КЗ = ВП/КЗ

Показатели оборачиваемости будут зависеть от того за какой период будете вести расчет.

Показатели длительности оборота:

t А = Т(дн)/nА=Активы/m(суточн. объем продаж)

m = ВП/Т

t (опер. цикла)= t дз + t запасов

t (финн цикла)= t (опер. цикла) – t кз

Анализ названных коэффициентов предполагает их исследование в динамике и соответствующими коэффициентами аналогичных предприятий.

Содержание управленческого и финансового анализа

Экономический анализ прежде всего можно подразделить на финансовый и управленческий, такое разделений обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе организации на финансовый учет и управленческий учет.

Финансовый анализ, основывающий на данных только бухгалтерской отчетности является внешним анализом, т.е. он проводиться за пределами организации заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. При этом используется ограниченная часть информации о деятельности организации, что не позволяет раскрыть все стороны деятельность организации.

Особенностями внешнего финансового анализа являются:

1. множественность субъектов анализа, пользователь о деятельности организации;

2. разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

3. наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;

4. ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность организации;

5. ограничение задач анализа как следствие предыдущего фактора;

6. открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности организации.

Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами организации по данным публичной финансовой отчетности, составляют:

1. анализ абсолютных показателей прибылей или убытков по данным формы № 2;

2. анализ относительных показателей рентабельности;

3. анализ финансового состояния, финансовой устойчивости, ликвидности активов, ликвидности баланса, платежеспособности организации;

4. анализ эффективности использования собственного и заемного капитала и рационального их соотношения, определения различных рычагов и эффекта;

5. экономическая диагностика и рейтинговая оценка финансового состояния.

При проведении финансового анализа используются в качестве дополнительного источника и другие данные бухгалтерского учета (первичные данные), данные о технической подготовке производства, нормативная и плановая документация, материалы совещаний проверок, пресса и др.

Особенности управленческого анализа являются:

1. ориентация результатов анализа на цели и интересы руководства предприятия;

2. использование всех источников информации для анализа;

3. отсутствует регламентации анализа со стороны государственных органов;

4. комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;

5. интеграция учета, анализа, планирование и приятие решений;

6. максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

Ключевым вопросом для понимания сущности и результативности финансового анализа является концепция хозяйственной деятельности (бизнеса) как потока решений об использовании ресурсов (капиталов) с целью получения прибыли. Получение прибыли является конечной целью хозяйственной деятельности предприятия, потому что она есть необходимое условие для сохранения экономической жизнеспособности предприятия, сохранение возможности дальнейших вложений капитала и развития.

Все многообразие решений для достижения этой цели может быть сведено к трем основным направлениям:

1. решение по вложению капиталов (ресурсов);

2. операции, проводимые с помощью этих ресурсов;

3. определение финансовой структуры бизнеса.

Своевременное и качественное обоснование этих направлений финансовых решений является по существу содержанием финансового анализа, рассматриваемого как единое целое, независимо он или внутренний.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...