Инновационные процессы в образовании
КУРСА (дисциплины, модуля)
Направление подготовки Педагогическое образование
Магистерская программа Высшее образование
Составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта 2014 года
Составитель (и):
__________к.п.н., доцент Дука Н.А. /____________
(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры педагогики
«__» ___________________ 20__ г. Протокол № __
Заведующий кафедрой:
_____д.п.н., проф. Чекалева Н.В. ____________________________________________/____________
(уч. степ., уч. звание) (Ф.И.О) (подпись)
Омск, 2014
Курс:1
Форма обучения: очная
Семестр: 1
Трудоемкость: 2 зачетных единиц
Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем (контактная работа обучающихся с преподавателем) по видам учебных занятий:
Из них: лекций – 6 ак.ч.
практических занятий 14 ак.ч.
лабораторных занятий – не предусмотрены ак.ч.
иных видов учебных занятий – не предусмотрены ак.ч.
Кол-во занятий 10 (50 %) в интерактивной форме.
Самостоятельная работа обучающихся – 52 ак.ч.
Форма промежуточной аттестации: зачет
Дисциплина Инновационные процессы в образовании включена в базовую часть цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению Педагогическое образование.
Цель дисциплины: содействовать становлению профессиональной компетентности магистра на основе теоретического осмысления и практического использования инноваций в решении профессиональных задач.
Задачи курса:
магистрант:
- называет основные понятия, концепции, идеи и направления инновационного процесса;
- использует в разработке и внедрении проектов развития инструментарий (методы, приемы) инновационных процессов в образовании;
- способен проектировать образовательную среду для реализации задач инновационной образовательной практики;
- осуществляет анализ и экспертизу на основе критериев инновационных процессов в образовании;
- разрабатывает технологии внедрения инновационных процессов в различных учреждениях.
Планируемые результаты:
Освоение дисциплины направлено на формирование у бакалавра (магистра) в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами будущей профессиональной деятельности следующих компетенций:
– способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3);
– способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4);
–способность формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2);
– готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК- 4);
– готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-8);
В результате изучения дисциплины студент должен овладеть следующими знаниями, умениями и навыками в рамках формируемых компетенций:
Качественные уровни сформированности компетенций
Код формируемой
компетенции
| Уровни овладения
| Критерии
| Результаты
|
ОК-3
| пороговый
| Называет 2-3 метода метода исследования в сфере профессиональной деятельности
| знать
| отдельные инновационные методы исследования, основные сферы профессиональной деятельности;
|
Отбирает 2-3 и использует 2-3 понятия современной науки при решении исследовательских задач;
| уметь
| использовать отдельные понятия категориального аппарата современной науки при решении исследовательских задач; отбирать отдельные методы для исследования образовательной практики; использовать некоторые методы статистической обработки экспериментальных данных;
|
Разрабатывает презентацию результатов собственного, демонстрируя навыки исследовательской культуры
| владеть
| отдельными способами презентации результатов собственного исследования; некоторыми методами поиска научных источников, развивающих собственную исследовательскую культуру.
|
продвинутый
| Называет 4-5 инновационных метода исследования в сфере профессиональной деятельности
| знать
| основные инновационные методы исследования, перспективные сферы профессиональной деятельности;
|
С помощью преподавателя категориальный аппарат науки в собственном исследовании и отбирает методы для исследования образовательной практики, использует 2-3 метода статистической обработки экспериментальных данных
| уметь
| применять категориальный аппарат современной науки в собственном исследовании; отбирать основные методы для исследования образовательной практики; использовать основные методы статистической обработки экспериментальных данных; проводить экспертизу ведущих результатов исследования;
|
С помощью преподавателя разрабатывает научный аппарат исследования во всей полноте его компонентов
| владеть
| многими способами самостоятельного освоения новых методов исследования; основными компонентами технологии презентации результатов исследования и техникой анализа результатов научных исследований; ведущими методами поиска научных источников, развивающих методологическую компетентность и исследовательскую культуру.
|
высокий
| Называет и обосновывает инновационные методы исследования
| знать
| разнообразные инновационные методы исследования, перспективные сферы профессиональной деятельности
|
Непротиворечиво применяет категориальный аппарат науки в собственном исследовании и отбирает методы для исследования образовательной практики, использует 4-5 метода статистической обработки экспериментальных данных
| уметь
| профессионально применять категориальный аппарат современной науки в выступлениях и в собственном исследовании; отбирать оптимальные и современные методы для исследования образовательной практики; использовать методы статистической обработки экспериментальных данных; проводить грамотную экспертизу результатов исследования
|
самостоятельно разрабатывает научный аппарат исследования во всей полноте его компонентов
| владеть
| способами самостоятельного освоения новых методов исследования; технологией презентации результатов исследования и техникой анализа результатов научных исследований; методами поиска научных источников, развивающих методологическую компетентность и исследовательскую культуру.
|
Код формируемой
компетенции
| Уровни овладения
| Критерии
| Результаты
|
ОПК-4
| пороговый
| Называет 2-3 способы и средства профессионального и личностного самообразования
| знать
| отдельные способы и средства профессионального и личностного самообразования;
|
Отбирает 2-3 отдельных приема самоанализа для оптимального профессионального и личностного развития
| уметь
| применять отдельные приемы самоанализа для оптимального профессионального и личностного развития;
|
Знаком с 2-3 методами самодиагностики, способами разработки индивидуального образовательного маршрута и программы самообразования
| владеть
| основнымиметодами самодиагностики, способами разработки индивидуального образовательного маршрута и программы самообразования.
|
продвинутый
| Называет 4-5 способов и средств профессионального и личностного самообразования для проектирования образовательного маршрута и профессиональной карьеры
| знать
| разнообразные способы и средства профессионального и личностного самообразования, источники информации о возможных вариантах образовательного маршрута и профессиональной карьеры, способы и средства проектирования образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
|
Отбирает параметры для самоанализа составляет план профессионального и личностного развития
| уметь
| осуществлять самоанализ по основным параметрам и разрабатывать программу профессионального и личностного развития;
|
Демонстрирует 4-5 методов самодиагностики и соответствующих способов разработки индивидуального образовательного маршрута и программы самообразования
| владеть
| основнымиметодами самодиагностики, способами разработки индивидуального образовательного маршрута и программы самообразования.
|
высокий
| Называет все известные способы и средства профессионального и личностного самообразования, источники информации о возможных вариантах образовательного маршрута и профессиональной карьеры, способы и средства проектирования образовательного маршрута и профессиональной карьеры
| знать
| разнообразные способы и средства профессионального и личностного самообразования, источники информации о возможных вариантах образовательного маршрута и профессиональной карьеры, способы и средства проектирования образовательного маршрута и профессиональной карьеры
|
Использует результаты самоанализа для разработки программы профессионального и личностного развития, индивидуального образовательного маршрута
| уметь
| осуществлять самоанализ и разрабатывать программу профессионального и личностного развития, индивидуального образовательного маршрута;
|
готов спроектировать собственный образовательный маршрут и профессиональную карьеру.
| владеть
| методами самодиагностики и на ее основе технологиями разработки программы самообразования и составления индивидуального образовательного маршрута.
|
Код формируемой
компетенции
| Уровни овладения
| Критерии
| Результаты
|
ПК-2
| пороговый
| Называет 1-2 концепции и подходы к формированию образовательной среды и нормативные документы, содержащие принципы инновационной образовательной политики
| знать
| отдельныеконцепции и подходы к формированию образовательной среды, основное содержание, принципы инновационной образовательной политики;
|
Выбирает 2-3 критерия анализа и оценки отдельных компонентов образовательной среды; предлагает 2-3 средства развития образовательной среды
| уметь
| анализировать и оценивать отдельные компоненты образовательной среды, отбирать средства развития образовательной среды;
|
С помощью преподавателя группирует элементы технологии развития образовательной среды в соответствии с инновационной образовательной политикой.
| владеть
| отдельными методами, приемами анализа образовательной среды, отдельными элементами технологии развития образовательной среды в соответствии с инновационной образовательной политикой.
|
продвинутый
| Называет концепции формирования образовательной среды, отражающие содержание, принципы инновационной образовательной политики
| знать
| основные концепции и подходы к формированию образовательной среды, основное содержание, принципы инновационной образовательной политики;
|
Отбирает 4-5 средства развития образовательной среды на основе анализа и оценки компоненты образовательной среды
| уметь
| анализировать и оценивать основные компоненты образовательной среды, отбирать оптимальные средства развития образовательной среды;
|
Отбирает по 4-5 методов анализа образовательной среды и элементов технологии развития образовательной среды в соответствии с инновационной образовательной политикой.
| владеть
| методами, приемами анализа образовательной среды, основными элементами технологии развития образовательной среды в соответствии с инновационной образовательной политикой
|
высокий
| Называет все известные инновационные концепции формирования образовательной среды; содержание, принципы инновационной образовательной политики; способы и средства самосовершенствования и саморазвития
| знать
| значительное число инновационных концепций и подходы к формированию образовательной среды; содержание, принципы инновационной образовательной политики; способы и средства самосовершенствования и саморазвития;
|
На основе выбранных 4-5- критериев анализа и оценки образовательной среды отбирает эффективные средства ее развития
| уметь
| самостоятельно анализировать и оценивать образовательную среду и отбирать наиболее эффективные средства ее развития;
|
Самостоятельно разрабатывает проект образовательной среды в соответствии с инновационной образовательной политикой
| владеть
| современными методами, приемами анализа образовательной среды; технологией развития образовательной среды в соответствии с инновационной образовательной политикой.
|
Код формируемой
компетенции
| Уровни овладения
| Критерии
| Результаты
|
ПК-4
| пороговый
| Называет 2-3 образовательные технологии
| знать
| отдельные методики, технологии и приемы обучения;
|
Отбирает 2-3 инновационные образовательные технологии под конкретную дидактическую задачу
| уметь
| планировать обучение с использованием современных методик, технологий и приемов обучения
|
Использует 2-3 навыка анализа результатов процесса внедрения инновационных образовательных технологий
| владеть
| навыками анализа результатов процесса внедрения современных методик, технологий и приемов обучения.
|
продвинутый
| Называет 4-5 инновационных образовательных технологий
| знать
| основные методики, технологии и приемы обучения, критерии анализа эффективности методик, технологий и приемов обучения, современную образовательную инфраструктуру;
|
Готов под руководством преподавателя реализовывать инновационные образовательные технологии.
| уметь
| реализовывать различные методики обучения, технологии, приемы обучения, планировать процесс использования методик, технологий и приемов обучения;
|
Использует и оценивает эффективность инновационных образовательных технологий в конкретных педагогических условиях.
| владеть
| основныминавыками внедрения современных методик, технологий и приемов обучения, навыками анализа эффективности использования методик, технологий и приемов обучения в конкретных педагогических условиях.
|
высокий
| Называет все известные инновационные образовательные технологии в соответствии с тенденциями развития отечественной системы образования
| знать
| современные методики, технологии и приемы обучения, тенденции развития отечественной системы образования
|
Составляет сценарный план образовательного процесса на основе инновационных образовательных технологий
| уметь
| планировать и реализовывать учебный процесс с использованием современных и передовых методик, технологий, приемов обучения
|
Готов самостоятельно разрабатывать, внедрять и оценивать эффективность инновационных образовательных технологий под конкретную дидактическую задачу.
| владеть
| системными навыками внедрения современных методик, технологий и приемов обучения, анализа эффективности использования методик, технологий и приемов обучения в конкретных педагогических условиях
|
Код формируемой
компетенции
| Уровни овладения
| Критерии
| Результаты
|
ПК-8
| пороговый
| Называет отдельные этапы проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов
| знать
| этапы проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;
|
Имеет представление о способах составления паспорта проекта образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;
| уметь
| составлять паспорт проекта образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;
|
демонстрирует мысли
тельные операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации для анализа образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов
| владеть
| навыками анализа существующих образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов.
|
продвинутый
| Называет 1-2 концепции педагогического проектирования, раскрывает содержание этапов проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов
| знать
| ведущие концепции педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов, этапы проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов
|
Использует известные методы проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов, исходя из условий образовательной среды
| уметь
| адаптировать методы проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов, исходя из условий образовательной среды;
|
Обобщает теоретические основы педагогического проектирования для обоснования логики и этапов проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов
| владеть
| способами оценки эффективности существующих образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов.
|
высокий
| Обобщает теоретические основы педагогического проектирования для обоснования логики и этапов проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов
| знать
| современныетеоретические основы педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов, этапы проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;
|
С помощью преподавателя выстраивает программы и индивидуальные образовательные маршруты для решения конкретных профессиональных проблем с использованием эффективных методов проектирования исходя из условий образовательной среды;
| уметь
| самостоятельно проектировать образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты для решения конкретных профессиональных проблем, эффективно адаптировать методы проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов, исходя из условий образовательной среды;
|
Самостоятельно разрабатывает инновационные образовательные программы и индивидуальных образовательных маршрутов исходя из условий образовательной среды
| владеть
| навыками проектирования инновационных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов, исходя из условий образовательной среды.
|
Количественные уровни оценки сформированности компетенций
Коды формируемых компетенции (кластера компетенций)
| Уровни овладения
| Баллы
| |
ОК-3, ОПК-4,ПК-2, ПК-4.
| пороговый
| 60-74
| |
|
|
продвинутый
| 75-89
| |
|
|
высокий
| 90-100
| |
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: