Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы отбора содержания и организации учебного материала




Отбор содержания учебного материала и его организация обусловлены принципами развития высшего педагогического образования и его задачами при обучении в магистратуре, а также логикой и принципами инновационного развития образования и педагогической инноватики, как отрасли педагогической науки, а именно:

  • фундаментализации, обусловливающей организацию учебного материала вокруг актуальных проблем инновационного развития системы образования России;
  • практико - ориентированности, предполагающей связь содержания программы учебной дисциплины с потребностями реальной образовательной практики проектирования и внедрения инноваций; возможность использования теоретических знаний для решения конкретных практических профессиональных задач и проблем; ориентация на изучение опыта инновационной деятельности образовательных учреждений Омского региона.
  • вариативности (принцип ориентирует на максимальный учет индивидуальных особенностей профессионального становления магистранта и потребностей рынка труда в специалистах, владеющих инновационными способами решения профессиональных задач);
  • гуманитаризации (принцип определяет диалогичность учебного материала, ориентацию студентов на сопоставление различных точек зрения, позиций, концепций);
  • историзма, который предполагает рассмотрение изучаемых инновационных процессов в контексте конкретно-исторического времени; сочетания ретроспективы с перспективой, что обусловливает определенную актуализацию прогностической функции и ориентацию на современные проблемы развития инновационных процессов.

Междисциплинарные связи

Дисциплина опирается на компетентности и базовую часть профессионального цикла ООП по направлению «Педагогическое образование».Достижение целей изучения дисциплины обеспечивается связью с программами профессионального цикла подготовки бакалавров по направлению: «Педагогическое образование», а также дисциплинами общенаучного цикла «Методология научного исследования», дисциплинами по выбору и практиками.

Изучение дисциплины необходимо для освоения дисциплины общенаучного цикла «Современные проблемы науки и образования» профессионального цикла: «Образовательное проектирование». «Информационные технологии в профессиональной деятельности» профессионального цикла.

Компетенции, освоенные магистрантом в данной дисциплине, будут актуальны при выполнении магистерской диссертации.

Образовательные технологии

Для успешного освоения учебной программы используются сочетание лекционных, практических и выездных занятий, интерактивных технологий, самостоятельной работы с различными информационными ресурсами. На занятиях и в рамках самостоятельной работы по курсу студенты изучают нормативные документы и научные публикации об инновационных процессах, собирают и анализируют информацию об опыте инновационной деятельности в сфере образования, представленную в СМИ и в Интернете, разрабатывают презентационные материалы с использованием информационных технологий. На занятиях используются технология критического мышления, кейс-технология, дебаты и другие образовательные технологии.

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Использование балльно-рейтинговой системы оценки достижений позволяет оценить индивидуальную динамику формирования компетенций бакалавра (магистра) в соответствии с видом профессиональной деятельности.

Текущая аттестация проводится путем оценки выполнения магистрантами заданий на семинарских занятиях. Для текущей аттестации могут использоваться практические задания,связанные с разработкой индивидуальных и групповых проектов и предполагающие отработку умений магистрантов определять источники инновационных идей; оценивать эффективность инновационных процессов; способы введения новшеств в образовательное учреждение, разрабатывать проекты развития для образовательных учреждений; составлять экспертное заключение на инновационный проект.

Промежуточная аттестация качества усвоения знаний осуществляется в форме тестов по основным разделам учебной программы.

 

 

 

Промежуточная аттестация качества усвоения знаний

Итоговаяаттестация проводится в форме накопительного зачёта, который заключается в защите портфолио работ по дисциплине (фрагмента программы развития или программы опытно-экспериментальной работы, и экспертного заключения).

Тематический план дисциплины

  №   Тема (раздел) дисциплины Всего академических часов Контактная работа обучающихся с преподавателем Самостоятельная работа обучающихся
Лекции Семинарские (практические) занятия Лабораторные занятия Иные виды учебных занятий
  Тема 1. Теоретико-методологические основы изучения инновационных процессов в образовании Лекция 1.Теоретико-методологические основы изучения инновационных процессов в образовании Семинар 1. Основы педагогической инноватики. Семинар 2. Инновационная деятельность педагога. Семинар 3 Психологические барьеры и психологическая защита.            
2. Тема 2. Технологии разработки и освоения новшеств Лекция 2. Развитие образовательного учреждения как инновационный процесс. Семинар 4.Развитие образовательного учреждения как инновационный процесс. Технологии разработки и освоения новшеств. Семинар 5.Проектирование программы опытно-экспериментальной работы в ОУ.            
3. Тема 3. Анализ, тенденции инновационных процессов в системе образования РФ и др.странах. Оценка эффективности инновационных процессов Лекция3. Анализ и тенденции инновационных процессов в системе образования Российской Федерации. Оценка эффективности инновационных процессов Семинар 6.Сравнительно-педагогический анализ инновационных процессов в России и развитых странах. Семинар 7. Презентация материалов портфолио.            
1.1 из них в интерактивной форме            
  ИТОГО:            
  В том числе в интерактивной форме            

Основное содержание дисциплины

 

Тема 1.

Теоретико-методологические основы изучения инновационных процессов в образовании.

1.1. Инновации в педагогической науке и практике. Педагогическая инноватика как новая отрасль научного знания, изучающая проблемы теории и практики инновационных процессов в образовании. Основные неологические понятия: новое, новшество, нововведение, инновация. Новое и традиционное. Характер новизны (абсолютная и относительная, объективная и субъективная), уровни (усовершенствование, изобретение, открытие) и области действия новшеств (обучение, воспитание, организация жизнедеятельности и управление образовательным учреждением, совместная деятельность образовательного учреждения и внешней среды). Системы классификаций нововведений в образовании. Классификация инноваций в образовании: Р.Н. Юсуфбековой, К. Ангеловски, В.И. Андреева, В.И. Загвязинского, Г.П. Щедровицкого, А.Н. Тубельского, О.Г. Прикота, О.Г. Хомерики, М.М. Паташника, А.В. Лоренсова.

1.2. Инновационные процессы как основа осуществления парадигмальных изменений в образования.

Инновационные процессы в сфере образования: сущность, структура, типология. Отличительные особенности педагогических инновационных процессов, жизненный цикл и динамика развития, механизмы развертывания во времени. Законы протекания инновационных процессов (необратимой дестабилизации педагогического процесса; финальной реализации инновационного процесса; стереотипизации педагогических инноваций; цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций, управления инновациями). Процессы гуманизации, демократизации, технологизации, стандартизации, регионализации, интеграции и дифференциации образования, проектирования и прогнозирования его развития как отражение реализующихся прогрессивных педагогических идей. Источники инновационных идей. Негативные тенденции в образовании и их влияние на инновационные процессы. Условия, критерии оценки эффективности инновационных процессов. Ранги инноваций.

1.3. Инновационная деятельность педагога. Характеристика субъектов инновационной деятельности.

Педагогическое творчество и инновации в исследованиях Н.В. Кузьминой, А.И. Щербакова, В.А. Кан-Калика, А.Д. Никандрова, В.И. Загвязинского, К.А. Абульхановой-Славской, Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской и др. Соотношение инновационной деятельности и творческой деятельности педагога. Сущностные характеристики инновационной деятельности в образовании. Модель инновационной деятельности педагога. Концепция инновационной деятельности педагога В.А.Сластенина, Л.Д.Подымова. Структура, характеристика и содержание мотивационного, креативного, технологического и рефлексивного компонентов инновационной деятельности педагога. Характеристика субъектов инновационной деятельности (по В. И. Загвязинскому: новаторы, изобретатели, модернизаторы, мастера педагогического труда; по Э. Роджерсу: новаторы, ранние реализаторы, раннее большинство, позднее большинство, колеблющиеся). Понятие психологических барьеров и психологический защиты. Факторы, обусловленные психологическими барьерами. Виды психологической защиты: отрицание, подавление, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение, замещение, катарсис и др. Антиинновационный барьер в деятельности педагога. Причины, вызывающие сопротивление педагогов новшествам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...